Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Атаев О. Р., Кочкаров А. А. Особенности тактики игры и подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования в соревновательном периоде // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 91-94.

В статье приведены методы подготовки и построения игроков при игре в три полузащитника в соревновательном периоде.

Ключевые слова: тактические действия, полузащитники, специальная подготовка студентов.

 

Под тактикой игры понимают обобщение индивидуальных, групповых и коллективных действий игроков одной команды, объединенных, рационально организованных и скоординированных с целью победы, а так же умение распознавать качества и индивидуальные особенности игроков собственной команды, и недостатки в подготовке противников [2].

В развитии футбола тактика играет решающую роль особенно в тех случаях, когда команды равноценны. Тактика игры находится в тесной связи с техникой, на которую влияет и от которой зависит. Такое взаимное влияние и такая связь существует и между тактикой, физической и морально-волевой подготовкой.

Способность игроков быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Тактическое мышление увеличивается и развивается в рамках методического процесса, называемого тактической подготовкой. Она помогает студенту (футболисту) в теоретическом знакомстве с тактикой игры, формирует технические навыки, вооружает их основными индивидуальными и коллективными тактическими средствами, приучает игроков анализировать и действовать в меняющихся условиях игры и, наконец учит их действовать едино, применяя коллективные системы нападения и защиты [3].

Основным содержанием соревновательного периода являются спортивные состязания и тренировочные занятия. Значение состязаний не ограничивается только тем, что они выявляют победителей. В процессе участия в них студенты закаляют свою волю, совершенствуют технические принципы и тактические действия, накапливают игровой опыт. Естественно, что в соревновательном периоде спортивные соревнования являются ведущим средством подготовки студентов.

В то же время важно отметить, что в этот период студенты готовятся к сдаче итогового контроля (экзаменационной сессии). Как правило, у многих студентов в это время наблюдается нарушение режима питания, работы и отдыха, именно в это время физические упражнения приносят наибольшую пользу, нормализуя обменные процессы, снимая нервное напряжение и предохраняя от стресса, повышают работоспособность.

Самостоятельные занятия проводились 2–3 раза в неделю в наиболее удобное время. Продолжительность составляла 50–60 минут. В начале 10–12 минутная пробежка в медленном темпе. Затем в течение 10–12 минут выполнялись общеразвивающие упражнения по 8–12 повторений, 15–20 минут специальные упражнения и ускорения. Заканчивались занятия в медленном темпе, стретчинг до 10 минут.

Организация полузащиты и распределение функции игроков.

Треугольник в полузащите выстраивался тремя различными способами: 2 опорных игрока и 1 атакующий, 1 опорный и 2 атакующих, 1 диспетчер, 1 атакующий и 1 опорный. Различное организационное построение полузащиты не меняет кардинально основной принцип системы. По большому счету, различные способы организации полузащиты определяли стратегию команды либо с акцентом на атаку, либо на оборонительные действия, или «подстраивались» под индивидуальные качества полузащитников. Какую бы игровую схему не использовали, обязанности исполнителей и предъявленные к ним требования остаются неизменными.

Атакующий полузащитник.

Атакующий полузащитник — один из самых динамичных и основных игроков, главная его задача заключалась в поддержке центрфорварда в атаке, а также активном проникновении за первую линию обороны соперника и выполнении опасных простреленных передач. Атакующий полузащитник при развитии атаки должен хорошо действовать в единоборствах «один в один», результативно заканчивать игровые эпизоды и умело вести комбинированную игру. Оборонительные обязанности этого игрока ограничивались.

Диспетчер.

Ввиду того, что от этого исполнителя требуется особое чутье и игровая гибкость, на этой позиции выступал футболист Э. К. В. который, хорошо «читая» игру, мог при необходимости отойти назад и сыграть вторым опорным полузащитником, но в подходящий момент резко выдвинуться вперед в качестве второго атакующего форварда. Это был именно тот игрок, который при обострении ситуации мог прийти на помощь и четко выполнять многочисленные обязанности.

Опорные полузащитники.

Первое и самое главное — опорные полузащитники действовали как своеобразное прикрытие для центральных защитников. Опорные полузащитники препятствовали передачам мяча в ноги форварда соперника, находящимся перед центральными защитниками. Опорные полузащитники хорошо действуют в воздухе и выполняют в команде главную роль при отборе мяча. В атаке эти игроки действуют как, немного оттянутые назад диспетчеры, в чью задачу входит координировать действия правого и левого флангов, а также поддержать связь между защитой и нападением. Опорные полузащитники играют просто и быстро, но избирательного подходят к своему участию в атаке. Оба опорных полузащитника должны идти в атаку одновременно — один из них всегда остается сзади для подстраховки на случай контратаки соперника.

Игра в обороне при трех полузащитниках.

Как и четверо игроков обороны, трое полузащитников действуют по зонному принципу. Однако эта группа игроков была более агрессивной в атакующих действиях, и активно участвовала в отборе мяча при обороне. Поскольку их всего трое в средней линии, объем работ, которую они выполнили на поле и активность действий приобретали решающее значение для команды. Три полузащитника отвечали главным образом за среднюю вертикально расположенную треть поля: проекция пространства между боковыми линиями штрафной площади.

Все три полузащитника располагались ближе к центру таким образом, чтобы средняя линия действовала в виде плотного треугольника, в какую бы в сторону на поле они не двигались. Системы 4–3-3 не предполагала наличия кратких полузащитников. Поэтому, если, к примеру, опорные полузащитники располагаются слишком широко, команду ожидали, провалы в середине поля, так как при оборонительных действиях один центральный полузащитник постоянно оказывался в численном меньшинстве.

В атакующей и средней зонах полузащита должна была держать мяч по возможности ближе к центру. Именно в середине поля команда создавала большую часть игрового времени численный перевес. Контролируя перемещения мяча в центральной зоне полузащита ограничивала пространство для действий нападающих соперника, а перехват мяча в этой зоне создавал возможность для контратаки. Также контроль перемещения мяча в центральной зоне затруднял возможность выхода игроков соперника «один в один» на крайних защитников. При всех обстоятельствах один игрок должен был всегда заполнять брешь перед центральными защитниками. Действия этого игрока рассматривалась как крайне важными для борьбы за середину поля, а также для подстраховки центральных защитников.

Игра в атаке при трех полузащитниках.

Для более эффективного применения схемы 4–3–3 использовалось преимущество, которое оно предоставляет для контроля мяча, три игрока полузащиты были хорошо подготовлены технически и обладали четкими взаимодействием.

Эффективная комбинационная трех хавбеков давала возможность входить в зону обороны соперника, позволяя полузащитникам быстро проходить середину поля и, не снижая темпа, двигаться к линии защиты, а также взаимодействуя друг с другом и нападающими, делать проникающие передачи за линию обороны соперника. Что касается владения мячом, то в системе 4–3–3 при отсутствии крайних полузащитников создается естественное пространство впереди для крайних защитников. Это пространство использовалось крайними защитниками для атакующих действий, а именно опорные полузащитники способствовали эффективному подключению игроков обороны в атаку в этих зонах. Очень важен был темп игры крайних полузащитников.

Использование широких участков поля для ослабления натиска соперника и способность быстро менять направление атаки с одного фланга на другой, была главным фактором успешных действий полузащиты и всей системы 4–3–3.

В занятиях по тактическому совершенствованию использовались несколько контрольных игр с конкретными заданиями команде и игрокам. В первых играх не ставилась задача победить (хотя и нацеливалась на это). Основные задачами 2–3 игр — проверить в условиях игры с противником овладение тактическими приемами, а последние 2–3 игры проводились уже на результат. Они рассматривались как центральные игры перед предстоящими финальными соревнованиями и способствовали решению тактических задач подготовки, повышению тренированности организма спортсмена и приобретению опыта ведения соревновательной борьбы. В то же время они показывают эффективность учебно-тренировочного процесса, с помощью данных игр производится корректировка дальнейшей подготовки к официальным соревнованиям. В свою очередь они показывают уровень подготовленности футболиста, а также тактической подготовки в плане выполнения надежности индивидуальных, групповых и командных тактических действий. Контрольные игры — соревновательный метод применяемый в пред соревновательном этапе, они дают свои положительные результаты, повышая этим интенсификацию тренировочного процесса. Интенсификация тренировочного процесса с помощью контрольных игр способствует: росту результатов; совершенствованию индивидуальных, групповых, командных тактических действий. Соревновательный метод был использован на базе общеподготовительного, специально-подготовительного этапов. Оптимальное сочетание различных по значимости контрольных игр позволяет использовать их как эффективный методический прием [2].

Специальная подготовка студентов-футболистов разных игровых амплуа с использованием специальных упражнений.

Специальная подготовка футболистов, как составная часть тренировочного процесса, ориентирована на создание основы адаптации организма необходимой для эффективного выполнения большого объема учебно-тренировочной работы по развитию специальных двигательных качеств и навыков. Становится очевидным, что дальнейший рост нагрузок лимитируется как функциональными возможностями организма, так и рядом социальных факторов. По этой причине повышение эффективности учебно-тренировочного процесса и, как следствие, положительная динамика функциональной подготовленности футболистов должны достигаться за счет привлечения эффективных научно-обоснованных средств определения работоспособности.

Дифференцированный подход к диагностике физической работоспособности, обоснованное использование результатов контроля в последующем тренировочном процессе, способствуют успешной оптимизации функциональной подготовленности футболистов за счет повышения роли ведущих, для определенного этапа подготовки, факторов [1].

В результате проведенных экспериментов выяснилось, что система комплексного контроля, дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и роли различных факторов в обеспечении физической работоспособности, в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок (акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов), вызывают существенный интерес и повышению уровня функциональной подготовленности футболистов.

Одним из важнейших резервов оптимизации функциональной подготовленности является дифференциация тренировочных средств и методов в зависимости от игровой специализации футболистов. Представляется целесообразным внедрение в практику научно-обоснованных модельных тренировочных программ для представителей разных игровых амплуа. Их содержание должно предусматривать развитие доминантных для игроков, той или иной специализации, двигательных качеств и ведущих механизмов вегетативного обеспечения специальной работоспособности.

Динамика показателей специальной физической подготовленности спортсменов специфична соответственно игровому амплуа и ее специфичность во многим является следствием использования дифференцированного, по направлению воздействия, распределения тренировочных нагрузок.

Все это обуславливает существенный рост двигательной активности игроков в соревновательной деятельности. Весьма значительно возрастает суммарный объем технико-тактических действий при увеличении количества точно выполненных передач и параллельно с этим снижается число неточно выполненных приемов. Надежность выполнения технико-тактических действий в игре становится ощутимо выше.

Эффективность адаптации к систематическим мышечным нагрузкам может быть значительно повышена за счет использования средств и методов для растягивания мышц (стретчинг).

Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптационного фактора и при использовании совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект их воздействия. Результаты проведенных исследований по выяснению эффективности использования направленных влияний на мышечную систему упражнений на растягивание позволяют полагать, что они повышают эффективность обычных тренировочных нагрузок. Применений этих средств способствует эффективности физической и функциональной подготовленности, физической работоспособности, аэробной производительности и оптимизации мышечной системы. Появляется дополнительная возможность индивидуализировать подготовку спортсмена на основе направленного воздействия на отдельные стороны функциональной подготовленности, связанные со спецификой работы, например — в связи с определенным игровым амплуа.

Таким образом, совершенствование функциональной подготовленности футболистов должно идти по пути её комплексно целевой оптимизации, при этом очевидна эффективность совместного использования как должным образом структурированных традиционных тренировочных средств и методов, так и дополнительных методик целенаправленного воздействия на функциональные системы организма. Безусловны необходимость и действительность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, игрового амплуа, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния футболистов по ходу учебно-тренировочного процесса.

В методику функциональной подготовки следует включать, как традиционные (упражнения по физической, технико-тактической подготовке) так и нетрадиционные средства. При этом последние обеспечивают существенный прирост работоспособности. Функциональная подготовленность отражает уровень интегральной подготовленности футболистов и обуславливает возможности соревновательной деятельности. Для нападающих характерно преобладание скоростных возможностей и скоростной выносливости, что отражает у них более высокий уровень анаэробной производительности. У полузащитников — достоверно выше параметры скоростной выносливости, аэробной выносливости и физической работоспособности. Вратари существенно превосходят представителей других игровых амплуа по скоростно-силовым возможностям.

В процессе подготовки студентов отделения спортивного совершенствования, наряду с дифференциацией физических упражнений, в качестве оптимизирующих структурирующих функциональную подготовленность факторов, целесообразно применять широкий круг специальных средств. При этом их следует применять дифференцированно, в соответствии с игровой специализацией футболистов, так как эти средства обладают различной направленностью воздействия.

Дифференцированное, в соответствии с игровой специализацией, использование специальных упражнений в тренировке студентов позволяет усилить тренировочный эффект от применения традиционных тренирующих воздействий и обеспечивает акцентированное и целенаправленное развитие доминантных для каждого игрового амплуа компонентов функциональных возможностей.

 

Литература:

 

1.         Кошбахтиев И.А, Нуримов Р. И. Программирование подготовки футболистов высокой квалификации: учебно-методическое пособие. Ташкент 2005. — 123С.

2.         Новицкий А. Н., Матвеев Ю. Г. Повышение технико-тактического мастерства как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов. /Материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 22 апреля 201. Иркуткс Т.II. — С 128–130.

3.         Футбол: учебник (под общей ред. к.п.н, доцента Р. Н. Нуримова). Ташкент. УзГосИФК, 2005. — 473с.

4.         Шаропов В. Р., Матвеев Ю. Г., Фаттехов Р. В. Особенности управления технико-тактической подготовкой в футболе. /Материалы международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 22 апреля 2011.Иркутск. — С. 190–192.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle