Библиографическое описание:

Даниленкова В. А. Интерактивные методы обучения в экологической образовательной среде морского технического вуза // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 510-513.

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической образовательной среды.

Ключевые слова: интерактивное обучение, экологический учебный материал, технологи обучения, деловая игра

 

Интерактивное обучение предполагает активное участие в учебном процессе всех студентов без исключения, их взаимодействие с преподавателем и между собой. В ходе совместной деятельности создается экологическая образовательная среда общения, которая характеризуется открытостью, равенством участников, накоплением совместного экологического знания, взаимной оценки и контроля. Преподаватель создаёт для студентов условия для развития творчества. Внедрение интерактивных форм обучения в экологическую образовательную среду технического вуза позволяет решить множество дидактических и воспитательных задач: эффективное усвоение экологического учебного материала; установление взаимодействия между студентами; самостоятельный поиск проблемы и пути её решения; пробуждение интереса студентов к экологическим знаниям; формирование у обучающихся экологической грамотности, мнения и отношению; формирование жизненной позиции и профессиональных навыков с учётом экологических знаний; выход студентов на уровни сознательного отношения и ответственности за состояние окружающей среды и «жизни на Земле», формирование экологической культуры у студентов.

Использование интерактивных методов в процессе обучения профессиональных и специальных дисциплин с включением экологических знаний, при изучении экологии позволяет решить задачу формирования экологической культуры у студентов. Экологическая культура представляет собой систему взаимодействия её элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности. Поэтому её становление требует создание такой экологической образовательной среды технического вуза, которая позволит создать условия для развития мотивационной, культурно-эмоциональной, профессионально познавательной деятельности. В данном исследовании мы опишем опыт внедрения интерактивных методов в процесс обучения экологии студентов морских специальностей технического вуза («Судовождении», «Эксплуатации судовых энергетических установок»). В соответствии с учебным планом трудоёмкость изучаемой дисциплины «Экология» в техническом вузе составляет 2 зачётные единицы (32 часа аудиторных занятий) Объём занятий, проводимых в интерактивной форме, должен занимать не менее 30 % от общего числа часов, предназначенных для аудиторной работы. Обязательным условием реализации активных взаимодействий студентов между собой и с преподавателями. В связи с тем, что занятия в интегрированной форме носят обобщающий междисциплинарный характер, целесообразно планировать и проводить их во второй половине дня с привлечением преподавателей профессиональных и специальных дисциплин. Практическое занятие — семинар на тему: «Проектирование и экспертиза экологической образовательной среды в техническом вузе». Алгоритм работы со студентами: 1. Занятие начинается с задания: обосновать взаимосвязь науки, техники, экологии, экологического образования, экологической образовательной среды в техническом вузе; назвать основные цели и задачи экологической образовательной среды; 2. Студентам раздаются таблицы — схемы междисциплинарного подхода в экологической образовательной среде, предлагается проанализировать их с точки зрения важности экологических знаний, умений, навыков. На подготовку дается три минуты, затем предлагаются отдельные высказывания вслух. Выводы носят конкретный характер: характеристика должна быть краткой, чёткой, логичной; задачи экологической образовательной среды — конкретные, вытекающие из характеристики, их недолжно быть более 3–4; содержание экологической образовательной среды — полное, разнообразное по формам, соответствующие поставленным задачам. Составление характеристики экологической образовательной среды по отраслям науки, по различным дисциплинам в соответствии с сформулированными задачами предлагается выполнить по микрогруппам. Например, в одном случае используется междисциплинарный подход, в котором знание из научной, технологической, социальной, экономической областей синтезируется на экологическое знание образовательной среды для студента. На составление междисциплинарных схем и их характеристик дается пять минут, представитель микрогруппы зачитывает составленный вариант, который коллективно обсуждается с точки зрения предъявленных ранее требований. Как сформулировать конкретные задачи экологической образовательной среды? Студентам предлагается выполнить данный вопрос в табличной форме. Консультация Консультация проводиться индивидуально или по микрогруппам. Анализ междисциплинарных связей экологических знаний с другими дисциплинами и отраслями наук на практическом занятии. Обсуждение и объяснение взаимосвязи науки, техники, экологии, экологического образования, экологической образовательной среды в техническом вузе. По результатам проведения практического занятия — семинара было установлено: усвоение учебного материала стимулирует творческий потенциал студента, осознание важности экологической образовательной среды в техническом вузе для обучения и профессиональной подготовки.На этапе подготовки к занятию, используются нормативные документы вуза, регламентирующие деятельность администрации вуза по созданию экологической образовательной среды, интернет — источники, предоставляющие доступы к образовательным ресурсам вуза для сбора информации по состоянию экологической образовательной среды в аудитории, в процессе обучения, воспитания, подбор конкретных примеров междисциплинарного экологического подхода в формировании образовательной среды. Задача отбора материала соответствующей тематики возложена на преподавателей различных дисциплин и студентов. Данная форма проведения занятия позволяет не только решить задачи коммуникативного развития студентов, но и позволяет студентам и преподавателям понять значимость экологической образовательной среды технического вуза для формирования экологической культуры и профессиональной подготовки.

В разделе по теме «Моделирование в экологии и концепция устойчивого развития». Математическое моделирование в экологии. Глобальное моделирование. Концепция устойчивого развития. Тема: Модели технологических экологических систем: пример модель образовательной среды в современном техническом университете (методика подготовки и проведения деловых игры) Концепция модели: «Интеллектуальная конструкция, которая пытается описать взаимосвязи образовательной среды с экологической называется моделью. Общая модель экологической образовательной среды заключается в оценке образовательной системы, состоящей из разнородных частей обучения, воспитания, образования. Определяет темпы использования образовательных ресурсов и воздействие на окружающую среду вуза. Модели — это формулировки, обычно математические, которые пытаются представить некоторую часть реального мира. Модели могут разрабатываться с одной или несколькими целями: разобраться, понимаем ли мы поведение рассматриваемой образовательной системы; предсказать поведение рассматриваемой образовательной системы в ответ на изменение одного или нескольких факторов или ограничений: подготовить рекомендации для лиц принимающих решения в области экологической образовательной среды. Построение и использование модели технологии экологических систем в образовании включает следующие этапы: определение соответствующих характеристик образовательной экологической среды в техническом вузе, определение масштаба модели и её временного и пространственного аспектов; идентификацию основных процессов; определение интерактивных взаимодействий между основными процессами; определение начальных условий; интерпретацию результатов. Не существует правильной модели экологической образовательной среды, поскольку модели могут быть построены для множества различных целей, методов использования. Алгоритм работы со студентами. В начале занятия повторяеться концепция устойчивого развития, экология образования, образовательная среда технического вуза Затем объясняется суть и значение деловой игры, определяеться тема форма модели, на примере которой будет проходить игра. Аудитория делиться на три микрогруппы, каждая получает задания по трём этапам деловой игры. I этап: стартовая беседа (предварительная работа).Цель этапа: усвоение приёмов мотивации деятельности, методики работы на начальном этапе организации деловой игры. Задания педагогу: а) выступить перед студентами с целью увлечь радостной перспективой предстоящего интересного и полезного дела; б) придать общественную направленности и личную значимость предстающего дела; в) выдвинуть вопросы для обсуждения: когда, где, для кого, с кем и кому быть организатором?

Задание студентам: задать педагогу вопросы, моделируя возможную реакцию студентов на его выступление и участие в деловой игре, например: «Мы никогда не проводили деловую игру», «А справимся ли с поставленной задачей?» и т. д.

Первый этап считается законченным, если коллектив, если коллектив принял решение проведения деловой игры. Готовность педагога к этому этапу: модель деловой игры «Модель экологической образовательной среды в современном техническом университете»

II этап: сбор-старт (коллективное планирование).

Цель этапа: усвоение позиции педагога стимулирующего коллективную организацию создания модели технологической экологической образовательной системы.

Пример модель экологической образовательной среды в современном техническом университете.

Основные технологические процессы: 1. Исследование понятия современного технического университета и экологической образовательной среды. 2. Образовательный процесс в техническом университете с точки зрения студента. 3. Экологическая образовательная среда с точки зрения студента. 4. Экологическая образовательная среда с точки зрения преподавателя. 5. Экологическая образовательная среда с точки зрения администрации вуза. 6. Анализ опреса. 7. Проектирование модели экологической образовательной среды в современном техническом вузе.

Проверка модели.

Чтобы узнать обоснованы ли результаты работы модели? Результат модели состоит из анализа опроса студентов, преподавателей, администрации. В идеале эти данные сравниваются с реальными данными для условий подобных тем, что были смоделированы. В модели экологической образовательной среды можно видеть, соответствуют ли цели, задачи, построенные студентами, преподавателями по созданию ЭОС. Модель может быть использована для для экологической образовательной среды вуза. После выполнения анализа работы модели можно говорить, что модель проверена. Результаты модели зависят от качества выходных данных, точности. С которой представлены технологические экологические образовательные процессы. Проверенная модель — модель, которая не содержит известных или определяемых ошибок и внутренне согласована. Это не означает, что результаты моделирования обязательно отражают поведение реального мира.

Задания педагогу: а) провести совещание в микрогруппах по обсуждению выдвинутых вопросов и проблем; б) организовать общий сбор-старт: предоставить слово представителю каждой микрогруппы. По ходу их выступлений ставить наводящие вопросы, предлагать обосновать свои предложения, сделать вывод; в) составить совет деловой игры (представителя каждой микрогуппы) для детальной разработки плана её проведения.

Задания студентов: а) обсудить в микрогруппе свой вариант плана проведения деловой игры; б) выбрать представителя в совет, который будет выступать на сборе-старте от имени микрогруппы.

Второй этап считается законченным, когда выступили представители всех микрогрупп, создан «банк идей» по проведению деловой игры, создан совет.

Готовность педагога: возможные варианты предложений в «банк идей». III этап: коллективная подготовка.

Цель этапа: осознание технологии работы деловой игры и её совета.

Задание педагогу: а) провести собрание совета, на котором детально продумать ход работы; б) распределить обязанности; в) определить объём работы, сроки её выполнения, способы поощрения. (Учитывать особенности и интересы студентов).

Задание членам совета: а) принять участие в разработки модели; б) обсудить программы деятельности микрогрупп с учётом решения совета (как выполнить порученные задания возможно лучше, когда проконтролировать, чем помочь друг другу).

Третий этап считается законченным, когда все задания для реализации модели выполнены.

Готовность педагога: модель (задания для реализации модели). На подготовку этих этапов дается 7–10 минут. Затем каждая микрогруппа моделирует свой этап, остальные обсуждают, задают вопросы, предлагают свои варианты. Затем игра продолжается. Микрогруппы получают следующие задания по трём оставшимся этапам деловой игры.

IV этап: проведения дела.

Цель этапа: осознание необходимости и технологии оперативного руководства в ходе проведения деловой игры.

Задание педагогу: одна из микрогрупп внезапно отказалась участвовать в деловой игры — это срывает общий ход игры (моделирования). Вам необходимо создать положительный эмоциональный фон и склонить ребят к участию в деловой игре, как это было задумано.

Задание студентам: перед самым началом деловой игры в микрогруппе происходит ссора (из-за непонимания, из0за наглядности и т. п.), в результате которой у всех портиться настроение и вы отказываетесь участвовать в игре. Дальнейшее ваше поведение будет зависеть от реакции педагога на эту ситуацию.

V этап: коллективный анализ.

Цель этапа: повторение методики проведения общего сбора.

Задание педагогу: провести коллективный анализ сначала в микрогруппах, а потом всем коллективом, поставив необходимые вопросы.

Задание студентам: провести сначала обсуждение в микрогруппах, затем выступить на общем сборе. Оценить работу совета дела.

VI этап: последствие.

Цель этапа: анализ методических приёмов моделирования, усвоенных во время игры; показать возможности их использования в дальнейшей деятельности. На подготовку этих этапов даётся 5–7 минут. Затем каждая микрогруппа моделирует свой этап, остальные анализируют, предлагают свои варианты. Затем студентам даётся 5 минут тишины для осмысления деловой игры в целом.

Студенты задают вопросы преподавателю по методике подготовки и проведения деловой игры. 4. Занятие заканчивается коллективным анализом.

Консультация проводится индивидуально с каждым студентом по подготовке конкретного мероприятия по проведению деловой игры, предполагает не только объяснение, что нужно делать, но и как сделать лучше, результативнее, вплоть до совместного подбора фактического материала, анализа собранных данных для проведения игры.

Подготовка к деловой игре по проектированию модели экологической образовательной среды в современном техническом вузе сложная и требует большого количества источников. Образовательная среда вуза, по экологии образования. Задача отбора материала возложена как на преподавателя с привлечением администрации вуза, так и на студентов.

При решении сложной проблемы по созданию экологической образовательной среды в современном техническом вузе у студентов рождаются самые невероятные идеи, которые после тщательного анализа могут быть приняты для решения проблемы создания экологической образовательной среды в техническом вузе.

Обучающиеся при использовании интерактивных методов обучения осознаёт важность экологических знаний, возможность самим активно участвовать в создании экологической образовательной среды в вузе, что способствует повышению мотивации к обучению, к развитию коммуникативных навыков и формированию экологической культуры.

 

Литература:

 

1.               Артюхина М. С., Артюхин О. И. Теоретико-методологические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования, № 11–2/2013, С.304–308.

2.               Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): Дис. … д-ра пед. наук. Волгоград, 2006. 388 с.

3.               Даниленкова В. А. Экология в техническом вузе/ учебное пособие, Калининград: Изд-во БГАРФ, 2010,- 95 с.

4.               Зорина Ю. П. «Актуальные вопросы качества профессионального образования» / Ю. П. Зорина // Актуальные вопросы современной педагогики: материал II международная заочная научная конференция (г. Уфа, июль 2012 г.).- С. 27–30

5.               Павлова А. С. Возможности реализации интерактивных методов в ходе обучения экологии в экологическом вузе. // мат-лы науч. –практ. конф. с дистанц. участ. электр. ресурс: Sibac.info /50–2011–12–06–47–18

6.               Привалова Н. М. Деловая игра — как метод преподавания курса «Экология» // Успехи современного естествознания,- 2010.- № 9- С. 167–167.

7.               Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательной системы. М.: Логос, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle