Библиографическое описание:

Исагалиева А. С., Миронова Ю. Г. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции населения // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 432-433.

Ключевые слова: репродуктивное поведение, депопуляция, рождаемость, население, семейные ценности, семейная политика государства, материнский капитал, репродуктивные установки.

 

Key words: reproductive behavior, depopulation, fertility, population, family values, family policy of the state, the parent capital, reproductive attitudes.

 

В настоящее время в России отмечается открытая депопуляция населения, по мнению социологов, это, прежде всего, связано с тем, что семейные нравственные ценности как моральные принципы, нормы, идеалы, понятия добра и зла, связанные с семейным поведением, недостаточно изучены в системе репродуктивного поведения, вследствие чего их роль недооценивается. В России с 1992 ежегодно смертность стремительно превышает рождаемость. Согласно данным проведенных социологических исследований масштабы вымирания населения страны за период 1999–2002 гг. превысили 900 тыс. человек, достигнув «рекордного» уровня 958,5 тыс. человек в 2000 году. Согласно концепции демографической политики России, на период до 2025 г. в роли компенсатора депопуляции призван выступить миграционный прирост на уровне более 300 тысяч человек ежегодно, что ставит под угрозу сохранение социокультурной идентичности страны [1, с 119]. Данная проблема репродуктивного поведения достаточно актуальна на сегодняшний день и это объясняется системным кризисом воспроизводства населения страны, в результате которого произойдет депопуляция населения.

Изучив проблему глубже можно выделить, что на сегодняшний день демографическая обстановка, хотя и оставляет желать лучшего, тем не менее, достаточно благоприятна. Уровень рождаемости за последние годы заметно вырос, об этом свидетельствуют и результаты проведенных социологических исследований и чтобы поддерживать такой баланс необходимо всячески популяризировать семейные ценности. Это можно сделать путем проведения каких-либо мероприятий, акций, направленных на пропаганду семьи, как главной ячейки общества. Необходимо отметить, что в нашей стране уже ведутся подобные мероприятия, однако, для улучшения результатов, необходимо в этот процесс привлечь молодое поколение, а именно нужно внушать каждому жителю репродуктивного возраста, что семья — это главный агент социализации личности, именно в ней закладывается первые личностные характеристики. Семья необходима каждому, благодаря ей человек учится понимать этот мир, те, кто ее не имеют, являются девиантными для общества и нуждаются в психологическом обследовании. Таким образом, только путем пропагандирования семьи, как ячейки общества, можно повысить у населения потребность в ее формировании, потребность в детях — все это имеется в виду на подсознательном уровне.

Важным компонентом воспроизводства населения была и остается рождаемость. По результатам проведенного ИСЭРТ РАН в 2011 году научно-исследовательской работы, главной целью которой было изучение тенденций репродуктивного поведения населения и демографической политики в сфере рождаемости, можно сделать вывод, что репродуктивное поведение населения является единственным поведенческим фактором формирования воспроизводства населения [2, c. 83]. В настоящее время с появлением различных препаратов, с помощью которых можно с легкостью регулировать рождаемость снизился уровень деторождения, как в стране, так и в отдельных ее регионах. В вышеупомянутом исследовании на вопрос «Укажите, пожалуйста, пользуетесь ли Вы (Ваш партнер) средствами контрацепции?» были получены следующие результаты: о том, что хотя бы иногда используют какой-либо метод контрацепции, заявило 84 % населения, живущего половой жизнью. Среди средств контрацепции устойчивое лидерство сохраняется за презервативами и естественными методами планирования семьи [4, c. 17].

Для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения, как в нашей стране, так и в отдельных ее регионах необходимо искать и реализовывать пути воздействия на повышение самого желаемого числа детей, на увеличение потребности в детях. По результатам проведенного ВЦИОМом социологического исследования можно сделать вывод о том, что в отношении планов рождения детей в ближайшие 2–3 года выявлены существенные различия в зависимости от места проживания респондентов: самый низкий процент (6 %) среди респондентов, проживающих в сельской местности; это почти в 2 раза меньше по сравнению с горожанами. Из небольшой группы (3,8 %) респондентов, которые оценивают материальное положение своей семьи, как хорошее, почти 40 % имеют планы заиметь еще одного ребенка в ближайшие 2–3 года, что в 5 раз больше по сравнению с теми, кто оценивает материальное положение семьи, как плохое [1, c. 56].

В репродуктивном поведении материальный признак играет значительную роль. Государство стимулирует население на деторождение, выдавая за второго и последующего ребенка материнский капитал. Материнский капитал значительно увеличил уровень рождаемости, так как люди могут с помощью него хоть и незначительно, но все же улучшить свои жилищные условия или оставить деньги на образование ребенка.

Также хотелось бы отметить, что результаты проведенного ИСЭРТ РАН исследования позволяют сделать следующие выводы:

-        для репродуктивного поведения населения характерны: повышение интенсивности рождаемости в старших возрастных группах, малодетность, территориальная и гендерная дифференциация репродуктивных установок, их повышение у населения сельских территорий;

-        число желаемых и ожидаемых детей у мужчин несколько меньше, чем у женщин.

Как замечено исследователями репродуктивного поведения населения, репродуктивные установки в большей степени определяются ценностными ориентациями, чем другими факторами. Тем не менее, на установки детности в каждый конкретный момент существенное влияние оказывают условия жизни населения. Таким образом, для увеличения уровня рождаемости необходимо всячески популяризировать семейные ценности, роль семьи. В настоящее время в стране введены такие отличительные и своего рода поощрительные призы как «Отец-герой», «Мать-героиня», также как было уже упомянуто материнский капитал, улучшение жизни в стране — все это стимулирует население к деторождению. Необходимо отметить, что очень важна и поддержка в области образования, культуры, здравоохранения. В данный момент у нас в стране ценность семьи под влиянием натиска западной культуры, для того чтобы улучшить демографическую обстановку необходимо переосмыслить приоритеты и ставить семью если не в первое место в системе ценностей, то хотя бы в тройку.

 

Литература:

 

1.      Медков В. М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на Дону: «Феникс», 2005. — 132 с.

2.      Зинурова Р. И. Особенности репродуктивного поведения в российских регионах // Социологические исследования. 2005. № 3.С.83.

3.      Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения в 2012 году. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/RPN/Publisher/index.html. — Яз. рус.

4.      Антонов А. И. Динамика населения в России ХХI веке и приоритеты демографической политики / А. И. Антонов. — М. 2006. — 57 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle