Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 20.01.2015

Статья просмотрена: 10622 раза

Библиографическое описание:

Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14992/ (дата обращения: 26.04.2024).

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание как со стороны педагогов, так и со стороны администрации школы. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса. Необходимо сразу же после создания Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, являющейся составной частью (метапредметной подпрограммой) основной образовательной программы школы, продумать алгоритм действий и администрации школы, и педагогического коллектива по реализации данной программы в практической деятельности учреждения.

Организационно-методическое обеспечение программы должно стать одной из основных задач администрации образовательного учреждения. Обязательными административными шагами должны стать следующие действия:

-        разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, внесение изменений в должностные инструкции учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;

-        заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;

-        организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, студий, клубов, научных обществ, конкурсов, ученических конференций, фестивалей, т. е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;

-        создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов;

-        создание условий для практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и/или других организаций;

-        поиск инвестиций для инновационных разработок учащихся;

-        обучение всех педагогов методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся через систему внутришкольных семинаров, групповых и индивидуальных консультаций и тренингов, мастер-классов педагогов-новаторов;

-        информирование обучающихся (начиная с пятых классов) и их родителей (законных представителей) о необходимости подготовки и защиты итогового проекта за курс основной школы;

-        введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников и в планирование работы кружков, клубов, студий, объединений дополнительного образования;

-        проведение экспертизы и утверждение тем проектов и исследовательских работ;

-        разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников;

-        организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток / рекомендаций по работе над проектом и его защитой, дневников самоконтроля ученика-исследователя, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседования с руководителем проекта;

-        разработка простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; создание экспертных карт проекта;

-        закрепление за каждым учащимся своего руководителя: учителя-предметника или руководителя кружка, студии, клуба;

-        мониторинг процесса подготовки проектов;

-        организация защиты проектов;

-        разработка диагностического инструментария по оценке уровня сформированности навыков проектной деятельности у обучающихся;

-        организация психологического сопровождения проектной деятельности (консультационная и коррекционная помощь психологов и тренинги по тайм-менеджменту для обучающихся).

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся прежде всего необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся. С методической точки зрения от учителя — руководителя проекта требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах:

-        владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;

-        применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.

Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:

-        обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;

-        разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ;

-        корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

-        корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;

-        предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать;

-        подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;

-        формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;

-        определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;

-        организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований;

-        помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.;

-        подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта;

-        организация защиты проекта.

Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 

Литература:

 

1.      Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

2.      Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).

3.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проектная деятельность обучающихся, проект, дополнительное образование, итоговый проект, научное руководство, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная школа, педагогический коллектив.


Похожие статьи

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Объектами педагогического управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования в комплексной программе являются: - динамичность учебно-воспитательного процесса

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий...

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Объектами педагогического управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования в комплексной программе являются: - динамичность учебно-воспитательного процесса

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий...

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Похожие статьи

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Объектами педагогического управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования в комплексной программе являются: - динамичность учебно-воспитательного процесса

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий...

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Проектная и исследовательская деятельность...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа, дошкольное образование, исследовательская работа...

Эффективное управление проектной деятельностью...

Эффективное управление проектной деятельностью обучающихся для достижения нового образовательного результата начального образования.

Однако педагоги часто смешивают понятия «проектирование», «проектный метод» и «проектная деятельность».

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной...

Организация дополнительного технологического образования...

Педагогическое управление проектной деятельностью в процессе дополнительного технологического образования можно обеспечить за счёт

Основные термины (генерируются автоматически): Проектная деятельность, проектная группа, дополнительное образование...

Реализация комплексной программы дополнительного...

Объектами педагогического управления проектной деятельностью учащихся в процессе дополнительного технологического образования в комплексной программе являются: - динамичность учебно-воспитательного процесса

Критерии выбора тематики проектов в условиях...

Педагогические возможности проектной деятельности в учреждении дополнительного образования реализуются, если

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, техническое творчество, практическая значимость...

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий...

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами. В наше время образовательному процессу уделяется много времени...

Задать вопрос