Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К., Кочкаров А. А. Управление соревновательной деятельностью студентов отделения спортивного совершенствования по футболу // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 97-101.

В статье приводятся методы управления соревновательной деятельностью студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Ключевые слова: управление, соревновательная деятельность, телеметрическая система.

 

Управление соревновательной деятельностью — многогранный процесс включающий в себя следующее:

1.          Определение и оценка технико-тактических действий футболистов.

2.          Установление ведущих факторов игровой деятельности.

3.          Определение пульсовой стоимости соревновательной деятельности с использованием телеметрической системы.

Особенности управления технико-тактической подготовленностью футболистов. Рассматривая вопрос управления, авторы [20] подчёркивают, что это прежде всего целенаправленное планируемое и контролируемое воздействие разнообразных факторов тренировочного процесса на состояние спортсмена с целью его оптимизации для максимально эффективной реализации накопленного функционального потенциала в условиях соревнований.

Для управления подготовкой тренеру необходимы количественные показатели выполнения плана игры, необходимо определить степень реализации игроками технико-тактических и функциональных возможностей в соревнованиях [5].

Известные исследователи [6] отмечают, что суть игры в футбол сводится к различным видам передвижений игроков связанных с выполнением технико-тактических действий с мячом и без мяча. Отсюда, контроль над соревновательной деятельностью осуществляется в двух основных направлениях: регистрация двигательной активности и фиксация индивидуальных, групповых, командных тактических действий.

В контексте рассматриваемого вопроса [11] в своей работе подчёркивает, что управляемая педагогическая система подготовки футболистов основывается на таких разделах:

-          оценка соревновательной деятельности;

-          оценка данных физического развития и двигательной подготовленности;

-          рациональное построение учебно-тренировочного процесса;

-          система комплексного контроля, предусматривающая оценку по реализации тренировочных планов;

-          особенности воспитательной работы с футболистами с учётом типологических свойств личности.

Особое значение при управлении подготовленностью футболистов [12] придают педагогическому контролю, включающему в себя оценку соревновательной и тренировочной деятельности, физического состояния.

Оценка соревновательной деятельности футболистов как фактор её управления. Эффективность соревновательной деятельности во многом обусловлена уровнем физической подготовленности футболистов [7]. Исследователи рекомендовали шестинедельные тренировочные программы для подготовительного периода, с целью повышения эффективности физической подготовленности футболистов.

В работе [8] исследовали структуру интегрального уровня физической подготовленности футболистов высшей лиги команды «Дустлик», участвовавшей в чемпионате Узбекистана, и определили, что 51 % спортсменов высшей лиги имеют низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности. В тоже время в структуре интегральной подготовленности отсутствуют данные соревновательной деятельности, являющиеся основой игровой подготовленности. Автором [9] выявлены ведущие факторы соревновательной деятельности футболистов. Первый фактор — объём и эффективность игровых действий в позиционном нападении (23 характеристики с общей суммой дисперсии — 24,3 %). Второй фактор — объём и эффективность игровых действий в защите против позиционного нападения (16 характеристик с общей суммой дисперсии — 18,7 %). Третий фактор — объём и фактор игровых действий, выполняемых футболистами в быстром нападении (10 характеристик с общей суммой дисперсии — 14,5 %). Четвёртый фактор объём и эффективность игровых действий на протяжении всего матча — 10,8 %. Объективная оценка игровой деятельности футболистов даёт возможность тренеру и самому спортсмену увидеть позитивные и качественные стороны подготовленности, сделать анализ и внести соответствующие коррекции в тренировочный процесс, выводить стратегическую линию управления командой в ответственных соревнованиях [18].

Специалисты [1] исследовали двигательную активность футболистов разной квалификации. Всего обследовано 36 футболистов команды «Пахтакор», НБУ (первая лига), «Мирабадчи» (вторая лига), участвующих в чемпионате Узбекистана и г. Ташкента 2002–2003 годов. В результате проведения исследования были получены данные о скоростных качествах футболистов разной квалификации и игрового амплуа. В среднем длина пробегаемой дистанции снижается от высшей до второй лиг, независимо от игровой функции. В каждой команде наибольший объём перемещений выявлен у полузащитников, наименьший у защитников. По сравнению с первым таймом длина пробегаемой дистанции во втором тайме была короче не зависимо от квалификации спортсменов.

Очень важное мнение высказал [2], обследование соревновательной деятельности позволяет получить данные характеризующие соревновательные нагрузки волейболистов разной специализации (по основным наиболее характерным параметрам), определить уровень технико-тактического мастерства отдельных игроков и команды в целом. Это в свою очередь даёт нам возможность накапливать информацию для разработки модельных заданий спортсменам и команде, а также контролировать выполнение модельных показателей в ходе соревнований, вести учёт подготовленности команды и основных соперников, решать задачи спортивной разведки, определить тенденции дальнейшего развития волейбола.

Система педагогического контроля должна удовлетворять определённым требованиям: обеспечивать достаточную полноту информации, определённую степень достоверности «надёжности», сравнимость количественных и качественных оценок: обеспечивать корректирующие действия, обладать прогностической значимостью [14, 15].

Совершенствование управлением тренировочного процесса связано с поиском наиболее эффективных вариантов сочетания нагрузки различной интенсивности и новых форм организации тренировочных занятий [10].

Известный специалист [4] считает, что без оптимального сбалансированного контроля функциональной подготовленности достичь высоких результатов, избежать издержки для здоровья, не представляется возможным. Учёт срочных реакций организма человека на ту или иную тренировочную нагрузку и в период восстановления позволяет повысить эффективность занятий, для чего нужна оптимизация норм нагрузок в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Развитие системы подготовки спортсменов требует эффективного управления тренировочным процессом. Это, в свою очередь подразумевает, прежде всего, широкое применение технических средств контроля для развития тренировочного процесса [11].

Контроль и управление тренировочным процессом становится более эффективными с применением телеметрических средств [17, 20]. В спортивной тренировке широко используются пульсометры POLAR. Функция регистрации и контроля за функциональными параметрами (как правило ЧСС) возложены на электронные наручные часы с приложением удобных в креплении датчиков к спортсменам в процессе выполнения упражнений.

Экспериментальная работа [19] позволила сформулировать следующий вывод: с использованием средств информационно-коммуникационных технологий монитора сердечного ритма, интерфейса, компьютера, установили, что практические занятия с использованием средств гандбола в среднем проходит на пульсе 155 уд/мин соответствующей оптимальной зоне для юношей 20 лет, носящий развивающий характер. Значительно шире рассматривает [12] использование современных информационных технологий: монитора сердечного ритма, интерфейса компьютера. Исследования позволили выявить не рациональное использование традиционных средств, применяющих в практике физического воспитания и их несоответствие уровню подготовленности студентов, так как вызывает увеличение ЧСС выше 180 уд/мин.

Исследователи [13] применили монитор сердечного ритма для оценки соревновательной и тренировочной нагрузок при подготовке спортсменов по мини-футболу. В результате исследований пришли к выводу, чтобы значительно повысить эффективность специальной подготовленности спортсменов в мини-футболе необходимо разработать и использовать с одной стороны упражнения технико-тактической направленности, а с другой стороны необходимо развивать двигательные качества игроков. При этом, для контроля за реакцией организма футболистов на предъявляемую физическую нагрузку и динамикой их состояния в ходе выполняющего упражнения и восстановления в паузах отдыха, целесообразно использовать монитор сердечного ритма.

В монографии [19] отмечается, что определение с помощью МСР «Polar» аэробной мощности футболистов и их максимальной частоты сердечных сокращений является надёжным, объективным и информативным методом оценки текущего состояния работоспособности футболистов, их сердечно-сосудистой системы.

В то же время, по мнению [13] компьютерные технологии, включающие их участников в процесс многолетнего содержательного анализа реальных проблем дают значимые результаты не только а плане индивидуального овладения средствами мыслительного анализа, но и в плане развития у них самоорганизации и самодеятельности, являющиеся основой здоровьеформирующей технологии и здоровьетворчества как педагогов, так и студентов.

Большая группа специалистов Республики Беларусь [16] для комплексного контроля подготовленности футболистов рекомендует использовать системы Корди, «Polar» и велоэргометр определяющий МПК.

На основании изученных материалов научной и технической литературы, имеющихся технических разработок по диагностике контроля функциональных параметров в медицине и спорте была создана специализированная телеметрическая система (ТС) контроля (ЧСС, ЧД, температуры тела). Разработанная телеметрическая система позволяет получить обратную оперативную, объективную информацию в реальном режиме тренировочного времени о динамике ЧСС, ЧД, Т у спортсменов-юношей занимающиеся лыжным спортом, во время физической нагрузки, обработать её с использованием специального программного обеспечения и представить в учебном виде пользователям (педагогам, тренерам).

В этом плане известный специалист [11] в работе рекомендует использовать систему телеметрического компьютерного комплекса о данных физического состояния студентов и спортсменов. «Динамика 100 С» — компьютерная диагностика позволяет в режиме скрининга определять:

-        уровень адаптации студентов и спортсменов к нагрузкам;

-        степень тренированности студента, спортсмена;

-        ресурсы организма;

-        психоэмоциональное состояние;

-        показатель спортивной формы.

Данная система помогает тренеру, преподавателю по физическому воспитанию управлять физическим состоянием. Динамические наблюдения за спортсменами, студентами с помощью компьютерной системы позволяют существенно повысить эффективность тренировочных и практических занятий по физическому воспитанию.

Исследователи в результате эксперимента пришли к выводу о том, что развитие компьютерных технологий способствует совершенствованию тренировочно-соревновательного процесса. Тренеры команды могут определить средние данные игроков, и индивидуальные характеристики каждого футболиста. Выявленные параметры способствуют управлению соревновательной деятельностью спортсменов [11].

Анализ литературных источников показывает, что педагогическая работа тренера, использующего телеметрическую систему становится более целенаправленной, обеспечивает оперативную обратную связь тренера со спортсменом, позволяет осуществлять индивидуальный подход к тренировке занимающегося, а значит эффективно управлять физическим состоянием, это позитивно влияет на игровую деятельность.

 

Литература:

 

1.         Артыков А. А., Шожалилов Ш. Ш., Шлапанов В. А. Исследование двигательной активности футболистов разной квалификации. /Сб. научных трудов посвящённый 40-летию кафедры футбола и ручного мяча. Ташкент. 2007-С.107–108.

2.         Айрапетянц Л. Р. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры и высших педагогических учебных заведений. Ташкент. 2006–240с.

3.         Болин В. А., Ракоца А. И., Лебединский В. Ю. Контроль функционального состояния в тренировочном процессе с использованием телеметрической системы. //Теория и практика физической культуры. 2011-№ 6-С.78–80.

4.         Верхошанский Ю. В. Горизонты научной теории и методика спортивной тренировки. // Теория и практика физической культуры. 1986-№ 7-С41–54.

5.         Губа В. П. планирование и прогнозирование конечного результата (на примере футбола) / Теория и практика физической культуры. 2011-№ 3-С.7–9

6.         Ибрагимов Р. Р., Матвеев Ю. Г. Особенности оптимизации функциональной подготовленности футболистов. / Мат.межд.научно—прак. Конф. студентов и молодых учёных 22 апреля 2011 г. Иркутск. С.91–94.

7.         Камилов Ж. К., Сарибаев Ш. Т. Разработка индивидуальных тренировочных программ по совершенствованию физической подготовленности футболистов. / Сб. научных трудов межд.научно-практ.конф. 25–26 мая. 2006. Ташкент. –С.88–89.

8.         Камилов Ж. К., Насиров Э. Ш. Исследование структуры интегрального уровня физической подготовленности футболистов. /Сб. научных трудов научно-практ.конф. 25–26 мая. 2006. Ташкент.-С.87–88.

9.         Колупанов П. П. Факторы определяющие эффективность соревновательной деятельности футболистов в различных возрастных группах. // Теория и практика физической культуры. 2010.-№ 1.-С.54

10.     Камаев О. И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных лыжников-женщин. Автореф. Дис. — докт.пед.наук. М. 2000 -30с.

11.     Кошбахтиев И. А. Информационное обеспечение образовательного професса по физическому воспитанию студентов. 2000. Ташкент -78с.

12.     Кошбахтиев И. А., Нуримов Р. И. Современные средства информатизации учебно-тренировочного процесса футболистов высокой квалификации. /Сб.научных трудов посвящённых 40 летию кафедры футбола и ручного мяча. Ташкент. 2008. –С.48–49.

13.     Кошбахтиев И. А., Эрдонов О. Л. Использование мониторов сердечного ритма для соревновательной и тренировочной загрузке при подготовке спортсменов высокой квалификации. //Фан-спорта. 2009. -№ 2.-С.23–27.

14.     Петров С. Планомерный характер не а тактика във футбола вопроса на футбол /совместна бълагарско-унгарсно издание. Медицина и физкультура. –София. -1998.-252с.

15.     Полишнис М. С., Новолоций Ю. Я. Показатели коллективных и индивидуальных технико-тактических действий как критерий оценки качества юных футболистов.//Футбол ежегодник. Москва. 1996-С.46–50

16.     Рымашевский Г. А., Прилуцкий П. М., Генестова В. Н., Иванова Н. В., Филлипович М. В., Игнатов И. И., Нехвядович А. И., Борщ М. К., Хроменкова В. В. Комплексный контроль подготовленности футболистов. Методические рекомендации. Минск. 2004. -87С.

17.     Самуйленко В. Е. Преимущество использования радиотелеметрической пульсометрии в подготовке квалифицированных гребцов на байдарках. /Мат.межд. конф. 7го межд. Конгресса. 24–28 мая 2003. Москва. т.II –С.158–159.

18.     Шарапов В. Р., Мтвеев Ю. Л., Фаттахов Р. В. Особенности управления технико-тактической подготовкой в футболе. /Мат.межд. научно-прак. конф. студентов и молодых учёных. 22 апреля 2011 г. Иркутск. т.II. –С.190–192.

19.     Эрдонов О. Л. Сердце и физическая активность, средства мониторинга подготовленности занимающихся физическими упражнениями и спортом: монография. Карши: Из-во Насаф. -115с.

20.     Якимов А. М. Использование кардиомониторов сердечного ритма для контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке бегунов на выносливость.//Теория и практика физической культуры. 2005. -№ 2.-С.16–17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle