Библиографическое описание:

Баликаева М. Б. Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 486-488.

В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения. Определён системный подход в качестве основного и организационно-педагогические условия в данном исследовании.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, профессиональная мобильность, иноязычное профессиональное самообразование будущих инженеров в техническом вузе, адаптация, профессиональная инженерная деятельность, структура, компоненты, организационно-педагогические условия.

 

В настоящее время высшее профессиональное образование в современных условиях ставит своей основной целью подготовку востребованного на рынке труда компетентного, успешного и конкурентоспособного специалиста, социально и профессионально мобильного, готового к изменениям в жизни и профессиональной жизнедеятельности.

Большим потенциалом для формирования профессиональной мобильности (далее ПМ) выпускника технического профиля обладает иноязычное профессиональное самообразование (далее ИПС). Организационный аспект реализации педагогической системы формирования ПМ у студентов-инженеров технических вузов показал, что одной из важнейших целей преподавания иностранного языка в свете современного уровня образовательного стандарта и необходимых требований реальной жизни является формирование ПМ посредством иноязычного профессионального самообразования.

Современный студент получает высшее профессиональное образование в качественно иных условиях организации образовательного процесса и профессиональной подготовки.

К выпускникам вузов технических направлений в соответствии с

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования России предъявляются высокие требования знания иностранного языка [1].

Для выполнения этих требований в учебных планах на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем 340 часов на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем 340 часов [1].

Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка по учебному плану в технических вузах, вызвало необходимость применения различных форм формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС, организованных не только в рамках инвариантного блока, но и в рамках вариативного блока (самостоятельная работа, реферирование оригинальной литературы, встреча с носителями языка, научно-практические конференции, олимпиады и т. п.).

Исходя из этого на базе кафедры иностранных языков Тюменского государственного архитектурно-строительного университета была разработана программа спецкурса «Формирование профессиональной мобильности посредством иноязычного профессионального самообразования», учитывающая существенные изменения в системе обучения иностранным языкам. Программа спецкурса была создана в рамках вариативного блока формирования ПМ посредством ИПС.

Основной целью спецкурса является формирование ПМ посредством ИПС через реализацию практических задач: стимулирование интереса студентов к более глубокому изучению английского языка; совершенствование и повышение качества языковых знаний, умений и навыков; создание англоязычной среды, «погружение» студентов в максимально приближенные языковые ситуации в технической среде; формирование навыков общения в иноязычной инженерной среде; развитие и тренировка речевых навыков, таких как восприятие и воспроизведение речи, произношение, употребление грамматических структур, отработка лексики, инженерной терминологии через ролевые игры.

Программа спецкурса является составной частью вариативного блока студентов, способствует закреплению и углублению знаний, полученных в аудиторных условиях; приобретению необходимых навыков научно-исследовательской и практической работы по выбранному техническому профилю. Формы проведения занятий могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Спецкурс позволяет использовать полученные в вузе знания, навыки и умения по иностранному языку на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать иностранный язык как средство для получения новой информации в профессиональной.

Для того чтобы дать будущим инженерам хорошие знания, необходимо уже в процессе обучения привить им навыки самостоятельной (вариативный блок) исследовательской работы, то есть научить работать с учебной и научной литературой, накапливать и анализировать информацию, систематизировать и обобщать факты, составлять тезисы и писать рефераты, выступать с сообщениями на занятиях и с докладами на конференциях, участвовать в олимпиадах.

Исследовательская деятельность студентов — одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях (в рамках вариативного блока), так или иначе связанных с практикой.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов учебно-исследовательской деятельности, к которой относят поисково-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую, самостоятельную и другие, осуществляемые в рамках инвариантного и вариативного блока формирования ПМ посредством ИПС. Система научно-исследовательской работы в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете носит интегрированный характер: все виды и формы учебной деятельности, направленные на профессиональную подготовку будущего инженера технического вуза, включают в свое содержание формирование исследовательских умений.

Анализ организационного и методического сопровождения функционирования педагогической системы формирования ПМ посредством ИПС у студентов показал, что их учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа, самостоятельно осуществляемая в рамках инвариантного и вариативного блока, является важнейшим условием и средством профессионального становления.

Смысл учебной исследовательской работы по иностранному языку в том, что в процессе ее выполнения студент овладевает определенным перечнем исследовательских умений и навыков: самостоятельно подбирать литературу на иностранном языке, работать с каталогами, информационными обзорами, конспектировать иноязычную литературу; выступать публично на научно-практических конференциях, сочетая иностранный язык и специальность; использовать метод проектной работы; участвовать в олимпиадах, конкурсах.

Учитывая специфику предмета — «Английский язык» и его профессионально-ориентированную направленность для будущих инженеров, мы на основе анализа научно-педагогической литературы применяем системный подход [2,3] к организации учебно-исследовательской деятельности студентов в рамках формирования ПМ посредством ИПС. Именно этот подход помогает сделать систему формирования ПМ посредством ИПС наиболее эффективной и успешной: способствует совершенствованию информационной оперативности, инициативности в использовании быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации; помогает спланировать и организовать самостоятельную работу (вариативный блок) студентов по предмету в гармоничном единстве инвариантного и вариативного блока с учетом психофизиологических, индивидуальных особенностей, уровня владения языком и влияния родного языка; является одним из средств повышения мотивации студентов и результативности их учебно-познавательной деятельности; соответствует современным концепциям гуманистического и непрерывного образования в сфере изучения иностранных языков.

Определение системного подхода (И. В. Блауберг [2], Ю. В. Казаков [3] и др.) как основного в данном исследовании обусловлено, с одной стороны, спецификой системы формирования ПМ будущего инженера посредством ИПС, которая характеризуется целостностью исследуемой системы, где все компоненты находятся как в прямой, так и в обратной зависимости, с другой — значимостью исследуемого качества в структуре профессиональной мобильности будущего инженера. На основе системного подхода и анализа сущности ПМ будущего инженера нами определены компоненты исследуемого качества. Определению и обоснованию структуры ПМ будущего инженера, рассматриваемого в единстве взаимосвязанных компонентов: мотивационно-когнитивного, организационно-деятельностного и профессионально-коммуникативного способствовало обращение к работам С. В. Нужновой [4], Л. П. Меркуловой [5]. Первый компонент интегрирует мотивацию к выполнению профессиональной инженерной и научно-технической деятельности будущего инженера, осознание социальной значимости профессии инженера, знание профессиональных возможностей формирования ПМ и развития профессионального потенциала, владение научными знаниями в отрасли, умение анализировать факты и явления отечественной и зарубежной инженерии при помощи дифференцированной программы спецкурса «Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров посредством иноязычного профессионального самообразования». Второй включает умение студента организовывать, структурировать иноязычную самообразовательную деятельность, прогнозировать результаты и последствия действий, направленных на решение конкретных инженерных задач и достижение профессиональных целей, способность организовывать деятельность группы по реализации конкретного профессионального проекта. Третий компонент характеризуется соблюдением правил и норм этики, принятых в данном отраслевом сообществе, способностью к быстрой адаптации в профессиональном коллективе, навыками иноязычного делового и профессионального общения в конкретных производственных ситуациях с использованием информационно-коммуникационных средств.

Поскольку развитие международных связей, создание совместных предприятий, интенсификация профессионального взаимодействия с зарубежными партнерами вызвали потребность в инженерах, обладающих ПМ и владеющих иностранным языком, мы предположили, что формирование содержательного наполнения каждого компонента исследуемого качества будет успешным при организации данного процесса в иноязычной профессионально-ориентированной среде. В нашем исследовании процесс ИПС заключается в направленности на формирование информационной, деятельностной, коммуникативной составляющих профессиональной подготовки будущего инженера. Соответственно, условия формирования ПМ будущего инженера обусловлены практико-ориентированным, междисциплинарным характером ИПС.

В этой связи нами определены следующие организационно-педагогические условия: профессионализация подготовки будущего инженера на основе интеграции элементов содержания профильных дисциплин и иностранного языка в учебной деятельности; формирование умений профессионального самоуправления средствами проектирования и решения квазипрофессиональных производственных задач на иностранном языке; формирование интерактивной квазипрофессиональной среды в обучении деловому общению, коллективной и групповой работе с использованием современных средств иноязычной коммуникации. Первое условие предполагает обогащение содержания обучения иностранному языку лексико-терминологическими единицами инженерной тематики, информационными текстами, диалогами, ситуациями производственной деятельности. Второе ориентировано на формирование навыков самоуправления будущего инженера в решении квазипрофессиональных задач. Значительная роль в реализации данного условия отводится созданию проблемных ситуаций профессионально-ориентированного характера, позволяющих зафиксировать этапы постановки и реализации цели. Третье условие реализуется в создании квазипрофессиональной среды, которая характеризуется образовательными условиями, максимально приближенными к профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий) [6]. Усвоение знаний, формирование умений и опыта происходит в такой среде в тесной взаимосвязи с профессиональной инженерной деятельностью в ее предметном наполнении.

Таким образом, мы дали характеристику методическому сопровождению формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования: организационный аспект, программа спецкурса «Формирование профессиональной мобильности посредством иноязычного профессионального самообразования», учебно-исследовательская работа в рамках формирования ПМ посредством ИПС.

 

Литература:

 

1.                  ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) // Российское образование: федерал. портал. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 20.03.2013.).

2.                  Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. — 269 с.

3.                  Казаков Ю. В. Системный подход к научно-исследовательской работе: учеб. пособие / Ю. В. Казаков. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 53 с.

4.                  Нужнова C. B. Формирование готовности к профессиональной мобильности // Высшее образование в России. 2009. — № 6. — С. 152–156.

5.                  Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. — Самара, 2008. — 455с.

6.                  Вербицкий A. A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A. A. Вербицкий. — М.: Высшая школа. 1991. — 206 с.

Основные термины: формирования ПМ, профессиональной мобильности, будущего инженера, профессиональной мобильности будущих, будущих инженеров, мобильности будущих инженеров, ПМ будущего инженера, формирования профессиональной мобильности, системы формирования ПМ, профессионального самообразования, блока формирования ПМ, формирования ПМ будущего, в рамках формирования ПМ, «Формирование профессиональной мобильности, формирование ПМ, спецкурса «Формирование профессиональной, сопровождение формирования профессиональной, формирования ПМ будущих, вариативного блока, формирования ПМ у студентов-инженеров

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle