Библиографическое описание:

Казаков Н. А. Строительная индустрия в народно-хозяйственном комплексе страны // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 268-270.

Одной из крупнейших отраслей народного хозяйства является строительство. Наряду с машиностроением эта отрасль обеспечивает расширенное воспроизводство производственных мощностей и основных фондов для всех отраслей хозяйства. Результатом или продукцией строительства являются здания и сооружения разного функционального назначения.

Строительство как отрасль материального производства имеет свои специфические особенности: неподвижность продукта при перемещающихся в процессе производства материальных, технических и людских ресурсах; длительность производственного цикла; высокая материалоемкость продукции, что требует наличия мощной материальной базы и размещения ее в пределах регионального радиуса обслуживания; зависимость от влияния вероятностных факторов (погодных условий, организационно-технических неувязок, изменений внешних условий производства и т. д.); сложность и многообразие производственных связей.

Строительство обслуживается более чем 70 отраслями экономики, при этом используется около 50 % продукции промышленности строительных материалов, 18 % металлопроката, 40 % пиломатериалов, более 10 % продукции машиностроения.

Строительный комплекс России представляет совокупность подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, механизации, транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, лизинговых фирм, учебных заведений и других предприятий и организаций, имеющих разные формы собственности.

В составе строительного комплекса можно выделить пять групп предприятий и организаций (по необходимым элементам любого производственного процесса):

-        первая группа — постоянно действующие строительные (подрядные) организации, предприятия стройиндустрии;

-        вторая группа — предприятия и организации, поставляющие для строительства предметы труда (предприятия промышленности строительных материалов, конструкций, предприятия машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и других отраслей);

-        третья группа — предприятия и организации, поставляющие средства труда (строительное и дорожное машиностроение, производство оборудования для промышленности строительных матeриaлoв);

-        четвертая группа — предприятия инфраструктуры — совокупности отраслей, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества;

-        пятая группа — организации, осуществляющие управление строительством (министерства, комитеты, департаменты, объединения, ассоциации).

В настоящее время практически все строительные организации, производственные предприятия материально-технической базы строительства, транспортные и другие организации, обслуживающие отрасль, организационно не связаны, за исключением лишь определенных крупных корпораций.

В силу новых экономических отношений комплексность федерального и в несколько меньшей степени — регионального управления капитальным строительством отсутствует. На территориальном уровне в составе региональных органов исполнительной власти созданы органы по управлению строительством. В их функции, как правило, входит контроль за соблюдением законодательства России и субъектов Федерации о градостроительстве и архитектуре, градостроительных норм и правил; формирование цен на строительную продукцию, проведение экспертизы инвестиционных проектов, выполнение функций заказчика по строительству и ремонту объектов, финансируемых из средств федерального и регионального бюджетов; организация и поведение подрядных торгов на строительство объектов, финансируемых за счет бюджетных средств; участие в развитии системы кредитования жилищного строительства и др.

Таким образом, не будучи связанной, в большинстве случаев, организационно, деятельность предприятий строительной сферы контролируется и регулируется из единого регионального центра.

Строительная индустрия играет важную роль в социально-экономическом развитии страны:

1.          Достижение устойчивого развития страны, позволяющего за счет широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста капитальных вложений в строительство, обновления производственного потенциала и материально-технической базы строительного комплекса обеспечить выход России на уровень ведущих зарубежных стран.

2.          Усиление конкурентоспособности российских строительных организаций, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов на отечественном и зарубежных рынках подрядных работ.

3.          Ускорение модернизации производственной базы строительства с ориентацией на преимущественный выпуск эффективных ресурсо- и энергосберегающих материалов, изделий, конструкций, машин и механизмов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным аналогам.

4.          Обеспечение реализации программ ипотечного кредитования населения на уже действующей и новый нормативной правовой базе с учетом готовности региональных администраций реально участвовать в этом процессе.

5.          Формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие отдельных регионов и страны в целом.

Так же следует отметить тот факт, что сейчас состояние делового климата в отрасли демонстрирует отрицательную динамику. Сложившуюся ситуацию характеризуют ряд фундаментальных показателей, таких как: выполненные объемы строительно-монтажных работ обеспеченность отрасли новыми заказами, численность занятых, обеспеченность собственными ресурсами, кредитными ресурсами и повышение цен на строительно-монтажные работы, так и на приобретаемые строительные материалы, машины и механизмы. Лимитирующую роль в торможении активности отрасли играют административные барьеры и коррупционная составляющая.

Продолжается негативная тенденция сокращения занятости на рынке строительных услуг. Среди факторов, ограничивающих деятельность строительных организаций, не ослабевает актуальность проблемы недостатка квалифицированных кадров. Это обусловлено использованием мобильной и непритязательной рабочей силы, представляющей иностранных специалистов в основном из стран ближнего зарубежья, что приводит к стагнационному развитию отрасли, но не мешает извлекать определенные бонусы. Как всем известно в рыночной экономике основным результатом деятельности большинства компаний является прибыль, а как она достигается вопрос вторичный.

Можно с уверенностью сказать, что в отрасли существует монополизм отдельных структур, особенно на местных строительных рынках, осуществляются неформальные схемы. Это может в дальнейшем привести к усилению конкурентной борьбы на рынке строительных услуг.

Наблюдается ускорение темпов роста цен на стройматериалы, что неизбежно приводит к повышению цен на строительно-монтажные работы, но при этом сохраняется опережение темпов роста цен на стройматериалы относительно темпов роста цен на строительно-монтажные работы.

Очень негативное воздействие на уровень развития строительных организаций оказывает высокий уровень налогов, а так же недостаток как собственных финансовых ресурсов, так и кредитных и заемных финансовых средств.

В целом же экономическую ситуацию на рынке строительных услуг можно оценить как удовлетворительную. Из всего комплекса проблем мешающих развитию строительного бизнеса можно акцентировать внимание на финансовых как на основных.

Таким образом, строительство как отрасль испытывает дефицит источников роста и ключевым из них является снижение спроса на строительные услуги. Так же существует масса сопутствующих проблем, которые способствуют развитию негативной динамике спроса.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации//Российская газета. Федеральный выпуск.- 2004. — 31 декабря № 3669.

2.         Гражданский Кодекс Российской Федерации Ч. 1,2,3 от 09.04.2009 г. № 56 ФЗ.

3.         Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 ФЗ (принят ГД ФФ РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010) (изм. и доп, вступающим в силу с 07.01.2011).

4.         Российская статистика. Ежегодник 2010г. -868 с. Суринов А. Е. Издательство РОССТАТ.

5.         Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы / Учебное пособие. ― М.: Финансы и статистика, 2007.

6.         Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. В. А. Раевского. — М.: Финансы и статистика, 2006.

7.         Асаул А. Н., Грахов В. П. Маркетинг- менеджмент в строительстве/ под ред. Д. э. н., профессора, заслуженного строителя РФ А. Н. Асаула. — Спб.: «Гуманистика», 2007. — 248 с.

8.         Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. ― 5-е изд. перераб. ― М.: Финансы и статистика, 2005.

9.         Батиенков В. Т., Чернобровкин Г. Я., Кирнев А. Д. Технология и организация строительства. Управление качеством в вопросах и ответах. — Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. — 400 с.

10.     Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. ― М.: ИНФРА-М, 2007.

11.     Бобков К. И., Сапожников В. Н. Научные проблемы экономики строительства. Учебное пособие. — М.: Издательство Ассоциации строит. вузов, 2006. -224 с.

12.     Болоткин С. А. Организация строительного производства:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С. А. Болоткин, А. Н. Вихров.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle