Библиографическое описание:

Абдуллаева С. Х. Стилистика и развитие речи на материале научного текста // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 466-468.

Стилистику можно определить, как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая, бытовая.

В соответствии с ними различаются и функциональные стили.

Данное определение стилистики разделено на две части:

1)      Стилистика ресурсов;

2)      Функциональная стилистика, т. е. закономерности функционирования языка в различных сферах общения.

Г. О. Винокур писал: «С проблемой искусно писать связано понятие нормативной лингвистической стилистики как практической дисциплины».

Таким образом, выделяется наука о практической стилистике.

Практическая стилистика- это прикладная нормативная дисциплина, направленная на то, чтобы через обучение способствовать проведению в жизнь принципов теоретической стилистики. В её задачи входит воспитание стилистической речевой культуры. Главным принципом стилистики является целесообразность и уместность использования одного или другого языкового средства — это определяется выбором определённой сферы общения, что облегчает работу педагога с точки зрения отбора учебного материала и его методического построения.

В своей работе мы будем опираться на одну из теорий В. В. Виноградова о том, что стилистику речи можно представить в виде трёх кругов исследований — одна из них стилистика речи разных видов и актов общественного употребления языка, а также на теорию Гальперина о том, что стилистическое значение всегда контекстуально.

Как правило, исследователи языков науки чаще всего интересуются научной терминологией, а научный стиль остаётся, так сказать, на потом». В реальности развитие научной литературы тесно связано с развитием новейших технологий, в особенности, инфокоммуникационных, которые за последнее десятилетие обособились и выделились как особая высокоразвитая отрасль науки. «Предмет науки, её назначение, её специфика, а также характер научного, т. е. отвлечённого, мышления обусловливают систему избираемых для выражения теоретической мысли речевых средств, которые создают стилистическую окраску особого характера, присущую только соответствующей области деятельности и общения» [Кожина М. Н.] Соглашаясь с данным определением, следует расширить рамки понимаемого и рассматривать не только предмет науки как предмет, а его возможности функционировать в деятельности. Язык призван наилучшим образом обслуживать общение человека в разных сферах его общественной жизни.

С развитием научного знания, появлением потребности обмена мнениями в области науки в указанную сферу втягиваются определённые средства национального литературного языка, создаются особые языковые организации, которые наиболее эффективно (с точки зрения говорящих и пишущих на данном языке) обеспечивают именно эту часть общественной речевой практики. Являясь подсистемой общелитературного языка, сложившись исторически, научный стиль неповторимым образом сочетает языковые признаки, часть которых своеобразно используется в других функционально речевых разновидностях. [Митрофанова О.Д]

Одна из важнейших особенностей функций языка это общение. Общение на разных уровнях т. е. ставится задача использования языка в какой-либо определённой сфере. Это давняя традиция по которой и выделяются стили: публицистический, научный, официально деловой, разговорный, стиль художественной литературы. И выделение научного стиля как особого в качестве функционально-речевой разновидности не должно вызывать возражений, а наоборот, современная наука должна расширить предметность исследования в различных областях. Следует отметить, что узкоспециальные тексты содержат важную и нужную информацию для будущего специалиста. И что очень важно, в связи с этим, проследить особенности структуры и стилистической организации текста во всех видах публикаций становится актуальным. Это позволяет в дальнейшем выявить особенности структуры и стилистическую организацию текста во всех видах научных публикаций, хотя мы не задавались целью типологизировать научные тексты, а рассматривать только стиль как разветвленный, многослойный жанр. Поскольку стиль и текст не следует отождествлять, в некотором смысле нам придётся опираться на текст как на материальное воплощение стиля, без анализа которого обнаружение и изучение стиля невозможно (по Кожиной М.М) Общеизвестно, что не так давно в языкознании выделилась как самостоятельный раздел-культура речи. И мы считаем, как и многие другие методисты, раздел стилистики и культура речи невозможно рассматривать раздельно, если идёт речь об обучении языку как обучению развития научной речи. И стилистика, и культура речи при полном взаимодействии могут регулировать такие вопросы и проблемы как употребление и функционирование языковых средств а отсюда и продуцирование грамотной, адекватной речи, так как особенности употребления лексических единиц, словообразовательных моделей и грамматических форм -это задача стилистики, которая создаёт стилевую целостность.

Стиль –понятие речевое и определить его можно выйдя за рамки системы языка. Что мы попробуем и сделать на материале специальных текстов. Научный функциональный стиль в целях обучения должен быть представлен в том виде, в котором его предъявляет учебная литература. Упрощать его мы не рекомендуем, так как теряется смысловая компонента по отношению рассматриваемого предмета и его описания. Сокращать, безусловно, придётся -это связано с выделением учебных часов, хотя и этого можно избежать, предлагая построить учебный материал по звеньевому принципу. Студентов разных специальностей, как правило, интересует конкретная информация в виде описания, отдельных фактов, теории и т. п. (это показывает анкетирование). Рассмотрим небольшой отрывок научно-учебного текста по направлению телевизионные технологии, т. е. он мотивирован, а значит способствует возникновению побуждения и созданию целенаправленности речи (стилистика речи).

Можно многое сказать о физических свойствах окружающего мира на основе информации, полученной с помощью света. Свет выявляет цвет, форму, объемность, относительный размер, состав и физическое состояние объектов. Так как свет распространяется с огромной скоростью и доходит до нас от любого земного источника практически мгновенно, визуальное восприятие дает информацию об изменениях предметов, их движении и действиях. Зрительная информация более надежна, чем слуховая. Так как атмосфера Земли достаточно прозрачна и обычно слабо поглощает свет, наше зрительное восприятие действует на значительном удалении; звук и тепло также распространяются в пространстве, но очень быстро поглощаются и не воспринимаются на больших расстояниях. Эти свойства света определяют наше доверие к визуальной информации, что помогает объяснить, почему зрительные образы имеют в наше время столь важное значение. Зрительные картины находят наибольший отклик в нашем чувственном восприятии.

Данный фрагмент текста выделен из учебной литературы. Безусловно, он представляет определенную ценность для коммуниканта, прежде всего, информативную, учебную, коммуникативную, в условиях профориентированного процесса обучения русскому языку. Из этого вытекает, что необходимость создания системы в предъявлении учебного содержания, а следом и системы упражнений с целью развития речи выдвигается на первый план. Итак, выявлен объём содержания обучения т.е. перечень текстового материала. Далее следует определить цели и задачи выбранного материала. Целью нашей работы мы ставим развитие речи во всех её видах, не нарушая стилистической представленности изучаемого материала (текста), усвоение, понимание учебной литературы, организация и поиск эффективных путей восприятия специальных текстов в процессе письменной и устной коммуникации.

Какие задачи следует решать при поставленной цели:

1.         Способ подачи учебного материала, поскольку именно он определяет развитие речевых навыков.

2.         Дифференциация отобранного материала (уровневой подход).

3.         Моделирование речевой единицы (на синтаксическом уровне) с учётом их реальной речевой деятельности.

4.         Сохранение стилистического единства (готовя текст научного стиля для продуцирования, учащийся должен отчётливо представлять условия коммуникации в рамках данного стиля. Отталкиваясь от этого, он отбирает соответствующее условиям и задачам речи содержание высказывания и облекает это содержание в соответствующую языковую форму.

5.         Разработка речевых упражнений с учетом индивидуальных особенностей, условий обучения, возраста, предусмотренность использования информационных технологий, средств наглядности: предусматривающие освоение норм научной речи и обогащение речи различными средствами языка. 6. Игровое моделирование деловых и имитационных игр. Моделирование связано с тем, что любая игра-это модель жизни. В соответствии с этим, в игре моделируются реальные жизненные события, требующие адекватного речевого участия, поведения.

6.         Совершенствование стиля (т. е. трансформация из одного в другое). В зависимости от характера текста, можно предложить стилистическую правку текста и стилистическое редактирование. Стилистическая правка проводится на деформированном тексте, содержащем стилистические ошибки, стилистическое редактирование проводится на правильном тексте, но не очень выразительном.

7.         Создание текста научного стиля -это умение формируется с помощью упражнений, достаточно хорошо разработанных в связи с обучением контекстной речи, здесь заостряется внимание на стилевой выразительности текста. В следующей работе мы попытаемся раскрыть и показать конкретные дидактические приёмы (в методическом смысле) по организации специально научного текста и развитию речевых навыков на материале профильных текстов, не нарушая стилистической целостности. Педагог всегда должен помнить, что благоприятная речевая среда, складывается там, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается высокое стремление к культуре речи.

 

Литература:

 

1.         Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения Москва 1985.

2.         Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку Москва 1959.

3.         Кожина М. Н. Стилистика русского языка 1977.

4.         Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. М., 1963г.

5.         Гальперин И. Р. Проблемы языкознания. М., 1967 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle