Библиографическое описание:

Кузиев Н. А. Концепция Нового шелкового пути: суть, специфика, перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 406-408.

В статье доказывается своеобразие политического характера разрабатываемых в США официальных идей «большого реформаторского коридора Шелкового пути».

Ключевые слова:Великий Шелковый путь, Новый Шелковый путь, политика США в Центральной и Южной Азии.

 

В девяностые годы XX века (а именно 21 июля 1997 г.) заместитель государственного секретаря США С.Тэлботт в своей программной речи в Институте Центральной Азии и Кавказа (ЦАК) при Университете им.Дж.Хопкинса — «Прощание. Американская политика на Кавказе и в Центральной Азии» [2]. — подчеркнул мысль о важности политики США в ЦАК, призвал к «правильной интеграции» и упомянул о «важном торговом и транспортном коридоре вдоль старого Шелкового пути между Европой и Азией» [3].

Намного позже, в ноябре 1998 г. в Палату представителей Конгресса США был внесен так и не утвержденный впоследствии [5] проект «Закона о стратегии Шелкового пути 1999 г».. В нем предлагалось, в частности, выделение $1 млн. «для неправительственных организаций, расположенных за пределами КНР, в поддержку мероприятий, которые сохраняют культурные традиции и содействуют устойчивому развитию, охране окружающей среды, тибетской общины» [6]. Таким образом концепция возрождения Шелкового пути использовалась для продвижения демократии

Выступая 30 июня 1999 г. в Конгрессе США сенатор С.Браунбек отмечал: «Стратегия Шелкового пути предусматривает всеобъемлющую политику США в отношении стран Южного Кавказа и Центральной Азии. Она санкционирует оказание помощи в гамме областей и предназначена для защиты национальных интересов США в регионе:

1)        содействовать суверенитету, независимости и демократическим правительствам;

2)        для поощрения терпимости, плюрализма, а также борьбы с расизмом и антисемитизмом;

3)        для оказания помощи в активном участии в урегулировании региональных конфликтов;

4)        в содействии развитию дружественных отношений и экономического сотрудничества;

5)        чтобы способствовать внедрению рыночных принципов;

6)        для оказания помощи в развитии инфраструктуры, необходимой для связи, транспорта и энергетики и торговли оси Восток-Запад;

7)        на поддержку США, интересов бизнеса и инвестиций в регионе» [7].

Как видим, в концепции возрождения Шелкового пути появлялись элементы экономического сотрудничества.

В 2001 г. в Палате представителей Конгресса США была создана «Группа Шелкового пути» («Silk Road Caucus») [4]. Это подчеркивало внимание США к проблеме возрождения транспортных магистралей.

Помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард А. Баучер, выступая в Стамбуле 13 июня 2006 г., заявил: «Общая идея — возрождение фундаментальной основы Шелкового пути. С Востока на Запад и с Юга на Север великие мировые цивилизации находили пути для перемещения товаров в обоих направлениях между Индией и Азией и Ближним Востоком и Европой. Это был также канал обмена идеями и знаниями. Мы надеемся, что этот регион вновь сможет свести вместе товары, людей и идеи всего мира» [9]. Как видим, операция в Афганистане наложила отпечаток на концепции возрождения Шелкового пути.

Возросшую активность в указанном вопросе проявляли и США. «Мы, — заявил в августе 2007 г. помощник государственного секретаря CША по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Д.Салливан, — хотим работать… над созданием «нового Шелкового пути», чтобы Центральная Азия вновь стала опорой торгового и культурного обмена между севером и югом. Мы считаем, что впереди необыкновенные возможности, но и трудности тоже, и мы хотим работать … по обоим направлениям — преодолевая трудности и используя возможности» [10].

Инициатива «Нового Шелкового пути» (НШК) обсуждалась 22 сентября 2011 г. на встрече министров стран НШК в Нью-Йорке. Она была тогда, как заявляют официальные лица США, направлена на «поощрение торговли и экономического сотрудничества в регионе». Ее осуществление, как предлагалось, помогло бы Афганистану и соседним с ним странам максимально эффективно «использовать свои ценные ресурсы, добиться укрепления человеческого потенциала, создания дополнительных рабочих мест и обеспечить полноправное участие женщин в экономической и политической сферах» [11]. «Афганистан, прочно встроенный в экономическую жизнь процветающей Южной и Центральной Азии, лучше мог бы привлекать новые источники иностранных инвестиций, подключаться к зарубежным рынкам и предоставлять людям достойные альтернативы мятежу», — сказала тогдашний госсекретарь США Х.Клинтон о так называемой инициативе «Новый Шелковый путь». Это название напоминает о древнем торговом маршруте через регион. По словам госсекретаря, рост региональной торговли может также «открыть новые источники сырья, энергии и сельскохозяйственной продукции для каждой страны региона» [12].

В основе концепции НШП, как считали в американской администрации, лежит осознание того, что «Афганистан прочно укоренился в экономической жизни региона и что он сможет более эффективно привлекать новые капиталовложения, осваивать свои ресурсы и предоставлять своему народу растущие экономические возможности, вселяя в него надежду». Так заявил, например, 29 сентября 2011 г. заместитель государственного секретаря США по экономическим, энергетическим и сельскохозяйственным вопросам Р.Хорматс. Р.Хорматс также подчеркнул «ключевую роль» частных инвестиций в строительстве НШП, а также огромное внимание, уделяемое в инициативе участию женщин. По его словам, в сегодняшнем мире невозможно создать в стране современную финансовую систему, если половина граждан не имеет к ней доступа. [13].

Выступая 18 октября 2012 г. в Национальном ресурсном центре по изучению Внутренней Азии и Урала при Индианском университете, помощник государственного секретаря по делам Южной и Центральной Азии Р.Блейк выразил мнение, что США планируют создать НШП, интегрирующий экономики Центральной и Южной Азии, и ключевую роль в этом будет играть именно Афганистан. По словам Р.Блейка, страны Центральной Азии должны обеспечить верховенство права, снизить коррупцию и устранить другие факторы, усложняющие пересечение границ, гарантировать защиту авторского права и других форм интеллектуальной собственности, отменить обременительные и противоречивые требования для иностранных инвесторов, а также реформировать непрозрачные и непредсказуемые регуляционные положения. «Только в 2011 г. около 50 американских колледжей и университетов приняли 3188 студентов из Центральной Азии, в том числе 1890 из Казахстана и 560 из Узбекистана», — заявил он [8]. Как видим, симбиоз продвижения демократии и капитала продолжал составлять суть концепции НШП.

Концепция НШП включает в себя не только улучшение материальной базы, например, повышение качества транспортных систем, коммуникаций и энергетической инфраструктуры, но и методы усовершенствования норм и законов, которые повысят эффективность грузопотока и обеспечат развитие рынка услуг в пределах Центральной Азии и Афганистана, а также между регионом и глобальным сообществом.

По словам Л.Трейси, заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии, Соединенные Штаты вложили существенные ресурсы и политический капитал в развитие составляющих концепции НШП, особенно в Афганистане. «Соединенные Штаты выделили свыше 2 млрд долларов на строительство в Афганистане линий электропередач, гидроэлектростанций и проведение сопутствующих реформ в сфере энергетики. Мы построили и отремонтировали более 3 тыс. километров дорог, помогли Афганистану учредить Национальное управление железных дорог и разработать национальный план железнодорожных коммуникаций. Благодаря технической поддержке со стороны США сегодня Афганистан располагает оптоволоконной сетью общей протяженностью свыше 4 тыс. километров», — сказала Л.Трейси [14].

В связи с выводом войск коалиции с Афганистана концепция НШП несколько пересмотрена. Так, США выражают готовность поддержать в ближайшие несколько лет: 1) региональную энергосистему Южной (Афганистан, Пакистан и Индия) и Центральной Азии; 2) развитие региональной торговли; 3) гармонизацию таможенных процедур; 4) установление деловых отношений между населением в регионе. Кроме того, в планах администрации США поддержка конкретных проектов. Особенность проекта CASA-1000 в том, что он впервые в истории соединяет энергосистемы. Проект RESET направлен на создание региональной энергосистемы и поддержание реформ энергосистемы в каждой из стран. TUTAP (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан) — линия электропередач между этими странами, TAPI (Туркменистан, Афганистан, Пакистан, Индия) — проект газопровода [1].

 

Литература:

 

1.      Заместитель помощника госсекретаря США Ф.Сумар: Повестку Нового Шелкового пути формируют страны региона, мы только оказываем поддержку (интервью). 21 марта 2014 г. // Информационное агентство АКИpress — akipress.org.

2.      Talbott S. A Farewell to Flashman: American Policy in the Caucasus and Central Asia. US Department of State Dispatch, July, 1997 // Web-site of Department of State of USA — www.america.gov;

3.      Экономическая интеграция Центральной Азии. (Выступление Эвана Фейгенбаума в Институте Центральной Азии и Кавказа им. Джонса Хопкинса). 16 февраля 2007 года // www.america.gov;

4.      Members of the Silk Road Caucus // The Congressional Silk Road Caucus — www.house.gov;

5.      H.R. 1152 — Silk Road Strategy Act of 1999. (Bereuter (R) NE and 5 cosponsors). August 2, 1999 // Web-site of the President of USA — www.whitehouse.gov;

6.      Text of H. R. 3196 [106th]: Silk Road Strategy Act of 1999 // United States House of Representatives — www.house.gov;

7.      Silk Road Legislation Passes U. S. Senate Tonight. June 30, 1999 // S.Brownbeck`s Web-site — brownback.senate.gov;

8.      США сотрудничают с Центральной Азией по широкому кругу вопросов. 19 октября 2012 г. // Веб-сайт Государственного департамента США — iipdigital.usembassy.gov.

9.      Помощник госсекретаря США Р.Баучер выступил на Форуме энергетического сектора Центральной Азии. (Речь Р.Баучера в г.Стамбуле 13 июня 2006 г.). 14 июня 2006 г. // Веб-сайт Государственного департамента США — www.america.gov;

10.  Салливан Д. Экономическая интеграция остается ключевым фактором развития Центральной Азии. (Туркменистану предлагается улучшить управление для привлечения иностранных инвестиций). Речь в г.Ашхабаде, Туркменистан. 14 августа 2007 г. // www.america.gov;

11.  США направляют Афганистан на новый «шелковый путь». 29 сентября 2011 г. // Центр новостей ООН — www.un.org.

12.  Хиллари Клинтон: строительство нового Шелкового пути имеет огромное значение для Афганистана. 26 сентября 2013 г. // iipdigital.usembassy.gov.

13.  План «Нового Шелкового пути» направлен на превращение Афганистана в торговый узел. 4 октября 2011 года // iipdigital.usembassy.gov.

14.  Концепция «Нового Шелкового пути» сулит Афганистану светлое будущее. 30 октября 2013 года // iipdigital.usembassy.gov.

Основные термины: Шелкового пути, Центральной Азии, и Центральной Азии, Южной и Центральной Азии, Шелкового пути», государственного секретаря, «Нового Шелкового пути», возрождения Шелкового пути, в Институте Центральной Азии, Центральной Азии и Кавказа, делам Южной и Центральной, Шелкового пути 1999 г», заместитель государственного секретаря, «Стратегия Шелкового пути, старого Шелкового пути, помощник государственного секретаря, основы Шелкового пути, концепции НШП, сентября 2011 г, нового Шелкового пути

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle