Библиографическое описание:

Мартынова С. А. Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 19-21.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.

Внеурочная деятельность проводится по направлениям развития личности: духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное,

В нашей школе по общеинтеллектуальному направлению составлена модифицированная рабочая программа «Краеведение» на основе программы Б. Е. Андюсева, которая активно используется во внеурочной деятельности.

Отличительной особенностью программы является то. что она адаптирована к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Реализация программы осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных учебных действий — личностных, познавательных и коммуникативных.

Выполнение программы «Краеведение» осуществляется через различные формы и виды деятельности: игровая, познавательная, краеведческая, сюжетно — ролевые игры, просмотр мультфильмов, посещение выставочных залов и музеев, походы в театр, конкурсы, посещение библиотек, праздники.

Целью программы «Краеведение» является формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Актуальностью данной программы является то, что в результате ее внедрения у обучающихся формируются те ценностные установки духовно — нравственного развития и воспитания, которые предусмотрены в основной образовательной программе учреждения и в соответствии с требованиями ФГОС. Программа органично интегрируется в учебный процесс, обеспечивает овладение ключевыми компетенциями младших школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности и дает представление о воспитательных результатах внеурочной деятельности младших школьников.

На занятиях по краеведению обучающиеся приобретают новые знания о малой родине, о жизни и быте коренных народов Томской области, находят информацию о особо охраняемых территориях нашего края, используют интернет, инциклопедии и справочную литературу, а так же личный опыт который приобретают во время экскурсий в музеи, на выставки. Полученные знания ребята успешно применяют на уроках окружающего мира,русского языка, литературного чтения,математики.

В программу по окружающему миру включены вопросы краеведения.

1класс

-        Знакомство с полезными ископаемыми.

-        Насекомые, рыбы, птицы, звери нашего края.

-        Наш город — часть большой страны.

2 класс

-        Название города, где мы живём. Доступные сведения из истории. Что мы называем родным краем.

-        Разнообразие растений, животных луга, водоёма.

-        Промышленные предприятия своего города.

-        Культура и образование в нашем крае. (Музеи, театры, школы, ССУЗЫ, ВУЗЫ).

-        Памятники культуры, их охрана.

-        Поверхность и водоёмы своего края.

3 класс

-        Охраняемые виды растений и животных нашей местности, включённые в Красную книгу России.

-        Роль заповедников в охране растений и животных.

-        Охрана природы своего края.

4 класс

1.      Природные зоны России: степей, пустынь.

2.      Охрана природы в каждой зоне. Заповедники.

3.      Сбережём природу своего края.

На уроках русского языка и литературного чтения используем полученные знания для сочинения- описания, а также для проведения лексической работы.

На уроках математики применяем знания, полученные на уроках краеведения при написании математических диктантов и решении задач краеведческого характера.

Задачи для устных вычислений:

-                   Папа собрал клюквы 10кг, а сын на 6 кг меньше. Сколько килограммов клюквы собрал сын?

-                   Маша нашла в лесу 7 подберезовиков и 3 подосиновика. Сколько всего грибов нашла Маша?

-                   С первого кедра собрали 54 шишки, а со второго — на 6 шишек больше. Сколько шишек собрали с двух кедров?

-                   Кедр достигает 44м в высоту, а сосна 50м. На сколько метров сосна выше кедра?

Математический диктант:

-                   Городу Томску 410 лет.

-                   День рождения города Томска 1604 год.

-                   В Томской области насчитывается 18000 водотоков.

-                   Главной водной артерией является река Обь протяженностью 1065км по области.

-                   Площадь Томского района 10064км².

-                   Население Томского района 71 541ч.

Я считаю, что краеведение является одним из важнейших направлений для обучающихся начальной школы. Именно здесь дети могут получить данные по которым имеют представление о развитие нашего города, области, края. При наличии таких знаний формируется готовность жить, трудится в своём городе, селе, области, крае.

 

Литература:

 

1.      Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной школы. Москва, 2007

2.      Краеведческий кружок как средство развития младшего школьника. Гайворонская Н. И. // Начальная школа. — 2009. -№ 6.

3.      Краеведение в начальной школе. Овечкина Н. Н. // Начальная школа. — 2004. — № 11.

4.      Ознакомление младших школьников с родным краем. Саяпина Н. Г. //Начальная школа. — 2001. — № 2

5.      Земля Томская. Краеведческий портал http://kraeved.lib.tomsk.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle