Библиографическое описание:

Серебряков Р. В. Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном ориентировании школьников при обучении ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 554-556.

ФГОС общего образования определены требования к результатам обучения на не только на предметном и метапредметном уровнях, но и на личностном. Педагог не может успешно работать с учащимися, если он не ориентируется в их ценностях, не учитывает меняющихся представлений, взглядов подрастающего поколения.

Психологические основы теории ценностей, проблемы формирования сознания личности в деятельности заложены выдающими учеными, такими как Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн. Особое место в теории ценностей занимает вопрос о ценностных ориентациях личности, их сущности, условиях и механизмах формирования и развития.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое для данного человека от незначимого. Ценностные ориентации рассматриваются как «…интегративное образование, характеризующее целостную личность, её направленность; они выражают ценностное отношение к явлениям жизни, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются личностью как потребности, мотивирующие настоящее поведение и программирующие будущее» [4, с.37].

Б. Г. Ананьев считает, что ценностные ориентации личности в ее общей структуре выполняют роль «стратегической» линии поведения. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [1].

Содержательное наполнение ценностных ориентаций традиционно представляется как единство эмоционального, когнитивного и поведенческого элементов. Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане. Процесс их развития длителен и многоступенчат. Для школьника он организуется, прежде всего, целенаправленным воспитательным воздействием школы [2, 4, 7].

Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение. В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности. При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности [2, 3, 4, 7].

Отечественный педагог-исследователь Б. З. Вульфов отмечает, что для современного этапа нашей общественной жизни «характерны следующие тенденции: размывание и девальвация ранее существовавших нравственных ценностей; переоценка ценностей; плюрализм ценностных позиций. В этих условиях общественное сознание индивидов характеризуется как кризисное, так как в нем совмещаются и одновременно одобряются или отрицаются противоположные по своему значению ценности» [3, с. 26].

К числу современных проблем, влияющих на ценностные ориентиры школьников, исследователи относят: противоречивость духовных ценностных норм, индивидуализм, молодёжные субкультуры, алкоголь и другие наркотики. При этом отмечается, что большую роль в формировании личности, становлении системы ее ценностей в молодые годы играют семья и школа [8].

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования ценностных ориентаций детей и подростков на здоровый образ жизни. В решении этой проблемы ведущую роль призван сыграть школьный курс основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) [5, 6].

Отмечается, что в воспитании у школьников ценностного отношения к здоровью на уроках и во внеклассной работе по ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы и методы обучения: «уроки здоровья», беседы, дискуссии, игры, работу над исследовательскими проектами, Дни здоровья и т. д. Практика показывает, что более эффективными являются такие формы работы, в которых учитель ОБЖ и ученики становятся активными участниками совместной творческой деятельности. Такое взаимодействие позволяет рассмотреть проблему здоровья с различных точек зрения, высказать собственное мнение и сопоставить его с мнением других, помогая сформировать у каждого из участников четкое представление по обсуждаемому вопросу и способствуя более глубокому осознанию ценности того или иного аспекта.

Важно, что и сам образовательный процесс должен содействовать сохранению и укреплению здоровья. Поэтому в теории и практике современной педагогики актуальным является вопрос о здоровьесьберегающих педагогических технологиях [6].

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) [3].

Обязательными составляющими этой системы являются:

-        использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся при проектировании и реализации педагогической деятельности;

-        учет особенностей возрастного развития школьников и разработка соответствующей стратегии педагогической технологии;

-        создание благоприятного эмоционально-психологического климата в образовательном процессе;

-        использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья [3, 5].

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:

-        аксиологический компонент, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволит осуществить намеченные цели;

-        гносеологический компонент, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих возможностей;

-        здоровьесберегающий компонент, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма;

-        эмоционально-волевой компонент, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых;

-        экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами;

-        физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на предупреждение гиподинамии.

Именно в школе должны решаться задачи формирования у обучающихся ответственного отношения к своему здоровью. И самая трудная, важная задача педагога — создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты вредных привычек, угрозы и запугивание не только безрезультативны, но и вредны, так как вызывают скрытые противодействия у детей [3].

Формирование ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции возможно при использовании педагогом таких методов, которые способствуют вовлечению учеников в активный процесс познания. Происходить это должно в обстановке доверительных отношений между участниками образовательного процесса, в атмосфере сотрудничества и сотворчества.

С нашей точки зрения, указанные подходы необходимо реализовывать в учебном процессе по основам безопасности жизнедеятельности. В практике преподавания ОБЖ используются как традиционные, так и более креативные методы и технологии обучения (сюжетно-ролевые игры, спектакли, тренинги, конкурсы и т. д.), способствующие повышению эффективности учебного процесса.

Важную роль в формировании у школьников индивидуальной системы ценностей играют представления педагога о правилах и способах воспитательной деятельности, формах и приемах работы с детьми. Определяемая ими система ценностей будет составлять для детей основу их индивидуально-личностной культуры [5, 8].

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у школьников имеет особую значимость в трансляции от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом. В содержание уроков необходимо включать такие элементы, как обсуждение выполненного домашнего задания, создание проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, активные паузы с проведением физкультминуток, домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями. На занятиях необходимо давать возможность высказаться всем желающим учащимся и поощрять любую активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование ценностных ориентаций школьников является одним из ведущих компонентов стратегии развития современного образования. Чтобы обеспечить готовность школьников к долголетней активной жизни, в процессе обучения ОБЖ необходимо не только целенаправленно обучать их знаниям, умениям и навыкам, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни, но и формировать у учащихся соответствующие ценностные ориентации.

 

Литература:

 

1.      Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст]. — СПб: Питер, 2001. — 288с.

2.      Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] /Педагогика. — 2002. — № 8. — С.8–13.

3.      Вульфов, Б. З. Интересы и потребности современных детей и подростков. Методическое пособие для педагогов и психологов [Текст] /Б. З. Вульфов, Е. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева /Под общей редакцией Н. Ю. Синягиной. — СПб.: КАРО, 2007. — 265с.

4.      Костецкая, Г. А. Педагогические условия развития ценностных ориентаций учащихся в системе школьного экологического образования [Текст]: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 17.03.1999 /Костецкая Галина Анатольевна. — СПб., 1999. — 172с.

5.      Костецкая Г. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьника: ценностно-ориентационный аспект проблемы [Текст] /Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. — С. 177–182.

6.      Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций школьников на здоровый образ жизни при обучении основам безопасности жизнедеятельности [Текст] /Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3 (40). — С.467.

7.      Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст]. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

8.      Vasilev S., Vasileva T. Kostetskaya G. Ecological Education as an Important Factor in Solving Ethnic, Social and Economic Problems faced by Modern Society [Электр.] /Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 10, Part 4 /2012. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2012. — http://www.scientific-publications.net/download/educational-alternatives-2012–4.pdf. — P.196–208.

Основные термины: ценностных ориентаций, ценностных ориентаций школьников, Ценностные ориентации, здорового образа жизни, безопасности жизнедеятельности, ценностные ориентации, у школьников ценностных ориентаций, формирования ценностных ориентаций, ценностных ориентаций традиционно, ориентации личности, ценностных ориентаций учащихся, Костецкая Г. А. Формирование ценностных ориентаций, формирование ценностных ориентаций, образ жизни, ценностные ориентации личности, здоровый образ жизни, основам безопасности жизнедеятельности, плюрализм ценностных позиций, противоречивость духовных ценностных, ценностного отношения к здоровью

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle