Библиографическое описание:

Хадиатулина Т. А. Внедрение программного бюджета на местном уровне в Калужской области (на примере городов Калуга и Обнинск) // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 342-344.

Город Калуга является одним из крупнейших научно-образовательных и культурных центров страны. Структура экономики города представлена такими отраслями, как машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, электроэнергетика. Город демонстрирует высокие темпы развития экономики, обладает внушительным кадровым потенциалом.

Анализ динамики и структуры расходов бюджета города показал, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета Калуги занимают расходы по разделам:

-          «Общегосударственные вопросы» в 2010 г. — 9,07 %, в 2011 г. — 11,10 %, в 2012 г. — 8,85 %;

-          «Образование» в 2010 г. — 32,00 %, в 2011 г. — 33,80 %, в 2012 г. — 41,50 %;

-          «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2010 г. — 25,30 %, в 2011 г. — 20,80 %, в 2012 г. — 9,97 %;

-          «Здравоохранение и спорт» в 2010 г. — 10,10 %, в 2011 г. — 10,42 %, в 2012 г. — 1,25 %;

-          «Социальная политика» в 2010 г. — 16,10 %, в 2011 г. — 15,50 %, в 2012 г. — 18,20 %.

Наименьший удельный вес в общей сумме расходов бюджета города занимают расходы по разделу «Охрана окружающей среды» в 2010 г. — 0,07 %, в 2011 г. — 0,05 %, в 2012 г. — 0,05 %;

Такие разделы как «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «Культура, кинематография средства массовой информации» из года в год остаются на одном уровне и составляют в структуре бюджета до 2–3,3 %.

В разделе «Национальная экономика» можно проследить резкое увеличение расходов бюджета города, что в структуре составило 1,99 %, 3,10 % и 16,30 % соответственно в 2010 г., 2011 г. и 2012 г.

Таким образом, анализ показал, что основная доля расходов средств бюджета города Калуги приходится на разделы «Общегосударственные вопросы», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика», что говорит о направленности бюджета на улучшение социальных условий жизни области.

Увеличение расходов городского бюджета в 2012 г. отмечено по следующим разделам: «Национальная экономика» расходы увеличились на 399,6 % по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.; «Социальная политика» — на 12,12 % по сравнению с показателем 2011 г.; «Культура и кинематография, СМИ» — на 8,62 % по сравнению с 2011 г.; «Образование» расходы бюджета увеличились на 16,80 % по сравнению с 2011 г.

Сокращение расходов бюджета в 2012 г. отмечено по следующим разделам: «Общегосударственные вопросы» по сравнению с 2011 г. на 22,77 %, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» по сравнению с 2011 г. на 62,72 %, «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 54,36 %, «Охрана окружающей среды» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 2,31 %; «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы снизились по сравнению с 2011 г. на 88,55 %.

Кроме того, в 2011 г. расходы бюджета увеличились почти по всем разделам за исключением «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды» и показатели сократились по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 1,45 % и 9,23 % соответственно.

Расходы в разделе «Общегосударственные вопросы» увеличились на 46,49 % по сравнению с 2010 г. Расходы по разделам «Образование», «Культура и кинематография, СМИ», «Здравоохранение, физическая культура и спорт» — увеличились на 26,52 %, 21,69 % и 23,55 % соответственно. По разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 14,60 %, по разделу «Социальная политика» — на 14,99 % по сравнению с аналогичными показателями 2010 г. Самый большой рост по разделу «Национальная экономика» — на 86,09 % по сравнению с 2010 г.

В целом по расходам бюджета города Калуга в 2012 г. наблюдается сокращение расходов бюджетных средств по сравнению с 2011 г. Темп прироста составил -4,90 %. Это связно с тем, что в 2011 году произошла передача расходных полномочий на региональный уровень. В 2011 г. наблюдалась положительная динамика, расходы в целом увеличились на 19,78 % по сравнению с 2010 г.

МО «Город Обнинск» является ведущим муниципалитетом Калужской области. Одна из главных задач исполнительных властей — это правильная координация действий всех муниципалитетов области, включая городской округ «Город Обнинск».

Формирование расходов бюджета г. Обнинска 2010–2012 гг. осуществлялось с учетом реализации приоритетов бюджетной политики в области расходов. При формировании расходной части бюджета одну из главных ролей сыграли обязательства, связанные с обеспечением социальных выплат и пособий отдельным категориям граждан, обязательств по оплате труда, расчетов за коммунальные услуги, которые были учтены в полной мере.

Рассмотрим общую структуру доходов города Обнинск.

Таблица 1

Динамика структуры доходов бюджета города Обнинска, тыс.руб.

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение 2012/2010

Разница

%

Налоговые доходы

1 261 107

1 511 000

1 492 140

231 033

18,32

Неналоговые доходы

293 207

414 629

447 555

154 347

52,64

Безвозмездные перечисления

851 941

984 081

1 102 015

250 074

29,35

Всего доходов

2 406 255

2 909 710

3 041 710

635 454

26,41

Источник: составлено авторами.

 

Наибольшими темпами увеличение доходов бюджета города происходит за счет неналоговых и безвозмездных перечислений, чей рост в 2012 г. по сравнению к 2010 г. увеличился на 52,64 % и 29,35 % соответственно. Меньшим темпом роста обладают налоговые доходы 18,32 %.

В то же время в абсолютных величинах наибольшие доходы город получает от налоговых доходов и безвозмездных поступлений. В 2012 г. налоговые доходы поступили в сумме 1 492 140 тыс. руб., что больше данного показатели в 2010 г. на 231 033 тыс. руб. Безвозмездные перечисления в 2012 г. характеризовались суммой 1 102 015 тыс. руб., что выше уровня 2010 г. на 250 074 тыс. руб. Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов города представлена в таблице 2.

В 2011 г. в расходной части бюджета города наблюдается прирост показателей на 20,75 %, с последующим снижением в 2012 г. до 1,53 %.

Расходы отдела на культуру, спорт и молодежную политику характеризуются положительной динамикой роста с отклонением 2012 г. к 2010 г. на 49,52 %, или увеличением на 112 115 тыс. руб. Объем финансового обеспечения Управления городского хозяйства также демонстрирует ежегодное возрастание.

Таблица 2

Доля отдельных видов доходов в общей структуре доходов бюджета городаОбнинск

Показатели

2010

2011

2012

Отклоне­ние 2012/ 2010

тыс. руб.

уд.вес, %

тыс. руб.

уд.вес, %

тыс. руб.

уд.вес, %

%

Налоговые доходы

1 261107

52,4

1511000

52

1 49240

49,1

-3,3

Неналоговые доходы

293207

12,2

414629

14,2

447555

14,7

2,5

Безвозмездные перечисления

851941

35,4

984081

33,8

1 102015

36,2

0,8

Всего доходов

2 406255

100

2 909710

100

3 041710

100

-

Источник: составлено автором

 

Обращает внимание динамика расходов отдела управления потребительского рынка, транспорта и связи, которые возрастают в период 2010–2011 гг. на 1362,38 % к предыдущему году (65 735 тыс. руб.) и умеренную динамику данного показателя в соотношении 2012/2011 г.г. на 10,49 %. В целом отклонение 2012 г. к 2010 г. характеризуется увеличением на 1515,73 %, что в денежном значении составляет 73 134 тыс. руб. Более того, прирост объема финансового обеспечения управления имущественных и земельных отношений 2012 г. от 2011 г. составил + 65,67 % или + 2 200 тыс. руб. Объем финансирования управления социальной защиты населения в 2012 г. по сравнению с 2010 г. возрос на 70,64 %.

Внедрение в практику управления муниципальных программ потребует отмены и методических корректировок, введение ряда дополнительных документов. Для этого возможно подвергнуть методической корректировке или отмене следующие документы:

-          план социально-экономического развития территории на краткосрочную перспективу;

-          доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;

-          долгосрочные и ведомственные целевые программы.

В итоге хотелось бы отметить, что программно-целевой метод управления является новым и недостаточно разработанным инструментом управления бюджетными средствами на местном уровне. Однако, применение нового подхода к созданию и оценке муниципальных программ способно качественно улучшить и количественно увеличить их существующий перечень, предопределяя полноценное развитие программного формата бюджета в конкретном муниципалитете.

 

Литература:

 

1.         Отчеты об исполнении бюджета муниципального образования «Город Калуга» за 2010–2012 годы.

2.         Отчеты об исполнении бюджета муниципального образования «Обнинск» за 2010–2012 годы.

3.         Балынин И. В. Комплексная оценка социально-экономического развития Калужской области // Мировое сообщество: проблемы социально-экономического и духовно-политического развития Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве РФ (Новороссийский филиал); под редакцией Л. С. Андрияновой. Пенза, 2013. С. 289–298.

4.         Балынин И. В. Комплексная модель оценки рисков несбалансированности субъектов Российской Федерации в контексте социально-экономического развития регионов //Аудит и финансовый анализ, 2014, Описание: №№ 3, с. 316–319.

5.         Балынин И. В. Рейтинговая оценка субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов (на основе разработанной модели) // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2014, № 3, с.104–109.

6.         Сергиенко Н. С. Организация исполнения бюджета: учебное пособие / Н. С. Сергиенко. Калуга: изд-во ООО «Ваш домъ», 2011.–232 с.

7.         http://www.admobninsk.ru/ — Официальный информационный портал Администрации МО «Город Обнинск».

8.         http://www.admoblkaluga.ru/sub/finan/ — сайт официального портала органов власти Калужской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle