Библиографическое описание:

Макарова Л. А. Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 18-19.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оценивать результаты, осуществлять самокоррекцию и, главное, нести ответственность за принятие решений и их выполнение.

В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т. д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.

Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.

Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, — вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.

В своей работе я часто использую дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.

В ходе дискуссии ученики говорят подавляющую часть времени. Я стараюсь лишь

Не менее эффективным методом, используемом мной, при развитии навыков говорения является ролевая игра. Ролевая игра — это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра — это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определённых ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаётся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности, потребности учащихся. Работа над ролью у разных учащихся протекает по-разному. Определенную трудность ролевая игра вызывает у неуверенных в себе учеников. Для их вовлечения в игру, я использую “разогревающие” упражнения пантомимического характера для того, чтобы ученики могли почувствовать себя свободней в кругу своих сверстников. Это могут быть упражнения типа: представьте, что вы идете по льду; покажите классу, как вы попытаетесь поднять тяжёлый стул; покажите, как бы вы почистили зубы утром без зубной щётки; покажите, что вы чувствуете, когда вы видите маленького котенка, бегущего к вам; вы обнаружили, что кто-то вырвал несколько листов из вашего дневника.

После “разогревающих” упражнений можно перейти к проблемным ситуациям, в которых ученикам предлагается решить ту или иную задачу.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться». На своих уроках я часто использую игру «Восстановление рассказа». Целью данной игры является формирование связного монологического текста и активизация соответствующих навыков и умений. В ходе игры каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.

Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Необходимо научить прогнозировать свои результаты. Учащиеся могут использовать самоконтроль (Activity Books, Work Books) для того, чтобы понять, всё ли у них получается, сверяя свои ответы с эталоном. При самоконтроле корректируется письменная и устная речь учащегося. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

 

Литература:

 

1.      Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010.

2.      Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева. УМК “Enjoy English” для 2–4 классов. «Титул», 2012.

3.      Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№ 4.-С.13–30.

4.      Могилев А. В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№ 5.-С.32–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle