Библиографическое описание:

Назаренко Е. Б. Место ролевой игры в обучении специалистов сферы международного туризма // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 545-547.

Целью обучения профессиональному общению иностранных студентов — специалистов сферы международного туризма является формирование у них профессионально-коммуникативной компетентности. Мы рассматриваем компетентность как сложное интегративное образование, включающее профессиональную и коммуникативную компетенции, в состав последней, в свою очередь, входят языковая, речевая, лингвистическая и социокультурная компетенции. Профессиональная компетенция «опирается на интеллектуальный потенциал и социальную активность её носителя, предполагает наличие широкой образовательной базы, развитие логического мышления, аналитико-моделирующих умений осмысления и обобщения признаков и связей явлений, способов действия, модификации и переноса на этой основе способов действия из одних видов деятельности в другие» [1, с. 182]. Профессиональная компетенция — это ориентация в содержательном, денотативном плане высказывания в рамках актуальной профессионально значимой тематики, предусмотренной учебными программами, спецдисциплинами [2, с. 56].

Опираясь на принцип коммуникативности, необходимо обеспечивать коммуникативно ориентированное профессиональное обучение. Объём и содержание профессиональной и коммуникативной компетенций работников сферы международного туризма можно определить сферами профессионального общения; видами речевой деятельности в каждой сфере общения; коммуникативными умениями и навыками в каждом виде речевой деятельности [1, с. 170]. Уровень коммуникативной компетенции иностранного учащегося, изучающего русский язык, определяется набором коммуникативных умений в различных видах речевой деятельности, которые он сможет использовать в будущей профессиональной деятельности. Профессионально-ориентированная ролевая игра, на наш взгляд, способствует развитию профессионально-коммуникативной компетентности иностранных учащихся, позволяет создать на уроке такие условия речевого взаимодействия коммуникантов, которые максимально приближены к реальным, что способствует развитию профессионально-коммуникативных умений.

В последние годы игровой метод профессиональной подготовки специалистов различного уровня стал достаточно популярным. Такие учёные, как Б. Т. Ананьев, Э. Берн, Д. Б. Выготский, К. Гросс, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, А. А. Вербицкий, Н. П. Аникеева, рассматривают ролевые игры в своих исследованиях. По мнению ряда авторов, такие качества, как коммуникабельность, психологическая совместимость, оперативность, необходимые в туризме как в профессиональной сфере деятельности, наиболее эффективно развиваются в процессе игры. Использование ролевых игр в профессиональной подготовке специалистов сферы международного туризма позволяет сформировать умения в устной профессиональной коммуникации (общение с клиентом; получение, обработка и передача информации; соблюдение правил этикета; ведение переговоров, в том числе телефонных и т. д.).

Игровая деятельность на уроке РКИ выполняет развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности) функции, а также функции социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения) и самореализации в игре (достижение своих собственных целей).

Ролевая игра — это интерактивный лингводидактический прием, направленный на формирование и закрепление знаний, умений и навыков в сфере профессионального общения и предполагающий принятие обучаемыми ролей (социальных, межличностных, психологических) для совместного решения профессиональных задач с использованием имеющихся лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний [3, с. 38].

В процессе обучения РКИ иностранных студентов-специалистов сферы международного туризма мы используем, например, ролевые игры на основе прочитанных текстов.

Задание 1. Прочитайте тексты об отелях, в которых работают Чалар (управляющий), Ягыз (ресепшионист) и Али (официант).

Текст 1

Амара Дольче Вита

Располагаясь в самом сердце Антальи, «Амара Дольче Вита» предоставляет вам прекрасную возможность всегда быть в центре событий и находиться в двух шагах от главных достопримечательностей города. Дополнительным плюсом является близость овощного и рыбного рынков, парка аттракционов и городского пляжа.

В отеле 160 гостевых номеров, обставленных современной удобной мебелью, в каждом номере есть кондиционер, спутниковое телевидение, телефон, мини бар, ванна и душ, фен.

В качестве дополнительных услуг рады вам предложить два ресторана, где вас обслужат круглосуточно, современно оборудованный конференц-зал, небольшой бассейн, комнату караоке, салон красоты и сувенирную лавку.

Текст 2

Белвиста

«Белвиста» — это прекрасный отель для семейного отдыха. Здесь найдутся развлечения по вкусу молодым и пожилым туристам.

У нас вам предложат новинки, которые вы не встретите ни в одном отеле на побережье: джакузи в большом аквапарке, два вращающихся ресторана на 52 и 53 этажах и захватывающие прыжки с башни.

Кроме этого, у нас вы найдёте комфортабельный конференц-зал, уютный банкетный зал, современный фитнес центр с сауной и бассейном, бутики самых известных брендов прямо на территории гостиницы.

Курортный комплекс включает два гостиничных здания с 730 номерами с мебелью, кондиционером, спутниковым телевидением, телефоном, мини баром, индивидуальной ванной и душем, феном, балконом с видом на море или с видом на горы.

Отель расположен в пяти минутах езды от центра города.

Текст 3

Санмери

Отель «Санмери» расположен на мысе с видом на Королевскую Бухту и залив. Курорт располагается на 64 акрах тропических парков. Широкий выбор возможностей для отдыха и спорта. Все комнаты оснащены балконами, кондиционером, цифровым телевидением, Wi-Fi, домашним кинотеатром, телефоном, личным сейфом.

В отеле «Санмери» вам предоставляется возможность поселиться на выбор в одном из 190 номеров «Люкс» или 650 обычных номеров.

Террасы в «Санмери» расположены на самом берегу моря и просто созданы для расслабленного приятного отдыха влюблённых и молодожёнов в медовый месяц.

«Санмери» располагает 9 ресторанами и 4 барами, а также 3 бассейнами, 2 детскими бассейнами, джакузи, 6 теннисными кортами, снаряжением для водного спорта, площадкой для гольфа, массажным кабинетом, салоном красоты, игровой площадкой для детей, сауной/парной, фитнес-центром, прогулочным катером, совершающим регулярные рейсы от собственного пляжа «Санмери» до островов.

Задание 2. Перескажите текст от имени Чалара, Ягыза и Али. Перескажите текст от имени туристов, живущих в этих гостиницах.

Задание 3. Обсудите в группе:

1)      В каком отеле вы бы предпочли остановиться и почему.

2)      Составьте список плюсов и минусов каждого из отелей.

3)      Что для Вас является необходимым в гостинице, а без чего можно обойтись?

4)      Какой главный критерий выбора гостиницы: набор услуг и возможностей; расположение гостиницы; цена; обслуживание.

Задание 4. Обсудите в парах характеристики каждого из отелей. Используйте сравнительную степень прилагательных.

Образец:

-                   Какой отель больше, «Амара Дольче Вита» или «Санмери»?

-                   Какой отель самый большой?

Слова для справок: роскошный, удобный, маленький, комфортабельный, красивый, высокий; широкий выбор баров, богатая развлекательная программа, большое количество комнат, оригинальный интерьер.

Задание 5. Разыграйте следующие ситуации:

1)                 Али принимает заказ в баре отеля. Клиент 1 просит рассказать о десертах. Клиент 2 требует пересадить его за другой столик, где не так громко играет музыка. Клиент 3 заказывает ужин и хочет попробовать национальное блюдо.

2)                 Ягыз принимает группу туристов, оформляет документы, рассказывает о номерах и различных службах отеля и выдаёт ключи.

3)                 Подумайте и разыграйте микро-диалоги, которые могли состояться между Чаларом и Али, Чаларом и Ягызом, Чаларом и кем-либо из туристов.

Задание 6. Ролевая игра.

Роль 1. Вы менеджер по продажам в туристском агентстве. Выслушайте пожелания клиентов и предложите в каждом случае наиболее подходящий вариант. Используйте слова и выражения:

а)     Если вы остановитесь в…., вы сможете…

б)     Лучшее, что вы сможете сделать в…, это…

в)     Думаю, … лучший вариант для вас, потому что…

г)     Кроме этого, Вам понравится, что…

Роль 2. Вы Татьяна Светлова, 35 лет. Вы собираетесь в Турцию с мужем, 38 лет, на 10 дней. Вы впервые едете отдыхать без детей и надеетесь весело и активно провести время.

Роль 3. Вы Александр Бурмистров, 50 лет. Вы собираетесь в путешествие с девушкой, 21 года. Вы бережливый человек и экономный турист, но в то же время хотите произвести впечатление на юную подругу. За свои деньги вы хотите получить максимум услуг.

Роль 4. Вы семейная пара, Архиповы Руслан и Людмила, вам по 27 лет. Вы едете отдыхать с дочерью, 5 лет. Вы хотите, чтобы отдых малышки был интересным, но и вам не пришлось скучать.

Роль 5. Вы Алексей Румынцев, 23 лет. Вы отправляетесь на отдых один и очень заинтересованы в ночной жизни Антальи.

Роль 6. Вы пожилые супруги, Марковы Андрей Петрович и Анастасия Павловна. На годовщину свадьбы дети подарили вам сертификат на приобретение туристской путёвки. Раньше вы никогда не были за границей, предпочитая морским курортам тихий отпуск на даче. Чтобы не обижать детей, вы поедете, но совершенно не представляете, что будете там делать и какое место выбрать.

Ролевые игры в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетентности позволяют иностранным учащимся проявить следующие умения: принимать и исполнять роль; ориентироваться в ролях партнеров; выбирать речевые средства в соответствии с ситуацией; проводить и отстаивать свою точку зрения; склоняться к компромиссу; предусматривать конфликт и находить пути его устранения; формулировать проблему и предлагать пути ее решения; менять тактику своего поведения; владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы, знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).

Таким образом, мы рассматриваем ролевую игру как эффективный метод формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов — специалистов сферы международного туризма, позволяющий повысить мотивацию обучения, реализовать полученные знания, активизировать в речи языковые, речевые, коммуникативные навыки и умения, а также способствующий решению проблем социальной адаптации.

 

Литература:

 

1.      Самосенкова, Т. В. Культура профессионального общения в системе подготовки спеиалистов-филологов для зарубежных стран: Монография. — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. — 352 с.

2.      Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4. — с. 54–60.

3.      Бочкарева, М. М. Ролевые игры в профессиональной коммуникативной подготовке специалистов сфере туризма: Диссертация. — Москва, 2007. — 168 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle