Библиографическое описание:

Мальцев С. Н. Дополнение к анализу плаваний Пифея // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 408-411.

В статье рассматриваются древние свидетельства о плаваниях древнегреческого мореплавателя и философа Пифея из Массалии под новым углом зрения. Из этих свидетельств можно заключить, что Пифей первый определял не только широту, но и долготу во время плавания. А также достиг 67°- 68° северной широты в своем плавании за полярный круг.

Ключевые слова:история навигации, широта, долгота, полярный круг.

 

История плаваний Пифея из Месалии, древнегреческого путешественника и философа 4 века до нашей эры в исторической науке имеет много спорных вопросов. Не имеют общепризнанных трактовок даже куда путешествовал, на чем, зачем и когда. Однако решение этих вопросов имеет важное культурно-историческое значение, ведь именно при описании его путешествия в первые используется понятие географической широты места и в первые описаны около полярные феномены.

Рис.1.

 

Плавание Пифея в общем представляется таким как на рис 1. Пифей вышел из Мессалии (современный Марсель) проплыл на север по рекам Роне и Лауре, вышел в Бискайский залив, миновав остров Уэсан, пересек пролив Ламанш и причалил к Британскому полуострову Корнуэл. Загрузившись оловом, поплыл вдоль западного побережья Британии дальше на север. От северной оконечности Британии он еще 5 суток плыл на север до острова Туле (Θούλη — многие историки считают островом Исландия). От этого острова плыл еще день на север, но столкнувшись с не благоприятными погодными условиями, туман, паковый лед, вернулся к северу Британии. Далее пройдя по восточному берегу острова Британия, переплыл Ламанш и далее плыл вдоль европейского берега на северо-восток, до устья европейской реки, вероятнее всего Эльбы. Загрузившись янтарем, поплыл вдоль западного побережья Европы на юг в устье Лауры, прошел по суше и через р. Рону в Мессалию.

Гемин в книге «Введение в явления» [2, с.197] приводит реальный отрывок из работы Пифея: «Кажется, что в таких местах побывал Пифей из Массалии. Вот что он говорит в своей книге «Об океане»: “ показывали нам Варвары место, где Солнце [зимой] только из под земли светило. А летом в этих местах ночь бывает совсем короткой, длясь где 2, где 3 часа, так что Солнце, садясь, почти тот час же восходит”».

Это значит, что длина солнечного дня около 22 часов, это соответствует 64°с.ш. и южной оконечности Исландии. В день зимнего солнцестояния Солнце совсем не всходит, это северный полярный круг, 66° с. ш. и соответствует северной оконечности Исландии. Страбон цитирует Пифея [1, c.81]: «Но Гиппарх, доверяя Пифею, помещает эту населенную страну в областях южнее [края] Бреттании и утверждает, что самый длинный день составляет там 19 равноденственных часов». Это примерно 59° с. ш. и соответствует самой северной точке Британского острова.

В Мессалии самый короткий летний день составлял 15 часов с четвертью — это 43° с.ш., более точно время в эпоху Пифея не измеряли. Очевидно что, от Туле до Мессалии точность измерения возрастала. Вероятно, идея определения широты возникла у Пифея во время плавания от Туле к северу Британии. Затем и в других местах где мог засекал длительность дня. После плавания на север, Пифей написал и опубликовал работу о своем путешествии.

Страбон в «Географии» приводит еще одно свидетельство Пифея связанное с широтой самой северной достигнутой им точки. (Strab. II,5,8)

“αυτός εστι το αρκτικο ο θερινος τροπικος κυκλος”

 [По высоте] “наши равны Аркты тому летнему путевому кругу” [Солнца].

 

Аркты, это созвездия Малая и Большая медведица, в данном случае, вероятно, имелась ввиду высота небесного полюса, находящегося между ними. Высота небесного полюса (широта) Марселя равна 43°. Это равно высоте солнца летом в крайней северной точке плавания Пифея. Следовательно, широта этого северного места равна 90°- (43°-23°) =70° с.ш. Однако маловероятно, что Пифей достиг этой широты, ведь он плыл на север от Исландии всего один день, даже за 21 час, он мог достичь не далее 68° с. ш. Измерение было приблизительное и равенство не точное, ошибка в 2 градуса в то время, это совсем небольшая ошибка. Измерения вероятнее всего проводились солнечными часами типа Арахна Евдокса, о которых писал Витрувий [5, c.181], ведь только такими древнегреческими солнечными часами, можно измерить 19 равноденственных часов и определить высоту солнца в полдень.

Рис. 2. Солнечные часы — Арахна (паутина) Евдокса

 

Некоторые ученые, например Дитмар А. Б. [6, c.20], считали, что Евдокс (408 до н. э. — 355 до н. э.) раньше, чем Пифей стал определять широту места, вероятно имея ввиду определение полуденной высоты солнца в летнее солнцестояние, равной 1/6 полного круга (60°) в его работе «Феномены». Конечно, сейчас мы можем сказать, на какой широте проводилось измерение. Однако это число фигурирует у Евдокса, как астрономическая константа и не зависит от места наблюдения, поэтому не может считаться измерением широты.

Самое раннее, дошедшее до нас, свидетельство об определении долготы было сделано в работе Плиния старшего (ок.23г.-ок.79г.) «Естественная история» [3, с.22], где описывается определение времени начала лунного затмения на Сицилии во время заката солнца и в Арбеле (сейчас г. Эрбиль в Турции) в 2 часа ночи (то есть 2 часа после захода солнца), перед битвой Александра Македонского с Персами у Арбеллы (на другом фланге Гавгамелы) в 331 г. до н. э. Что можно оценить как 2 часа разницы времени, что равно около 30° долготы, реально 32°. Есть и другое упоминание этого события в работе Клавдия Птолемея (ок.90г.-160г.) «Руководство по Географии» [4, c.73] где говорится, что это лунное затмение в Арбеле началось в Пятом часу, а в Карфагене во втором. Что можно оценить как 3 часа или 45° долготы. В чем причина этих несовпадений? Эти свидетельства были написаны более, чем через 300 и 400 лет после события.

Чтобы выяснить, нужно определиться, кто и как наблюдал это событие. Расчетные данные (программа StarCalk) этого затмения таковы: 20.09.331 г. до н. э., заход солнца 18:08, начало затмения в Сицилийском заливе 17:41, восход Луны 18:02, начало полного затмения 18:47, а начало затмения в Арбеле 19:57. О затмении Луны перед Арбельской битвой писали многие историки и это дошло до нашего времени. А кто же наблюдал, а главное зафиксировал и опубликовал данные о затмении в Сицилии и Карфагене, а особенно соотнес с Арбельским, ведь лунные затмения бывают два раза в году. Если учесть, что между Сицилией и Карфагеном всего около 75 миль морского пространства, то можно предположить, что это мог быть один и тот же человек, на корабле между Сицилией и Карфагеном.

К тому же в «Естественной истории» Плиния, то в начале главы есть список авторов чью информацию Плиний включил в эту главу. Авторство ссылки о лунном затмении Плинием не указано, однако в списке есть современники этого затмения: Аристотель, Дикеарх, Пифей, Аномакрит, Феопомп. Аномакрит был на востоке с Александром Македонским, Феопомп на Хиосе. Аристотель и Дикеарх в Афинах. Остается только Пифей, следовательно именно его цитату привел Плиний о затмении Луны у берегов Сицилии. Если принять во внимание, что мореплаватель Пифей, современник этого события, определивший первым широту мест и указывал на связь приливов с фазами Луны и которого цитировали несколько сот лет, то можно обоснованно предположить, что он и первый, кто определил и долготу Сицилийского пролива относительно Арбелы, тогда восточного края греческой ойкумены. А если учесть, что разница долгот между Карфагеном и Мессалией (Марселем) 4°50', то при погрешности измерения не менее 7°, то это можно считать и долготой Мессалии, относительно восточного края ойкумены.

Обоснованно можно предположить, что плавание плавание на север и плавание на юг к Сицилии были через небольшое время, так как олово и янтарь надо было вести на продажу в Грецию. Там же Пифей мог узнать о затмении Луны в Арбеле, так как затмения Луны бывают 2 раза в год, то совместить оба этих затмения можно было в течении полу года. К тому же и Дикеарх в Афинах мог примерно в это же время узнать о плавании Пифея. Поэтому вполне вероятно, что плавания на север, плавание к Сицилии и плавание в Афины были в один год.

Из этого можно сделать вывод, что Пифей около 331 г. до н. э. первым определил геокоординаты, долготу и широту Мессалии (Марселя) и широты некоторых других географических точек, а так же первым описал пересечение северного полярного круга. Пифею в Марселе поставлен памятник.

 

Литература:

 

  1. Страбон. География. — М.: Наука, 1964. 944 с.

2.      Гемин. Введение в явления. — Новосибирск: ΣΧΟΛΗ. Т. 5, вып. 2, 2011. — с. 174–233.

  1. Плиний старший. Естественная история. — М.: Директ-Медиа, 2008. 67 с.
  2. Птолемей К. Руководство по Географии. — М.: ГИГЛ, 1953. 284 с.
  3. Витрувий. 10 книг об архитектуре. — М.: Академия архитектуры, 1936г. 320 с.
  4. Дитмар А. Б. В страны олова и янтаря: Путешествие Пифея из Массалии — М.: Географгиз, 1963. 72 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle