Библиографическое описание:

Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 5-6.

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Именно поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание как со стороны педагогов, так и со стороны администрации школы. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса. Необходимо сразу же после создания Программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, являющейся составной частью (метапредметной подпрограммой) основной образовательной программы школы, продумать алгоритм действий и администрации школы, и педагогического коллектива по реализации данной программы в практической деятельности учреждения.

Организационно-методическое обеспечение программы должно стать одной из основных задач администрации образовательного учреждения. Обязательными административными шагами должны стать следующие действия:

-        разработка локальных актов, поддерживающих усилия педагогов и учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, внесение изменений в должностные инструкции учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей;

-        заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, научных руководителей и дополнительных ресурсов;

-        организация инфраструктуры: информационных ресурсов, мастерских, студий, клубов, научных обществ, конкурсов, ученических конференций, фестивалей, т. е. образовательного пространства, поддерживающего исследовательскую и проектную деятельность обучающихся;

-        создание условий для поощрения активных, творческих учеников и педагогов;

-        создание условий для практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в жизни школы и/или других организаций;

-        поиск инвестиций для инновационных разработок учащихся;

-        обучение всех педагогов методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся через систему внутришкольных семинаров, групповых и индивидуальных консультаций и тренингов, мастер-классов педагогов-новаторов;

-        информирование обучающихся (начиная с пятых классов) и их родителей (законных представителей) о необходимости подготовки и защиты итогового проекта за курс основной школы;

-        введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников и в планирование работы кружков, клубов, студий, объединений дополнительного образования;

-        проведение экспертизы и утверждение тем проектов и исследовательских работ;

-        разработка циклограммы работы над проектом для педагогов и учеников;

-        организация работы проблемно-творческой группы по созданию памяток / рекомендаций по работе над проектом и его защитой, дневников самоконтроля ученика-исследователя, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседования с руководителем проекта;

-        разработка простой и обоснованной критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; создание экспертных карт проекта;

-        закрепление за каждым учащимся своего руководителя: учителя-предметника или руководителя кружка, студии, клуба;

-        мониторинг процесса подготовки проектов;

-        организация защиты проектов;

-        разработка диагностического инструментария по оценке уровня сформированности навыков проектной деятельности у обучающихся;

-        организация психологического сопровождения проектной деятельности (консультационная и коррекционная помощь психологов и тренинги по тайм-менеджменту для обучающихся).

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся прежде всего необходимо обеспечить профессионально-грамотное педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Научное руководство требует от учителя поддержки определённого научного уровня, ориентированности на результат и инновационную направленность исследований и проектных разработок обучающихся. С методической точки зрения от учителя — руководителя проекта требуется специальная предварительная подготовка, имеющая отношение не столько к предмету и его содержанию, а в большей степени к методической грамотности учителя, его владению набором приёмов, методов, технологий, необходимых для организации такой работы. В отношении методической подготовки учителя акцент делается на следующих аспектах:

-        владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышения индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом;

-        применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы над проектом, и контроль соблюдения всех этапов деятельности.

Алгоритм деятельности руководителя проекта должен включать в себя следующие обязательные элементы:

-        обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска;

-        разработка банка проблемных заданий, каталога тем проектных и исследовательских работ;

-        корректировка календарно-тематического планирования по предмету/курсу с учётом проектной и исследовательской деятельности обучающихся;

-        корректировка планирования урочной, домашней и внеурочной работы ученика с учётом организации его деятельности по подготовке и реализации проекта / исследования;

-        предложение выбора тем проектных работ, проблемных заданий для исследования обучающимся с учётом результатов выполнения предыдущих заданий и определением для каждого ученика уровня сложности, ниже которого он не может выбрать;

-        подготовка списка выбранных тем к экспертизе и утверждению на научно-методическом совете школы;

-        формирование списка учащихся с учётом тематики текущих и будущего итогового проектов;

-        определение порядка и времени консультаций и собеседований в соответствии с этапами работы над проектом;

-        организация и проведение предзащиты проектов и учебных исследований;

-        помощь ученику/ученикам в определение формы защиты проекта: зачёт, собеседование, презентация, выступление на конференции, участие в конкурсе проектов, размещение проекта на сайте школы или другом образовательном ресурсе и т. д.;

-        подготовка необходимой документации для защиты проекта: отзыва руководителя, рецензии на проект, заполненной экспертной карты проекта;

-        организация защиты проекта.

Исследовательская деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 

Литература:

 

1.      Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч.тр. /под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

2.      Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).

3.      Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle