Библиографическое описание:

Баликаева М. Б. Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 486-488.

В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения. Определён системный подход в качестве основного и организационно-педагогические условия в данном исследовании.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, профессиональная мобильность, иноязычное профессиональное самообразование будущих инженеров в техническом вузе, адаптация, профессиональная инженерная деятельность, структура, компоненты, организационно-педагогические условия.

 

В настоящее время высшее профессиональное образование в современных условиях ставит своей основной целью подготовку востребованного на рынке труда компетентного, успешного и конкурентоспособного специалиста, социально и профессионально мобильного, готового к изменениям в жизни и профессиональной жизнедеятельности.

Большим потенциалом для формирования профессиональной мобильности (далее ПМ) выпускника технического профиля обладает иноязычное профессиональное самообразование (далее ИПС). Организационный аспект реализации педагогической системы формирования ПМ у студентов-инженеров технических вузов показал, что одной из важнейших целей преподавания иностранного языка в свете современного уровня образовательного стандарта и необходимых требований реальной жизни является формирование ПМ посредством иноязычного профессионального самообразования.

Современный студент получает высшее профессиональное образование в качественно иных условиях организации образовательного процесса и профессиональной подготовки.

К выпускникам вузов технических направлений в соответствии с

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования России предъявляются высокие требования знания иностранного языка [1].

Для выполнения этих требований в учебных планах на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем 340 часов на дисциплину «Иностранный язык» отводится в среднем 340 часов [1].

Недостаточное количество часов, отведенное на изучение иностранного языка по учебному плану в технических вузах, вызвало необходимость применения различных форм формирования ПМ будущих инженеров посредством ИПС, организованных не только в рамках инвариантного блока, но и в рамках вариативного блока (самостоятельная работа, реферирование оригинальной литературы, встреча с носителями языка, научно-практические конференции, олимпиады и т. п.).

Исходя из этого на базе кафедры иностранных языков Тюменского государственного архитектурно-строительного университета была разработана программа спецкурса «Формирование профессиональной мобильности посредством иноязычного профессионального самообразования», учитывающая существенные изменения в системе обучения иностранным языкам. Программа спецкурса была создана в рамках вариативного блока формирования ПМ посредством ИПС.

Основной целью спецкурса является формирование ПМ посредством ИПС через реализацию практических задач: стимулирование интереса студентов к более глубокому изучению английского языка; совершенствование и повышение качества языковых знаний, умений и навыков; создание англоязычной среды, «погружение» студентов в максимально приближенные языковые ситуации в технической среде; формирование навыков общения в иноязычной инженерной среде; развитие и тренировка речевых навыков, таких как восприятие и воспроизведение речи, произношение, употребление грамматических структур, отработка лексики, инженерной терминологии через ролевые игры.

Программа спецкурса является составной частью вариативного блока студентов, способствует закреплению и углублению знаний, полученных в аудиторных условиях; приобретению необходимых навыков научно-исследовательской и практической работы по выбранному техническому профилю. Формы проведения занятий могут быть как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии. Спецкурс позволяет использовать полученные в вузе знания, навыки и умения по иностранному языку на практике, совершенствовать их, расширять общий кругозор и использовать иностранный язык как средство для получения новой информации в профессиональной.

Для того чтобы дать будущим инженерам хорошие знания, необходимо уже в процессе обучения привить им навыки самостоятельной (вариативный блок) исследовательской работы, то есть научить работать с учебной и научной литературой, накапливать и анализировать информацию, систематизировать и обобщать факты, составлять тезисы и писать рефераты, выступать с сообщениями на занятиях и с докладами на конференциях, участвовать в олимпиадах.

Исследовательская деятельность студентов — одна из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях (в рамках вариативного блока), так или иначе связанных с практикой.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов учебно-исследовательской деятельности, к которой относят поисково-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую, самостоятельную и другие, осуществляемые в рамках инвариантного и вариативного блока формирования ПМ посредством ИПС. Система научно-исследовательской работы в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете носит интегрированный характер: все виды и формы учебной деятельности, направленные на профессиональную подготовку будущего инженера технического вуза, включают в свое содержание формирование исследовательских умений.

Анализ организационного и методического сопровождения функционирования педагогической системы формирования ПМ посредством ИПС у студентов показал, что их учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа, самостоятельно осуществляемая в рамках инвариантного и вариативного блока, является важнейшим условием и средством профессионального становления.

Смысл учебной исследовательской работы по иностранному языку в том, что в процессе ее выполнения студент овладевает определенным перечнем исследовательских умений и навыков: самостоятельно подбирать литературу на иностранном языке, работать с каталогами, информационными обзорами, конспектировать иноязычную литературу; выступать публично на научно-практических конференциях, сочетая иностранный язык и специальность; использовать метод проектной работы; участвовать в олимпиадах, конкурсах.

Учитывая специфику предмета — «Английский язык» и его профессионально-ориентированную направленность для будущих инженеров, мы на основе анализа научно-педагогической литературы применяем системный подход [2,3] к организации учебно-исследовательской деятельности студентов в рамках формирования ПМ посредством ИПС. Именно этот подход помогает сделать систему формирования ПМ посредством ИПС наиболее эффективной и успешной: способствует совершенствованию информационной оперативности, инициативности в использовании быстрой адаптацией к изменениям в профессиональной инженерной и научно-технической деятельности, проявляющейся в готовности к самостоятельному принятию эффективных решений в ситуации языковых средств, способствующих успешной профессиональной коммуникации; помогает спланировать и организовать самостоятельную работу (вариативный блок) студентов по предмету в гармоничном единстве инвариантного и вариативного блока с учетом психофизиологических, индивидуальных особенностей, уровня владения языком и влияния родного языка; является одним из средств повышения мотивации студентов и результативности их учебно-познавательной деятельности; соответствует современным концепциям гуманистического и непрерывного образования в сфере изучения иностранных языков.

Определение системного подхода (И. В. Блауберг [2], Ю. В. Казаков [3] и др.) как основного в данном исследовании обусловлено, с одной стороны, спецификой системы формирования ПМ будущего инженера посредством ИПС, которая характеризуется целостностью исследуемой системы, где все компоненты находятся как в прямой, так и в обратной зависимости, с другой — значимостью исследуемого качества в структуре профессиональной мобильности будущего инженера. На основе системного подхода и анализа сущности ПМ будущего инженера нами определены компоненты исследуемого качества. Определению и обоснованию структуры ПМ будущего инженера, рассматриваемого в единстве взаимосвязанных компонентов: мотивационно-когнитивного, организационно-деятельностного и профессионально-коммуникативного способствовало обращение к работам С. В. Нужновой [4], Л. П. Меркуловой [5]. Первый компонент интегрирует мотивацию к выполнению профессиональной инженерной и научно-технической деятельности будущего инженера, осознание социальной значимости профессии инженера, знание профессиональных возможностей формирования ПМ и развития профессионального потенциала, владение научными знаниями в отрасли, умение анализировать факты и явления отечественной и зарубежной инженерии при помощи дифференцированной программы спецкурса «Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров посредством иноязычного профессионального самообразования». Второй включает умение студента организовывать, структурировать иноязычную самообразовательную деятельность, прогнозировать результаты и последствия действий, направленных на решение конкретных инженерных задач и достижение профессиональных целей, способность организовывать деятельность группы по реализации конкретного профессионального проекта. Третий компонент характеризуется соблюдением правил и норм этики, принятых в данном отраслевом сообществе, способностью к быстрой адаптации в профессиональном коллективе, навыками иноязычного делового и профессионального общения в конкретных производственных ситуациях с использованием информационно-коммуникационных средств.

Поскольку развитие международных связей, создание совместных предприятий, интенсификация профессионального взаимодействия с зарубежными партнерами вызвали потребность в инженерах, обладающих ПМ и владеющих иностранным языком, мы предположили, что формирование содержательного наполнения каждого компонента исследуемого качества будет успешным при организации данного процесса в иноязычной профессионально-ориентированной среде. В нашем исследовании процесс ИПС заключается в направленности на формирование информационной, деятельностной, коммуникативной составляющих профессиональной подготовки будущего инженера. Соответственно, условия формирования ПМ будущего инженера обусловлены практико-ориентированным, междисциплинарным характером ИПС.

В этой связи нами определены следующие организационно-педагогические условия: профессионализация подготовки будущего инженера на основе интеграции элементов содержания профильных дисциплин и иностранного языка в учебной деятельности; формирование умений профессионального самоуправления средствами проектирования и решения квазипрофессиональных производственных задач на иностранном языке; формирование интерактивной квазипрофессиональной среды в обучении деловому общению, коллективной и групповой работе с использованием современных средств иноязычной коммуникации. Первое условие предполагает обогащение содержания обучения иностранному языку лексико-терминологическими единицами инженерной тематики, информационными текстами, диалогами, ситуациями производственной деятельности. Второе ориентировано на формирование навыков самоуправления будущего инженера в решении квазипрофессиональных задач. Значительная роль в реализации данного условия отводится созданию проблемных ситуаций профессионально-ориентированного характера, позволяющих зафиксировать этапы постановки и реализации цели. Третье условие реализуется в создании квазипрофессиональной среды, которая характеризуется образовательными условиями, максимально приближенными к профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий) [6]. Усвоение знаний, формирование умений и опыта происходит в такой среде в тесной взаимосвязи с профессиональной инженерной деятельностью в ее предметном наполнении.

Таким образом, мы дали характеристику методическому сопровождению формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования: организационный аспект, программа спецкурса «Формирование профессиональной мобильности посредством иноязычного профессионального самообразования», учебно-исследовательская работа в рамках формирования ПМ посредством ИПС.

 

Литература:

 

1.                  ГОС ВПО (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования) // Российское образование: федерал. портал. URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 20.03.2013.).

2.                  Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М.: Наука, 1973. — 269 с.

3.                  Казаков Ю. В. Системный подход к научно-исследовательской работе: учеб. пособие / Ю. В. Казаков. — Тольятти: ТГУ, 2010. — 53 с.

4.                  Нужнова C. B. Формирование готовности к профессиональной мобильности // Высшее образование в России. 2009. — № 6. — С. 152–156.

5.                  Меркулова Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка: дис…д-ра пед. наук: 13.00.08 / Л. П. Меркулова. — Самара, 2008. — 455с.

6.                  Вербицкий A. A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A. A. Вербицкий. — М.: Высшая школа. 1991. — 206 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle