Библиографическое описание:

Зосимова М. П. Причины и условия стабильности политического режима на примере демократического режима в Норвегии // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 426-428.

Ключевые слова: Норвегия, политический режим, стабильность демократического режима, демократия, демократический режим, устойчивость политической системы, условия стабильности режима, степень управляемости, функции политической системы, демократические государства.

 

На сегодняшний день в мире существует более 200 государств, как признанных, так и не признанных мировым сообществом. У каждой из этих стран свое политическое устройство и определенный политический режим. Сегодня на карте мира можно найти государства, политический режим которых не подпадет ни под одну существующую классификацию, так как невозможно учесть все специфические особенности отдельно взятой страны. Но, как отмечал в своей книге Сэмюэл Хантингтон: самым важным из того, что отличает одну страну от другой в политическом отношении, является не форма правления, а степень управляемости. Демократические страны и диктатуры отличаются друг от друга меньше, чем отличаются те страны, политическая жизнь которых характеризуется… прочностью общественных отношений, легитимностью,…, стабильностью, от тех, где этого всего не достает [2. — p.1]. Таким образом, мы можем видеть, что государства, вне зависимости от режима, в первую очередь стремятся к устойчивости политической системы, а от режима уже будет зависеть разнообразие причин и условий, обеспечивающих ее стабильность. Под стабильностью политической системы можно понимать способность системы сохранять свои институты и продолжать осуществление основных функции в условиях изменяющейся среды. Стабильность политической системы обычно рассматривается как ситуативный параметр. Устойчивость режима, в отличие от стабильности, носит более долгосрочный характер и ее соотносят со стратегическими параметрами. Но, в любом случае, достижение устойчивости политической системы без политической стабильности едва ли возможно.

Сегодня все больше и больше стран стремятся к построению демократического режима, считая его оптимальным вариантом для обеспечения безопасности и соблюдения прав своих граждан. Кроме того, существует и так называемая теория демократического мира, согласно которой «демократические режимы не воюют друг с другом». Таким образом, стремление к демократии может объясняться и стремлением к построению глобальной безопасности и стабильных международных отношений. Но важно не забывать о том, что этого можно достигнуть лишь при условии реально существующего, устойчивого и стабильного демократического режима. Вопрос в том, как же достигнуть устойчивости демократической политической системы?

Этот вопрос можно рассмотреть на примере Норвегии. Выбор страны легко объяснить тем, что, по данным исследовательской компании «The Economist Intelligence Unit», Норвегия уже несколько лет подряд считается самой демократичной страной мира [9], а ее политический режим сохраняет устойчивость на протяжении более чем 60-ти лет. В чем же секрет такого успеха?

Во-первых, надо отметить, что Норвегия — страна с немногочисленным населением, но ее граждане активно участвуют в политической жизни своей страны. Население Норвегии немногим превышает 5 млн человек [4], но при этом в Стротинге, парламенте Норвегии, который состоит из 169 человек, представлены 8 политических партий. Также на политическую власть оказывают влияние различные общественные и лоббистские организации. Кроме того, в Норвегии используются так называемые гибкие списки (свободные, открытые). Гибкими называются такие списки, в которые избиратель может вносить изменения [7. — с. 277–278]. Применение открытых списков связано с существованием в Норвегии преференциального голосования, которое дает возможность голосующим высказать предпочтение определенным кандидатам, указанным в партийном списке.

Из приведенных выше фактов можно сделать вывод о том, что одним из факторов, объясняющих стабильность политической системы в Норвегии, является наличие эффективно осуществляемой функции «входа», то есть артикуляция и агрегирование интересов население осуществляется различными путями и, как следствие принятия во внимание интересов граждан, они, в свою очередь, оказывают поддержку существующей политической системе. Так, по различным статистическим данным, более 65 % населения доверяет правительству, а явка на выборах всегда высока и составляет более 75 %.

Для устойчивости любой политической системы также важно эффективное осуществление и функции «выхода». К функциям «выхода» можно отнести нормотворчество, исполнение законов, правил и норм, контроль за их соблюдением. В Норвегии эти функции реализуются законодательными, исполнительными и судебными органами власти. В случае, если решение, которое, например, может иметь форму законодательного акта, не до конца удовлетворяет граждан, у них есть возможность выразить свое несогласие, которое в виде требования вновь поступает на «вход».

К примеру, в Норвегии довольно распространена практика проведения референдумов по различным вопросам и на разных уровнях — от местного до общенационального. С 1970 года по 2013 было зарегистрировано 721 референдума. Самая высокая явка, составившая 66 %, была зафиксирована в 2013 году на референдуме по вопросу подачи заявки на проведения в Осло предстоящих в 2022 зимних Олимпийских игр [3]. Таким образом, можно говорить о функционировании обратной связи, наличие которой является важным условием стабильности политического режима.

В роли проводника обратной связи могут также выступать СМИ. Норвегия занимает одно из ведущих мест по количеству периодических печатных изданий на душу населения, а в рейтинге о состоянии свободы прессы в странах мира занимает первое место, наряду с Нидерландами и Швецией [8]. Кроме того, население в определенной степени может осуществлять контроль за деятельностью политических партий. В частности, надо отметить тот факт, что Норвегия — одна их первых Скандинавских стран, которая на законодательном уровне обязала политические партии опубликовывать отчеты о своей финансовой деятельности [7. — с. 254].

Важнейшим социальным условием стабильности демократии также является и обеспечение достаточно высокого уровня благосостояния граждан. Это позволяет смягчать социальные конфликты и снизить напряженность в обществе, достичь согласия, способствует преодолению социального неравенства. В Норвегии на 2014 год ВВП (ППС) на душу населения составлял около 60 тысяч долларов [1.], при этом показатель разницы в доходах самых бедных и самых богатых в Норвегии один из самых низких среди остальных стран с демократическим режимом. Так, доходы 10 % наиболее обеспеченных граждан Норвегии превышают доходы 10 % наименее обеспеченных граждан в 6 раз. Для сравнения можно привести значение этого показателя в Великобритании — в Соединенном Королевстве доходы самых богатых в 10 раз превышают доходы наименее обеспеченных [6]. Следует также отметить, что за последние несколько лет Норвегия прочно обосновалась в самом начале рейтинга ООН, как страна с самым высоким уровнем жизни. Кроме того, на протяжении уже более чем 30 лет Норвегия занимает первое место по показателям индекса человеческого развития [5.], который оценивает «уровень жизни» не только по национальному доходу, но с учетом индекса ожидаемой продолжительности жизни, индекса образования и индекса валового национального дохода по паритету покупательной способности (ППС). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Норвегии проводится довольно действенная социальная и экономическая политика, за счет чего достигается необходимый для стабильности демократического режима уровень доверия и поддержки правительства населением.

В заключение, надо отметить, что стабильность демократической политической системы обуславливается не только устойчивостью политических институтов, взаимоотношениями между ними и сбалансированностью элементов экономической системы, но необходимым условием являются и стабильные взаимоотношения между гражданами государства и его политической элитой.

На примере Королевства Норвегии мы видим, что для устойчивости демократического режима необходимо эффективное осуществление функций «входа» и «выхода» в механизме политической системы; также непременным условием является наличие обратной связи, которая является залогом существования демократии. Следующее условие — высокий уровень поддержки и доверия населения политическому руководству государства. Этого можно достичь при наличии сильной национальной экономики и проведением социальной политики, которая должна быть направлена на обеспечение высокого качества жизни граждан.

Сегодня в мире существуют десятки государств, конституция которых провозглашает их демократиями, но лишь небольшая часть из них обладает устойчивым политическим режимом. Для того, чтобы режим был стабильным и устойчивым, как видно на примере политической системы Норвегии, необходимо сочетание различных факторов — от социально-экономического развития государства и до эффективного функционирования политических институтов.

 

Литература:

 

1.                  International Monetary Fund. Data and Statistics. World Economic Outlook Database, October 2014.

2.                  Samuel P. Huntington. Political Order in Changing Societies/ New Haven and London, Yale University Press. — URL: http://projects.iq.harvard.edu/gov2126/files/huntington_political_order_changing_soc.pdf (Дата обращения: 09.01.2015)

3.                  Statistics Norway/ Statistics/ Elections/ Local referendums. Local referendums, 2013. Published: 3 June 2014. — URL: http://www.ssb.no/en/valg/statistikker/folkavs_kostra (Дата посещения:09.01.2015)

4.                  Statistics Norway/ Statistics/ Population/ Population, 1 January 2014. Published: 20 February 2014. — URL: http://www.ssb.no/en/befolkning/statistikker/folkemengde/aar (Дата посещения:09.01.2015)

5.                  UN development program. Human Development Reports/ Human Development Index trends, 1980–2013 — URL: http://hdr.undp.org/en/content/table-2-human-development-index-trends-1980–2013 (Дата посещения: 10.01.2015)

6.                  РБК. Яков Грабарь. Богач-бедняк: мир оказался несправедлив. 17.07.2013. — URL: http://top.rbc.ru/economics/17/07/2013/866357.shtml (Дата обращения: 11.01.2015)

7.                  Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е. А. Водяницкая, П. С. Гвоздев, И. А. Ракитская, А. Г. Орлов; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. — М.: РЦОИТ, 2011. — 512 с.

8.                  Центр гуманитарных технологий. Исследования/ Сравнительные исследования/ Рейтинги стран и регионов/ Рейтинг стран мира по уровню свободы средств массовой информации. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/freedom-of-the-press/info#norway (Дата обращения: 10.01.2015)

9.                  Центр гуманитарных технологий. Исследования/ Сравнительные исследования/ Рейтинги стран и регионов/ Рейтинг стран мира по уровню демократии. — URL: http://gtmarket.ru/ratings/democracy-index/info#norway (Дата обращения: 10.01.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle