Библиографическое описание:

Гаффоров А. Х., Алимова М. М. Интернационализация профессионального образования как требование времени // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 506-509.

Основным направлением совершенствования национальной программы системы образования Республики Узбекистан является постоянное и неуклонное повышение уровня профессиональной подготовки кадров, их соответствие международным стандартам и социально-экономическим потребностям, современной жизни с целью обеспечения студенческой мобильности и интеграции в мировом сообществе.

С учетом основных тенденций развития инновационных процессов в системе профессионального образования, а именно, переход в глобальное инфокоммуникационное пространство проводится активная работа по трансформации традиционного подхода к учебно-воспитательному процессу с качественно высоким уровнем образования, то есть:

-        разрабатываются и внедряются современные образовательные программы по модульным технологиям в области профессиональной педагогики и дидактики;

-        модернизируются учебно-методические комплексы с использованием инновационных образовательных технологий.

В результате усиливающихся интеграционных процессов формируется единое мировое образовательное пространство, когда вузам необходимо решать свои финансовые проблемы, а студентам — вопросы, связанные с получением более качественного образования, общепризнанных дипломов, дающих право на последующее достойное трудоустройство и выстраивание карьеры.

На международном уровне интернационализация находит выражение в интеграции таких форм сотрудничества вузов как: участие в международных исследовательских проектах; формирование новых стандартов, учебных планов и образовательных программ; организации индивидуальной и институциональной академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава и персонала в образовательных целях. Интернационализация на национальном уровне связана с качеством профессионально-педагогического образования в университете и предполагает целенаправленное воздействие на совокупный результат деятельности субъектов профессионального образования в вузе, обеспечивающий повышение авторитета заведения и его высокие рейтинговые показатели. Интернационализация диктует необходимость партнерских отношений между комплексами образовательных отношений и между вузами, вузами и производственными предприятиями и научными центрами.

Если традиционное обучение воспроизводит, в основном, опыт прошлого, а учебное знание существенно отстает от современных достижений научно-технического прогресса, то образование в интересах устойчивого развития должно ориентироваться на проблемы будущего. Сегодня актуальна концепция профессионально-развивающего образования, которая имеет интегративную природу. Студенты образовательной программы педагогов профессионального обучения (по отраслям) должны иметь знания по педагогике и психологии, знать современное производство, быть руководителями и исследователями. Иными словами, обучающийся должен осуществить с той или иной мерой полноты усваиваемую в процессе обучения деятельность. Причем, будущий специалист уже в годы обучения должен получить не только опыт выполнения специальных функций по профессии, но и социально-производственный опыт. Он поможет ему впоследствии успешно интегрироваться в производственную и корпоративную среду предприятия и легче перенести социально-производственную адаптацию. Студенту дается возможность в процессе обучения в вузе осваивать рабочие специальности.

Стержневым рычагом в профессиональной подготовке педагога профессионального обучения являетсяидея соединения обучения с производительным трудом. Идея не нова, но в настоящее время актуальность её усиливается. И. Г. Песталоцци, реализовавший идеи «образования для индустрии», доказавший, что образование требует развития разнообразных способностей и навыков, в которых нуждается промышленность, сегодня краеугольным камнем подготовки педагога профессионального обучения в контексте реализации интернационализации образования является связь процесса обучения с производством, поэтому идея интеграции образования с промышленным производством и бизнесом становится одной из доминирующих вопросов в образовании.

Однако в соответствии подготовки выпускников системы высшего педагогического образования современным перспективным потребностям общества сталкиваются с многочисленными проблемами. Совокупность этих проблем может быть представлена следующими кластерами:

I.        Аксиологические проблемы.

-          Студенты педагогических вузов не мотивированы к освоению субъектной позиции по отношению к будущей образовательной деятельности, к образовательному процессу вуза (активное осмысление проблем, возникающих в образовательной деятельности вуза; участие в инициировании и проектировании системных изменений в вузе; управление качеством собственной деятельности; участие в управлении качеством деятельности вуза и т. д.);

-          отсутствует аксиологически ориентированная система педагогической поддержки процессов, обеспечивающих качество подготовки будущих учителей и непрерывное профессиональное развитие их наставников — преподавателей вуза;

-          отсутствует система развития карьеры будущего учителя как исследователя (выявление и формирование профессиональных запросов студентов бакалавриата и магистратуры, оценка и предъявление требований со стороны вузов, НИИ и производства; анализ факторов успешности карьеры молодого исследователя и др.);

-          значительная часть студентов воспринимает вуз не как необходимый этап развития своих исследовательских и педагогических компетенций, а как место, полезное для дальнейшего карьерного роста, не связанного с научной или преподавательской деятельностью.

II.     Системные проблемы.

-          в сфере научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов реализуется ситуационное управление традиционного типа (при этом не только студенты, но и преподаватели, как правило, обречены на роли исполнителей, а не субъектов процесса);

-          отсутствует объективная, прозрачная и понятная всем субъектам система признания результатов образования в каждом модуле;

-          в вузах отсутствует широкая, гибкая система продвижения важнейших достижений науки в образовательную практику; реально имеющиеся успешные прецеденты научно-образовательной интеграции, способной обеспечить указанное продвижение, не становятся «точками инновационного роста» и развития деятельности вузов;

-          в вузах не формируется и не реализуется единая программа, системно поддерживающая исследования, начиная со студенчества и заканчивая несколькими годами после защиты диссертации;

-          кафедры вузов, чаще всего, формально участвуют в научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений; при этом в силу того, что образовательная деятельность кафедр редко опирается на исследования преподавателей, страдает качество этой деятельности.

III.        Психологические проблемы.

-          большинством преподавателей не осознается необходимость перехода с позиции передатчика, репродуктивно воспроизводящего существующих знаний, идей, ценностей и смыслов, также на позицию источника новых знаний, идей, ценностей и смыслов для будущего учителя;

-          не сформирована готовность профессорско-преподавательского состава вузов общаться со студентом на уровне научно-образовательной деятельности, адаптированной к изменяющейся ситуации в вузе в переходный период;

-          отсутствует система психолого-педагогической поддержки и сопровождения студентов вуза, позволяющая снизить барьеры инициирования системных изменений и участия в них рассматриваемых носителей интеллектуального потенциала вуза;

-          учащиеся и студенты не обладают достойным «пакетом компетенций» (социальных, профессиональных, творческих).

IV.        Организационные проблемы.

-          отсутствует механизм принятия взаимных обязательств вуза, преподавателей, студентов и контроля того, как они соблюдаются;

-          имеет место дефицит необходимых организационных компетенций всего персонала вуза и их воспроизводства;

-          несовершенство образовательных программ и технологий, неадекватность их актуальным потребностям, отсутствует преемственность образовательных программ вузов.

Следует сказать о том, что интернационализация профессионального педагогического образования сосуществует с новыми концепциями глобализации и европеизации. При этом если интернационализация, как уже отмечалось, относится к внутри- и межнациональным отношениям, то глобализация находится за национальными границами и национальными требованиями к образованию. Таким образом, под глобализацией одни ученые понимают установление взаимозависимого экономического, политического и образовательного пространства; другие — универсализацию различных сфер общественно — политической жизни.

Глобализация, несомненно, оказывает значительное воздействие на развитие высшего образованиякак напрямую — что выражается в увеличении финансирования образования, так и косвенно — что проявляется в необходимости соответствия компетенций, получаемых студентами, по потребностям рынка труда. Изменился сам статус образования — оно превратилось в сферу образовательных услуг, на которую распространяется действие рыночного механизма с его законами спроса и предложения, жесткой конкуренции.

Под европеизацией исследователи понимают выработку специфического подхода к обучению, культивирующего чувство принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Процесс европеизации имеет далеко идущие цели в изменении ментальности общественного сознания в направлении выработки общеевропейских ценностей, норм, подходов, институтов и др.

Таким образом, логика связи глобализации, интернационализации и европеизации диктует вузам необходимость пересмотра образовательных программ и необходимость разработки новых стратегий и тактик, от которых во многом зависит эффективное функционирование национальных систем образования и их рациональное, в национальных интересах осуществляемое, включение в мировую образовательную систему.

 

Литература:

 

1.      Ермаков Д. С. Образование для устойчивого развития.-Педагогика, 2006.

2.      Большой энциклопедический словарь. 2-е издание — М., 1998. — С. 568.

3.      Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.: Народное образование, 1998.

4.      Кудрявцев П. О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. М. Знание. 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle