Библиографическое описание:

Рослова И. С. Предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 306-309.

Радикальная перестройка системы управления экономикой — одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в Российской Федерации. В последние годы эта проблема приобрела особое значение для социально-экономического развития территорий и, в первую очередь, для отраслей экономики, обеспечивающих жизнедеятельность населения, важнейшей среди которых является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) [2]. Однако в настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) страны накопился ряд противоречий, которые требуют незамедлительного решения: высокая фондоемкость и низкая производительность труда; рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и ухудшение финансового состояния предприятий; высокая степень износа основных фондов, стагнация структурного развития сферы ЖКХ и опережающая динамика развития предпринимательской среды хозяйства страны в целом; пассивность населения и необходимость модернизации системы управления жилищным фондом; развитие рыночных отношений и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ [3].

В настоящее время ученые-экономисты отмечают, что формирование условий для развития предпринимательства в ЖКХ позволит ускорить реформационные процессы, будет способствовать эффективному функционированию рыночных механизмов в отрасли и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.

Можно констатировать, что предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального комплекса мегаполиса, несмотря на всю сложность ситуации, существуют и состоят в следующем:

-          активно происходит процесс приватизации государственной и муниципальной собственности;

-          оформляется нормативно-правовая база в сфере деятельности предпринимательских структур ЖКК как мегаполиса, так и страны в целом;

-          в качестве субъектов рынка ЖКУ формируются предпринимательские структуры в формате государственно-частного партнерства;

-          сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, как на региональном, так и на уровне страны в целом;

-          в качестве субъектов рынка ЖКУ появляются новые частные структуры в форме субъектов малого и среднего предпринимательства: товарищества собственников жилья, управляющие, эксплуатирующие и обслуживающие организации и их объединения;

-          формируются и развиваются конкурентные отношения среди субъектов рынка ЖКУ;

-          активизируется роль населения как собственника жилья и субъекта рынка ЖКУ;

-          проблемы поддержки и развития предпринимательства в экономике и сфере ЖКХ открыто обсуждаются в СМИ и на интернет-порталах.

В условиях наличия конфликта интересов государства, предприятий-монополистов, управляющих и обслуживающих организаций и собственников жилья — основным принципом государственного регулирования развития рынка ЖКУ является поддержание баланса экономических интересов всех участников рынка. Этот и другие принципы государственного регулирования рынка ЖКУ играют важную роль в построении рыночных отношений и реформировании сферы ЖКХ.

Принципы государственного регулирования рынка ЖКУ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные принципы государственного регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг [1]

№ п/п

Принципы

Содержание принципа

1

Сбалансированность интересов

Направленность на соблюдение баланса экономических интересов государства, предприятий-монополистов, управляющих и обслуживающих организаций, собственников жилья и их организаций.

2

Социальная направленность

Направленность на обеспечение комфортных условий проживания граждан, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, предоставление жилищно-коммунальных услуг в установленные сроки при соблюдении надлежащих объемах и качестве, содержание общего имущества многоквартирного дома и прилегающих территорий в должном состоянии.

3

Защищенность бизнеса

Обеспечение защищенности бизнеса в условиях перехода к рыночным отношениям в сфере ЖКХ.

4

Защищенность населения

Обеспечение социальной защищенности населения в период реформирования ЖКХ: регулирование должно базироваться на дифференцированности оплаты жилищно-коммунальных услуг населением на период перехода к рыночным отношениям.

5

Правовая обеспеченность

Обеспечение соответствия нормативно-правовой базы сферы ЖКХ проводимым реформам.

6

Развитие конкуренции

Формирование конкурентных условий на рынке ЖКХ.

7

Прозрачность тарифной политики

Формирование прозрачной тарифной политики.

8

Централизация решений

Централизация процесса принятия стратегических решений по реформированию сферы ЖКХ.

9

Децентрализация ответственности

Децентрализация ответственности за реализуемые решения по уровням управления жилищно-коммунальным комплексом.

10

Минимизация рисков

Минимизация политических, экономических и социальных рисков от реализации внедряемых государственных программ и национальных проектов для государства в целом, бизнеса и населения.

11

Исполнение обязательств

Безусловное выполнение бюджетных и других обязательств, взятых на себя государством перед участниками хозяйственной деятельности в сфере ЖКХ.

12

Защищенность прав собственности на жилье

Развитие частной собственности на жилье во всех ее формах и гарантированность прав этой собственности.

13

Государственная поддержка

Формирование системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ.

 

Предпринимательство в сфере ЖКК представляет собой экономическую деятельность, осуществляемую субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности общества в услугах, получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития и выполнения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Функционирующие в настоящее время предпринимательские структуры жилищно-коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием, подразделяются на три группы.

Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию, а именно — воду, тепло, электроэнергию, производство и потребление которых либо совпадают во времени, либо следуют друг за другом, в связи с чем предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее именно столько, сколько требуется в текущий период.

Ко второй группе относятся управляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-строительные и эксплуатационные предприятия и компании.

К третьей группе относятся предприятия мультисервиса и организации, выполняющие работы по внешнему благоустройству, озеленению, сбору и утилизации ТБО.

Предпринимательство в сфере ЖКК представляет собой экономическую деятельность, осуществляемую субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности общества в услугах, получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития и выполнения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Рис. 1. Формы, цели и функции предпринимательства в ЖКХ

 

Развитие предпринимательства в сфере ЖКХ г. Санкт-Петербург во многом обусловлено появлением бизнес-структур в виде управляющих компаний по обслуживанию жилого фонда, а также удельным весом ветхого и аварийного жилья в общей площади жилого фонда. (Рисунок 2).

 

Рис. 2. Динамика обеспеченности жильем и удельный вес аварийного жилого фонда г. Санкт-Петербург в 2013г.

 

Дальнейшее развитие сферы ЖКХ Санкт-Петербурга, по нашему мнению, затруднено в настоящее время по ряду объективных и субъективных причин, и в первую очередь высокой фондоемкостью, значительным износом основных фондов, низкой производительностью труда, а также ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ухудшением финансового состояния предприятий в целом.

 

Литература:

 

1.                  Зарипова Д. А. Задачи управления сферой жилищно-коммунального хозяйства в повышении потенциала устойчивого развития экономики города // Науч. жизнь. — 2011. — № 5. — С. 85–88.

2.                  Кирсанов С. Направления перехода к устойчивому функционированию системы предоставления жилищных и коммунальных услуг // Самоуправление. — 2011. — № 10. — С. 26–28.

3.                  Черняк В. З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика [Электронный ресурс]: электрон. учебник, презентации (анимация, звук), пробные тренировочные тесты, контрольные тесты, словарь терминов, персоналии. — Электронные данные. — М.: КноРус: Книж. индустрия, 2011. — 1 электронный оптический диск (CD-ROM)

4.                  Юматов А. С. Проблемы формирования основных направлений развития жилищно-коммунального хозяйства города в Российской Федерации // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2012. — № 5–1. — С. 51–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle