Библиографическое описание:

Шаманина Л. Ю. Развитие системы транспортного страхования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 349-352.

В данной статье приведены результаты анализа системы транспортного страхования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях глобализации.

Ключевые слова: транспортное страхование, внешняя экономическая деятельность, транспортные риски, мировой рынок, конкурентоспособность.

 

Усиление взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира, интернационализация производства являются на сегодняшний день наиболее очевидными признаками глобализации. В условиях глобализации вовлеченность РФ во внешнеэкономическую деятельность (далее — ВЭД) является залогом ее полноценного экономического взаимодействия с миром. Принципиально меняется роль предприятия как основного субъекта ВЭД. Оно сегодня получило право самостоятельно работать на внешних рынках [3, с. 89].

Глобализация мировой экономики является стимулом для российских компаний и предприятий к осуществлению внешнеэкономической торговли. Благодаря проникновению на зарубежные рынки появляются новые возможности сбыта продукции. Несомненная выгода от участия страны в ВЭД актуализирует необходимость разработки системы экономического сотрудничества России с другими государствами в сфере торговли.

РФ, являясь полноправным членом мирового экономического сообщества, в полной мере вовлечена во внешнеэкономическую деятельность. Только по статистическим данным за январь-ноябрь 2011 года страна импортировала товаров на сумму 277 136$ млн., экспорт в денежном отношении составил 466 180,2$ млн. В 2012 году экспорт и импорт товаров возрос соответственно на 2,434 % и 2,505 % (что составило в первом случае 477527,4$ млн., а во втором — 284079$ млн.). В 2013 и 2014 годах те же показатели понизились в связи с влиянием мирового кризиса на экономику РФ, введением в ее отношении санкций (2013 год — 429966,4 $ млн. и 258040,1$ млн., 2014 год — 422728,0 $ млн. и 241942,0 $ млн., соответственно). При этом, торговые показатели достаточно велики, чтобы позволить констатировать значительное присутствие России на мировом рынке [5].

Степень необходимости интеграции России в мировую экономику отражена во Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года. В ней говорится, что присутствие государства на международной арене становится все более заметным. Российские компании активно выходят на мировой рынок. В связи с этим, они нуждаются в системной и масштабной поддержке, заключающейся в помощи по преодолению барьеров для доступа на внешние рынки [1].

Одним из видов поддержки и средством соблюдения интересов российского экспортера является транспортное страхование.

Совершенствование транспортного обеспечения внешнеэкономических отношений российского государства со странами мира, основной составляющей которого как раз и является транспортное страхование, считается одним из наиболее результативных способов активизации международной торговой деятельности государства. От эффективности транспортной системы зависит то, насколько успешно ВЭД государства. Транспортные операции делают возможным осуществление обработки и перемещения больших объемов товаров на значительные расстояния от изготовителей до потребителей. Надежность доставки товаров от производителя к покупателю в обусловленные сроки без потерь и порчи с минимальными издержками должна быть обеспечена посредством правильной транспортировки, гарантируемой грамотной организацией логистической цепи [3, c.185].

Транспортировка товаров связана с несомненным риском. Развитие предпринимательства сделало необходимым исследование вопросов оценки и управления риском в сфере экономики и финансов. Стоит отметить, что под риском понимается вероятность наступления опасности, неблагоприятного события с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба. Ущерб — это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины [2, с. 55–64].

В связи с активным участием России в ВЭД и, в том числе, с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО), система транспортного страхования претерпевает значительные изменения.

ВТО и все мировое сообщество в целом уделяет большое внимание приведению национальных стандартов в соответствие с международными требованиями. В связи с этим, РФ необходимо совершенствовать страховое законодательство и систему функционирования национальной страховой системы в целом.

Модернизация отрасли должна начаться с ряда последовательных шагов по либерализации рынка страхования РФ, сопровождающегося установлением регулирующих мер. Их цель — поддержка отечественных страховщиков, которая не будет противоречить обязательствам перед международным сообществом и позволит российским страховщикам постепенно приобщиться к международным стандартам страховой деятельности [6]. Положительный результат принесет введение налоговых льгот для страховщиков, инвестирующих средства в инфраструктурные проекты на долгосрочной основе на территории РФ [4].

На сегодняшний день внешнеэкономическое страхование в большей мере является обязательным. Имущественное страхование, в том числе транспортное страхование, обеспечивают деятельность таможенных перевозчиков и брокеров и т. п.

Поддержка политики сохранения обязательного страхования в России является важной мерой государственного регулирования. Подобный шаг позволит развивать отрасль страхования до такого уровня, при котором отечественные страховщики смогут быть конкурентными, осуществляя свою деятельность в условиях ВЭД.

Стоит также отметить, что в процессе совершенствования системы страхования в РФ потребуется вносить ряд изменений в соответствующие правовые нормы с целью унификации условий отечественного и зарубежного страхования. Только в этом случае возможно будет страховать риски, прежде всего транспортные, по принятым в мире правилам.

На сегодняшний день услуги по оказанию транспортного страхования, предлагаемые отечественными страховщиками и европейскими коллегами, полностью совпадают. Многообразие же транспортных рисков и их страновая диверсификация требуют разработки новых специализированных страховых продуктов. К их созданию объективно вынуждают постоянно растущие риски в сфере транспортного страхования.

Рынок страхования РФ является перспективной площадкой привлечения дополнительной прибыли для иностранных страховых компаний, обладающих большим опытом ведения профессиональной деятельности и пользующихся доверием у отечественных предпринимателей. Появление иностранных компаний в сегменте страхования вызовет колебания фондового рынка, которые, в свою очередь, окажут значительное влияние на страховой рынок РФ. Для его стабилизации необходимо осуществлять государственный контроль страховой деятельности.

При этом, приход на рынок страхования РФ иностранных компаний будет связан для них с определенными сложностями, которые дадут возможность отечественным страховщикам обеспечить масштабное присутствие на рынке и предложить конкурентоспособные услуги страхования. Национальным страховым компаниям нужно удержать и укрепить систему транспортного страхования, полноценно развитую в центральном регионе России, и распространить свою деятельность на всю территорию РФ. Необходимо развивать эффективную политику в отношении взаимодействия со страхователями с учетом спроса на услуги страхования, ведь спрос на страховые продукты в РФ значительно отличается от существующего спроса в Европе и других странах. Кроме того, необходимо учитывать и специфику экономической деятельности РФ. Подобный подход обусловит возможность доминирования отечественных страховых компаний в регионах.

На сегодняшний день прямая конкуренция между российскими и иностранными страховщиками невелика из-за того, что иностранцы специализируются большей частью на страховании жизни и предприятий. Российские страховые организации занимаются в основном разнопрофильным рисковым страхованием. Однако и те, и другие заинтересованы в предоставлении услуги транспортного страхования, что создает необходимость повышения привлекательности страховых компаний именно в сфере предоставления транспортного страхования ВЭД.

Некоторые крупные компании, доля иностранного участия в уставных капиталах которых составляет 100 %, достаточно активно ведут себя на рынке транспортного страхования, представляя серьезную конкуренцию отечественным страховщикам. Это такие компании, как РОСНО, ЦЮРИХ, ОРАНТА, АЛЬЯНС, ЭРГО РУСЬ [7]. Для повышения конкурентоспособности российских страховых компаний значение может иметь и снижение страховой ставки, и предложение дополнительных страховых услуг, скидок, бонусов. Однако, все эти шаги должны быть экономически выверенными во избежание финансовых потерь со стороны предоставляющей свои услуги страховой компании.

Еще одной немаловажной проблемой оказания услуг транспортного страхования российскими компаниями является недостаток имеющихся в их распоряжении финансовых средств. Страхование крупных транспортных внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных средств у российских страховых компаний осуществляется иностранными государствами в лице западных перестраховочных компаний. Это несет угрозу экономической безопасности страны.

Кроме того, система внешнеэкономического страхования, является слабым звеном всего национального рынка страхования, представители ВЭД обращаются за услугами страхования рисков к иностранным страховым компаниям, предлагающим свои услуги если и не по достаточно низкой ставке страхования, то гарантирующим надежность оказания услуг. Вызванная этим невостребованность страховых услуг, предлагаемых отечественными компаниями, приводит к сокращению количества участников российского страхового рынка. В 1997 году в России работали около 2 400 страховщиков, в январе 2001–980 страховых компаний, в июле 2010 году было зарегистрировано 637 компаний и 152 перестраховочные организации. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на январь 2013 года в государственном реестре страховщиков значится 445 компаний, исключая 101 перестраховочную. В 2014 году значительных изменений не произошло [7].

В связи с этим стоит отметить, что законодательные ограничения на осуществление страховой деятельности на территории России иностранными страховыми компаниями вполне адекватно отражают необходимость поэтапной либерализации национальной страховой системы России. Они гарантируют постепенность открытия страхового рынка РФ для иностранных компаний, позволяя отечественным страховщикам адаптироваться к условиям осуществления деятельности в условиях открытого рынка и повысить конкурентоспособность.

 

Литература:

 

1.                 Концепция развития страхования в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р.) 2004 № 8–120 с.

2.                 Гончаренко Л. П. Риск-менеджмент: учеб. пособие. — Изд. 3 /Л. П. Гончаренко, С. А. Филин. — М.: КноРус, 2010.- 215 с.

3.                 Сорокин С. Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: учеб. пособие / С. Л. Сорокин. — Минск: Соврем. школа, 2006. — 283 с.

4.                 Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

5.                 Официальный сайт Федеральной таможенной службы — www.customs.ru

6.                 Официальный сайт Всероссийского Союза Страховщиков. — www.oliverwyman.com

7.                 Официальный сайт Федеральной службы по страховому надзору при Министерстве Финансов РФ — www.fssn.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle