Библиографическое описание:

Долгина Т. Г. Использование активных форм обучения в развитии регулятивных УУД // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 8-9.

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания любого предмета школьного курса. Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учениками было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Основная задача учителя состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

За последние несколько лет российские школьники продемонстрировали трудности в решении сугубо практических задач, требующих применения знаний из самых разных областей науки одновременно, а иногда и просто здравого смысла, умения рассуждать и аргументировать своё мнение. Эффективная подготовка старшеклассников к ЕГЭ (особенно к части С) также предполагает свободный, творческий, а не репродуктивный уровень владения материалом.

На уроках истории и обществознания для себя я определила наиболее эффективные приемы активизации познавательной деятельности учащихся. К ним относятся:

1.      Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка и т. д.);

2.      Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация выбора;

3.      Использование видео и компьютерной наглядности; использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементы («мозговой штурм», ассоциации, «интервью различных персонажей» и др.).

4.      Эффективным диагностическим материалом является составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие;

5.      Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность;

6.      Элементы — «изюминки» (песня-загадка, волшебный мешочек, эпиграммы, интеллектуальная разминка и др.);

7.      Игры, игровые моменты. Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведенных на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.

Активные формы работы несомненно скажутся на качестве знаний и интересе к предмету обучающихся. Из множества активных методов обучения на уроках истории и обществознания возможно использовать технологии:

1.      Уроки в форме соревнований и игр: турниры, конкурсы, эстафеты, КВНы, деловая игра, ролевая игра, викторина.

2.      Уроки, основанные на формах, жанрах: исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью, репортаж.

3.      Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференции, брифинг, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, телемост, репортаж, «живая газета», устный журнал.

4.      Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

5.      Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок — патентное бюро, урок-трибунал.

6.      Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочное путешествие, урок-экскурсия, прогулка по историческим местам».

Активные технологии будут способствовать росту самой личности ученика, его творческим возможностям. Теперь на каждом уроке ребенок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Важным моментом на каждом уроке остаётся выставление оценки. Оценка деятельности ученика должна складываться из оценки его личной работы на уроке и деятельности группы в целом. Недопустимо выставлять одинаковую отметку всем членам группы независимо от их личного участия в работе. Необходимо в конце урока помочь ребятам высказать свое мнение по поводу работы на уроке каждого ученика сначала в группе, а потом и себя. Это способствует рефлексии. Из урока в урок ученики будут стараться лучше отвечать и работать в группе, повышая при этом и свой качественный результат.

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей, а это не что иное, как учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Ведь еще В. Сухомлинский говорил: «Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Каждому педагогу важно помнить, что ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

 

Литература:

 

1.              Гостьева Ю. Н. Требования нового Федерального государственного образовательного стандарта и реализация его основных идей / Ю. Н. Гостева.- М:2012.

2.              Лебедев О. Е. Образовательные результаты: сущность и структура / О. Е. Лебедев. СПб: ОИРШ.2005г.

3.              Тарабарин Т. И. И учеба, и игра /Т. И. Тарабарин, Е. И. Соколова. — 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle