Библиографическое описание:

Курпаяниди К. И. К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 274-277.

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес-модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса, интенсификации работы предпринимателей по приобретению, удержанию и развитию конкурентных преимуществ.

Ключевые слова:аутсорсинг, модель, бизнес-модель, микросистема, предпринимательство, инфраструктура, научный анализ.

 

This paper analyzes the different approaches to the definition of business model development business structures. The author substantiates the need for outsourcing business model as an effective tool to improve business competitiveness, the intensification of business on the acquisition, retention and development of competitive advantages.

Keywords: outsourcing, model, business model, micro, business, infrastructure, scientific analysis.

 

В виду обострения на национальном рынке Узбекистана конкурентной борьбы за потребителя и ресурсы, актуализируется проблема создания местными предпринимателями эффективных моделей развития бизнеса.

Многие предприниматели пошли по пути копирования передовых практик, применяемых на развитых рынках. В качестве такой практики описывается аутсорсинг, как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия. Не вдаваясь в подробную характеристику процесса аутсорсинга, отметим, что основы его возникновения связаны с глобальными сдвигами, характерными для периода научно-технологических революций. В 60-е годы прошлого века активно разрабатывались компьютерные технологии, включающие качественные преобразования средств связи и содержания труда работников. Предпринимательские структуры нуждались в техническо-технологическом предобразовании производственной базы. Не мене важным был вопрос о кадровом обеспечении внедрения данных процессов в производство.

В этой связи аутсорсинг, как привлечение сторонних специалистов, был вызван, с одной стороны, удовлетворением потребности в узкопрофильных специалистах в сфере информационных технологий а, с другой стороны, сами информационные технологии обеспечили технологическую возможность создания и развития института отдаленных работников и обеспечили технико-технологическую сторону аутсорсинга. Смена технологического уклада привела к кардинальным сдвигам в организационно-экономических отношениях на уровне микросистемы — хозяйственной единицы. Появилась возможность сосредоточения всех ресурсов и активов предприятия на развитии тех продуктов, которые обеспечивали конкурентные преимущества на высоко конкурентном рынке. Концентрация сил на ключевых продуктах требовало «освобождения» от самостоятельного выполнения других важные, но по отношению к ключевым, вспомогательных предпринимательских функций.

Процесс аутсорсинга, таким образом, в теории вопроса дает возможность повышения конкурентоспособности бизнеса и интенсифицировать работу предпринимателей по приобретению, удержанию и развитию конкурентных преимуществ.

Однако нами поддерживается точка зрения о том, что «копирование (калькирование) социально-экономических моделей как успешных для конкретных стран является, очевидно, тупиковой ветвью» в развитии отечественных предприятий [5,11]. Закономерно, что практическое применение западных предпринимательских практик, в, частности, аутсорсинга, без их научного обобщения отечественными экономистами не может принести ожидаемый эффект.

Научно выверенной является постановка вопроса не о внедрении аутсорсинга, а о построении целостной аутсорсинговой бизнес-модели. По нашему мнению, ключ успеха — именно в научном подходе к вопросу о выборе аутсорсинга, как инструмента повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Известно, что в микросистеме все элементы должны быть органической частью целостности. В этой связи отметим, что у западных ученых и практиков сформировались подходы к построению бизнес-моделей, как отражение целостности всех элементов и их взаимосвязей предприятия.

В западной управленческой теории имеются фундаментальные и прикладные труды по построению бизнес-моделей конкурентоспособных предпринимательских структур. Это, прежде всего, труды таких исследователей, как Р. Амит, А. Вишио, М. Джонсон, К. Кристенсен, Х. Кагерманн, М. Лим, А. Остервальдер, И. Пинье, Б. Пэстернак, Р. Розенблюм, М. фон Розинг, Г. Чезборо, К. Цотт и другие. Положения и выводы их работ выступают теоретико-методическими предпосылками для разработки аутсорсинговой бизнес-модели предпринимательской структуры.

Вместе с тем, в настоящее время не сложился единый подход к определению понятия, состава и структуры бизнес-модели. Если рассматривать определение самого понятия «бизнес-модель», то в целом у исследователей есть понимание того, что бизнес-модель описывает ключевые характеристики бизнеса, отвечает вызовам бизнеса и позволяет предпринимателю сформировать уникальные для данной организации бизнеса конкурентные преимущества. Нами разделяется такое определение: «Под бизнес-моделью понимается совокупность организационных рутин и управленческих технологий, которые объясняют как «спроектирован» бизнес фирмы для удовлетворения запросов ключевых клиентов; как скомбинированы ее факторы (ресурсы), исполняются функции, организованы институты, направляются бизнес-потоки; как определяются целевые рыночные сегменты (ниши); каковы механизмы извлечения экономических выгод и как фирма управляет своей стоимостью» [1]. С этой точки зрения аутсорсинговая бизнес-модель — это модель, которая решает вопрос об обретении конкурентных преимуществ предприятием путем расширения ресурсной базы за счет использования нефинансовых (и, отчасти финансовых — в плане оборачиваемости средств) возможностей фирм, предоставляющих аутсорсинговые услуги на рынке. Поскольку в современной экономике границы рынка расширены до масштабов глобальной экономики, то потенциальные преимущества такой схемы ресурсного обеспечения развития микросистемы очевидны.

Бизнес-моделирование — это чрезвычайно гибкий инструмент построения эффективных моделей бизнеса. В целях построения аутсорсинговой бизнес-модели, нами систематизированы основные подходы к построению бизнес-моделей предпринимательских структур.

Наиболее известным, или «раскрученным» подходом к построению бизнес-моделей выступает компонентный подход. Его активными разработчиками являются экономисты Александр Остервальдер и Ив Пинье, в рамках деятельности по бизнес-консультированию создали основные методологические основы данного подхода. Авторы предлагает оригинальную концепцию анализа, построения и совершенствования бизнес-моделей, которой пользуются крупнейшие компании мира, включая Google, IBM, Ericsson. Этот намеренно упрощенный подход позволяет получить общую стратегическую картину бизнеса, сведя к минимуму обсуждение конкретных тактических шагов. Использование стикеров с короткими формулировками — эффективный и быстрый способ выстроить базовые элементы бизнес-плана в целостную систему. Эта методика помогает представить работу организации как единое целое, а не совокупность обособленных функциональных подразделений и производственных операций [4].

Данный подход логически вытекает из подходов к анализу бизнеса Питера Ф. Друкера [3] и его знаменитых вопросов о том, кто является клиентом, для кого создается ценность, как формируется доход от ценности. Однако сами эти вопросы вытекают из функциональной парадигмы экономического знания: «Что, как, где и для кого производить?».

Модель Остервальдера — Пинье раскрывает необходимость определения внутреннего состава бизнес-модели и внешнего окружения предприятия. В качестве компонентов в их известном построении «Canvas». Авторы выделяются девять компонентов, характеризуют конкурентоспособный продукт как центральный элемент, ключевых партнеров, клиентов, ресурсы, рыночные сегменты, каналы доставки продукта на рынок продукт, структуру затрат, поток доходов [7].

Американский исследователь Генри У. Чесборо сосредоточивает свое внимание на необходимость создания инновационного потенциала и инновационной бизнес-модели, включая в ее состав характеристику конкурентов, и, соответственно, конкурентную стратегию [7].

Наряду с моделями А. Остервальдера, И. Пинье и Г. Чезборо была модель описана модель «7с» компании МакКинзи [2,9,10]. Данная модель, как видно из названия, также имеет компонентную природу, как и другие модели, нацеленные на выделение структурных компонентов предпринимательской бизнес-модели.

Другим известным подходов к построению бизнес-моделей выступает потоковый подход к формированию бизнес-модели предприятия. Выделяются поток входа, внутренние потоки, потоки выхода. Это по сути кибернетический подход, но он позволяет рассмотреть динамику внутренних процессов на предприятии.

Необходимо выделить и функциональный подход к анализу бизнес- модели современного предприятия. Применительно к построению аутсорсинговой бизнес-модели важным представляется бизнес-модель Ю. Б. Рубина «стратегическое ядро-периферийные функции» [6]. В данном подходе есть указание на два вида предпринимательских функций: во-первых, составляющих «стратегическое ядро», т. е. ключевой продукт, и, во-вторых, его окружение, обеспечивающее функционирование предприятия. Это, по- нашему мнению, неосновной, но инфраструктурный продукт — его создание передается сторонним организациям.

Факторный подход к построению бизнес-модели перспективен. Он перекликается с компонентным, но акцентирует внимание на факторах пользы, стоимости и прибыли. Здесь просматривается характеристика товара (ценности) как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Из анализа литературы можно сделать вывод о возможности ресурсного подхода, как построение модели новаций, модели уникальных ресурсов, технологического превосходства и других [3, 7, 11, 12, 13, 14].

Распространен и управленческий подход, который позволяет построить модели стратегического менеджмента, корпоративных стратегий, матричную модель и другие. Заслуживает особого внимания результат поиска своего подхода, который ведут представители транснационального бизнеса. В маркетинговых целях или применяется подход, который можно назвать «конкуренцией девизов». Девизы фиксируют ключевую составляющую бизнес-моделей современных ТНК. Например, как результат реализации ценностного подхода в бизнес-моделировании можно охарактеризовать модель корпорации Роллс- Ройс — Trusted to deliver excellence (Доверяй нашему превосходству) [15].

Для высоко конкурентных рынков наиболее продуктивен комплексный подход к построению бизнес-модели. Несмотря на различия, в проанализированных бизнес-моделях можно выделить общие элементы безотносительно к видам бизнес-моделей и их внутривидовым вариантам: компоненты, потоки, функции, факторы, институты, структуры.

По-нашему мнению, необходимо применение многоуровневого подхода к разработке аутсорсинговой бизнес-модели с выделением аналитических уровней:

-          концептуального уровня, на котором принимается стратегическое решений о выборе ключевых элементов бизнес-модели, вокруг которых выстраивается модель конкурентоспособной предпринимательской структуры, определяется роль и место других элементов в обретении уникальных, свойственных только данной организации конкурентных преимуществ;

-          операционного уровня, на котором конкретизируются специфические черты (варианты) бизнес-модели для целей операционной деятельности предпринимательской структуры.

Таким образом, построение современной аутсорсинговой модели должно опираться на научный анализ накопленных знаний в области бизнес-моделирования и выбор наиболее эффективных схем повышения конкурентоспособности в национальной экономике Узбекистана и глобальном рынке.

 

Литература:

 

1.                   Денисов С. Б., Корешков О.В, Платонова Е. Д., Федотова О. Д. Менеджер в системе специализированного менеджмента: кто он и как его подготовить? // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 10.

2.                   Дирлав Д. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир //М.: ЗАО «Олимп-Бизнес. — 2007.

3.                   Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. — М. и др.: Вильямс, 2007.

4.                   Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей //Настольная книга стратега и инноватора. М.:: Альпина Паблишер. — 2012.

5.                   Платонова Е. Д. Современная теория и практика накопления (трансформационный аспект)/Под ред. д. э. н., проф //ЕВ Юферевой. М.: Изд-во АПКиППРО. — 2006.

6.                   Рубин Ю. Б., Фатхутдинов Р. А. Будущее конкуренции и конкурентоспособности //Вопросы новой экономики. — 2008. — №. 3–4.

7.                   Чесборо Г. Открытая инновация: новые установки по созданию и коммерциализации технологии //Бостон, Изд-во Гарвардской бизнес-школы. — 2003.

8.                   Френц М., Ламберт Р. Открытые и закрытые инновации: сравнительный анализ национальных практик //Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). — 2012. — Т. 4. — №. 4. — С. 144–151.

9.                   Фунтов В. Н., Фунтов В. Н. Управление проектами развития фирмы: теория и практика. — Издательский дом» Питер», 2013.

10.               Andersen B., Konzelmann S. In Search of a Useful Theory of the Productive Potential of Intellectual Property Rights / Research Policy, 2008, № 37, p. 12–28.

11.               Kurpayanidi K. Innovative components of national competitiveness of country/ Theoretical and practical issues of ensuring the economic interests of the modern innovative society. B&M Publishing San Francisco, California, USA, 2013.

12.               Kurpayanidi K. Conceptual issues of state support for private enterprise in crisis    /Nauka i studia. Przemyśl, Poland, 2011. — № 11.    Pp.31–35.

13.               Shelekhov N. Intelligent products as a profitable asset. Enterprise new approach to innovation //Экономические науки. — 2010. — Т. 70. — №. 9. — С. 116–119.

14.               URL: http://www. businessmodelgeneration. com/canvas

15.               URL:http://www.rolls-royce.com/reports/2011/business/our-bus-model.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle