Библиографическое описание:

Тауипбаева А. Т., Шеримова А. С., Рысбаева Г. И., Абдихайымова Г. Т. Мероприятия по профориентационной работе // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 556-559.

Если выбор профессии сделан неверно, то человек испытывает проблемы в трудоустройстве, в дальнейшем карьерном росте. Это в первую очередь касается школьников старших классов, которые в возрасте 15–16 лет сталкиваются с необходимостью выбрать себе профессию на всю жизнь. Важно уже со школьной скамьи направить учащихся на правильный путь.

Профориентационная работа со стороны предпринимателя это помощь подросткам в формировании интереса к миру профессий. Мы вместе должны стремится к воспитанию у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей [1].

В этой связи, предпринимателям области, согласно пункта 2 статьи 4 закона «О Национальной палате предпринимателей РК» (обязательность членства в ней субъектов предпринимательства, зарегистрированных (прошедших учетную регистрацию), предлагаются методические рекомендации, по организации профориентационной работы, направленной на формирование профессионального самоопределения молодежи [2].

Профориентационная работа со стороны предпринимателя это часть разработанного отделом «Анализа и содействия развития ТиПО» Палаты предпринимателей Кызылординской области проекта «Готовим кадры со школьной скамьи!». Мы вместе поможем ребятам получить:

-          Профессиональное просвещение — т. е. обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

-          Профессиональное воспитание — т. е. формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

-          Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

-          Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Пример беседы.

«Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70 % рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в сельском хозяйстве — разве ему не надо знать основ биологии, физики, агротехники, не говоря уже просто о механике?

К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром еще В. Г. Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.

Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством [3].

Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.

Телефонистка, например, должна обладать другими качествами: хорошим зрением и слухом, надежными голосовыми связками, четкой дикцией, а также выдержкой и вежливостью и т. д.

Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не потому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Ни обществу, ни человеку это не нужно. Имеются справочники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказаны при тех или иных особенностях организма. Указанные справочники предназначены для врачей, а не для массового читателя. Поэтому, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом. Медицинская профессиональная консультация проводится заблаговременно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из рекомендаций врача.

Не откладывайте решение вопроса «кем быть?» на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться «за компанию», устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором — поработайте на комбайне или тракторе, шофером — его помощником, врачом — санитаром в больнице, геологом — поработайте летом в экспедиции.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером».

Первый шаг — выбор школы. Перечень школ предоставляется отделом.

Второй шаг — заполнение индивидуального плана работы по предложенной схеме

В план работы необходимо включить мероприятия, по оказанию шефской помощи школе, т. е. содействие в оформлении профориентационных кабинетов или уголков, в предоставлении информационных материалов о своем предприятии, содействие в организации производственных экскурсий «День открытых дверей», встреча со школьниками на территории школы, на классных часах и т. д.

Примечание к плану:

-          укажите число, месяц в графах 4, 5, 6;

-          укажите наименование мероприятия, класс, ответственное лицо со стороны предприятия; шефская деятельность не обязует предприятие заниматься только спонсорской помощью; график профориентационной работы должен в дальнейшем утверждаться на учебный год;

-          заполненный график перешлите, пожалуйста на приведенный электронный адрес.

Третий шаг — Оформление кабинета или уголка профориентации.

Цель — помощь школе в оформлении стенда. Информационный материал для стенда разрабатывается совместно со школой. Стенд может содержать информацию о Вашем производстве, путях получения профессий, возможностях трудоустройства, пропаганде востребованных на рынке труда специальностях. Информация стенда должна обновляться ответственным лицом со стороны школы.

Четвертый шаг — выездная встреча работников предприятия со старшеклассниками школ. Школьникам предлагают посетить встречу с профессионалом, который имеет многолетний опыт работы в определенной профессиональной сфере, знает многие тонкости и нюансы профессии, готов поделится знаниями и советами. На встрече школьники смогут пообщаться со специалистом, узнать подробнее о профессии и ее возможностях, задать все интересующие вопросы, понять насколько представления ученика о будущей деятельности совпадают с профессиональным опытом специалиста, работающего в данной сфере, и принять решение, подходит ли ему данная профессия. Пятый шаг — проведение профориентационных экскурсий школьников на предприятиях. Прилагаем рекомендации для проведения «Дней открытых дверей» на Вашем предприятии [4].

Экскурсия — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Не зря говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Во время экскурсии на предприятия школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности.

Профориентационные экскурсии — очень сильный, весьма полезный и интересный и конечно же один из самых привлекательных инструментов в профориентационной работе.

Чего только не возникло за последние годы:

-          и виртуальные профориентационные экскурсии

-          и подробные фотографии экскурсий

-          и подробно расписанные экскурсии, посетившими их журналистами

-          и даже видеозаписи профориентационных экскурсий

Но, самыми результативными как были, так и являются реальные экскурсии. С личным участием в них, со специальной подготовкой, с разноплановым общением между учениками и работниками, с живым экскурсоводом.

Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, т. к. оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Вид экскурсии выбирается, исходя из конкретных обстоятельств, в зависимости от возраста экскурсантов, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе; потребностей предприятия в кадрах, степени престижности профессии и т. д. Экскурсии могут быть обзорными, тематическими, комплексными, профессиографическими.

Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20–25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число экскурсантов не должно превышать 15 человек. При знакомстве с группой экскурсовод должен выяснить ее возрастной состав, общую и техническую подготовку, узнать о ее интересах и заданиях, полученных в школе. Во вступительной беседе он должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.

Если предприятие, организация, учреждение, учебное заведение имеет музей, рекомендуется начать экскурсию со знакомства с его экспозицией. Тогда учащиеся, переходя к объекту, уже будут знать основные этапы истории предприятия, его лучших людей, результаты творческого труда коллектива. Показ и рассказ должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание экскурсантов на работу сразу всего объекта показа. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов. Познакомить с достижениями новаторов, рационализаторов, изобретателей, пользуясь при этом средствами наглядной агитации: плакатами, стендами, фотографиями передовиков производства. Рекомендуется в заключение провести итоговые беседы, в ходе которых экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы [5].

 

Литература:

 

1.                  Киреев В. И. Профессиональная ориентация учащихся.- м, 1990г

2.                  Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию.- м, 1991г

3.                  Сахаров В. Ф. Профессиональная ориентация школьников. — м, 2000г

4.                  Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация школьников.- м, 1994г

5.                  Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.- М.: ВАКО, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle