Библиографическое описание:

Сафронов А. А., Иванов-Тюрин М. В. Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе начальной специализации // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 106-109.

В данной статье рассматриваются варианты развития силовых способностей дискоболов юношей, направленные на оптимизацию результатов в соревновательном периоде подготовки. Приведены результаты исследования, подтверждающие эффективность предлагаемых способов развития силовых качеств дискоболов юношей.

Ключевые слова: метание диска, методика, скоростно-силовые качества, юноши.

 

Метание диска — один из красивейших видов лёгкой атлетики, известный с древнейших времён. В настоящее время мировой уровень достижений в этом виде спорта очень высок, однако наши метатели на международных соревнованиях не показывают высокие результаты, что заставляет искать причины таких, не очень удачных выступлений.

В своей работе Григорий Рудерман показал, что все последние мировые рекорды в метаниях были установлены на рубеже 90-х годов. Диск — Ю. Шульт — 74.08м — 1986г., ядро — Р.Барнс — 23.12м — 1990г., женский диск — Г.Райнш — 76.80м. — 1988г., женское ядро — Н.Лисовская — 22.63м — 1987г. Мало того, мировые рекорды для юниоров достигли таких высот, что и сейчас недостижимы ни для самих обладателей, ни для взрослых спортсменов: например — ядро — А.Кумбернусс — 20.54м, диск — И.Вилудда — 74.40 м.

Дальнейший анализ современной научно-методической литературы [1, 3, 6] показал, что раньше метатели отводили силовой подготовке второстепенное место и занимались ею только в подготовительном периоде, часто по самочувствию, не представляя точно, какие результаты и в каких силовых упражнениях должен показывать дискобол. Современные метатели работают над развитием силы ежедневно [2, 8].

Силовая подготовка должна быть методически правильно построена с учетом дифференцированного подхода к индивидуальным возможностям спортсменов [2, 4, 9]. Силовые упражнения должны подбираться в соответствии с динамической структурой и сходным характером нервно-мышечной работы в метании диска. Для развития абсолютной силы используются различные отягощения (от 5-килограммовых ядер до штанги весом 200–230 кг). В специальной силовой и бросковой подготовке применяются также различные снаряды, но значительно легче (ядра 4–7 кг, диски от штанги 2–10 кг, железные палки 3–4 кг длиной 30–34 см, блоковые приспособления).

Основным упражнением для воспитания качеств у метателей диска является само метание. Однако авторы [4, 8, 10] подмечают, что применяя только это упражнение, невозможно в должной мере и в более короткий срок воспитать качества, необходимые метателю для показа высоких спортивных результатов. Нужны разнообразные упражнения, предъявляющие к организму повышенные требования в проявлении силы отдельных мышц, или создающие предпосылки для проявления большей быстроты движения или мощности усилий, ловкости и т. п. Спортивная тренировка может привести к значительным успехам, если она правильно организована, проводится по плану и системе, основанной на опыте передовой практики и науки.

Авторами [6, 10] выявлено, что наиболее существенными являются следующие причины низких результатов у наших спортсменов:

-          использование устаревших методик проведения тренировочного процесса;

-          недостаточность развития специальных силовых качеств;

-          неумение реализовывать свои потенциальные возможности на крупных  соревнованиях из-за недостатков психологической подготовки.

В настоящее время в силовой подготовке юных метателей имеются два основных направления: первое направление предусматривает, в основном преимущественно средства силовой направленности (60 % от всего объёма силовой тренировки). Упражнения локального характера занимают около 30 %-40 %. Данная методика силовой подготовки аналогична тренировке спортсменов высших разрядов, однако сообразна возрасту занимающихся по объёму и интенсивности силовых упражнений.

Особенностью второго направления является преобладание специальных силовых упражнений локального воздействия 60 %. На упражнения общесиловой направленности отводится до 30 % от всего объёма силовой тренировки. Изометрические и изокинетические упражнения используются крайне скупо.

Целью исследования была поставлена оптимизация тренировочного процесса дискоболов юношей на основе использования дифференцированной методики воспитания силовых качеств.

Исследования проходили с июля 2005 г. по июль 2010 г. на базе СДЮШОР № 1 г. Ташкента, совместно со старшим тренером по метаниям РШВСМ Храмовым В. Г. В качестве обследуемых были привлечены юноши 16–17 лет, занимающиеся в секции легкой атлетики и специализирующиеся в метании диска. В исследовании приняло участие 20 человек. Были сформированы 2 группы: экспериментальная — 10 человек и контрольная — 10 человек.

В основном педагогическом эксперименте экспериментальная группа занималась тренировочной работой с использованием дифференцированной методики воспитания силовых качеств. Тестирование проводилось в начале и конце педагогического эксперимента.

При планировании тренировочной работы единственным различием в тренировке этих групп являлась дифференцированная с учетом индивидуальных возможностей спортсмена силовая подготовка, остальные разделы тренировочной работы (скоростно-силовая, техническая, специальная, а также работа на развитие быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) были идентичны друг другу.

На основе изучения и анализа проблемы по данным научно-методической литературы, а также на основе изучения практического опыта ведущих дискоболов, нами были разработаны различные способы силовой подготовки для дискоболов-юношей 16–17 лет. Разрабатывая их, мы постарались учесть все положительные моменты, которые существуют в других методиках по силовой подготовке дискоболов-юношей. Особенностью нашего способа развития силовых качеств является то, что основной акцент сделан на использование силовых упражнений локального характера — 60 % от всего объёма силовой работы, также увеличена доля для статических (изометрических) упражнений до 15 %. Доля же упражнений общесиловой направленности снижена до 10 %, они используются в основном лишь как контрольные упражнения — 1 раз в две недели.

На общесиловые упражнения (жим лёжа, приседания со штангой на плечах, тяги, полуприседы, разножки и т. п.) отводилось около 10 % всего тренировочного времени. На упражнения локального воздействия на мышечные группы (различные упражнения на тренажёрах, упражнения с гантелями, с блинами и т. п.) отводилось около 60 % всего тренировочного времени. На изометрические упражнения до 15 % всего тренировочного времени. На упражнения для развития взрывной силы около 15 % всего тренировочного времени. Соотношение средств силовой подготовки показано на рисунке 1.

Для качественного анализа дифференцированной методики была проделана следующая работа:

1.                            Обработаны и систематизированы дневниковые записи периодов подготовки спортсменов;

2.                            Записи классифицированы по установленным разделам работы;

3.                            Определены общие годовые объёмы в тоннах и количествах повторений (силовая и специальная работа).

Рис. 1. Соотношение средств силовой подготовки контрольной и экспериментальной групп.

 

Таблица 1

Средние изменения показателей контрольных упражнений контрольной и экспериментальной групп

Контрольная группа

Изменения показателей

Жим лёжа (кг)

Приседания (кг)

Метание ядра 5 кг (вперёд) (м)

Метание ядра 5 кг (назад) (м)

Прыжок в длину с места (см)

Метание диска (1,5 кг) с места (м)

Метание диска (1,5кг) с поворота (м)

До

50,1

65,1

12,66

14,05

225,4

21,63

28,02

После

56,6

76,5

13,87

15,38

241,5

24,03

31,08

Прирост

+6,5

+11,4

+1,21

+1,33

+16,1

+2,4

+ 3,06

Экспериментальная группа

До

49,6

64

12,65

13,81

226,5

22,51 м

27,37

После

60,1

82,5

13,90

15,32

243,3

27,01 м

33,87

Прирост

+10,5

+18,5

+1,25

+1,51

+16,7

+4,5 м

+6,5

 

Применяя в своей работе разные варианты развития силовых способностей мы исключали натаскивание на результат в раннем юношеском возрасте и давали юным спортсменам возможность овладеть хорошей техникой выполнения соревновательного упражнения, что в свою очередь, с увеличением объёма силовых упражнений специального характера, дало возможность дальнейшего значительного роста результатов в соревновательном упражнении.

Дальнейшее применение нашей методики другими тренерами позволит повысить эффективность тренировочного процесса с начинающими дискоболами и дальше метать диск. Предложенная дифференцированная методика воспитания силовых способностей может быть использована другими тренерами в учебно-тренировочной работе ДЮСШ.

 

Литература:

 

1.                  Алагиров А. К. Комплексное вариативное использование внешних сил управляющего воздействия в тренировочном процессе метателей диска: автореф. дис.... канд. пед. наук: КБГУ им. Х. М. Бербекова. — Нальчик, 2001. — 26 с

2.                  Берестовская А. Л. Индивидуализация многолетней подготовки в метании диска на этапе углубленной тренировки и спортивного совершенствования. Автореферат дисс….канд. пед. наук., М. 1992.

3.                  Бондарчук А. П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. Библиотека легкоатлета. Москва, Олимпия ПРЕСС, 2007, — 272 с.

4.                  Буханцов К. Метание диска / [под ред. В. Зеличенка]; Моск. регион. Центр развития легкой атлетики ИААФ. — М.: [Олимпия], 2008. — 102 с.

5.                  Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика. Критерии отбора — М., Терра-Спорт, Москва, 2000, — 240 стр.

6.                  Озолин, Н. Г., Настольная книга тренера. «Наука побеждать». — М: ООО «Издательство астрель», 2003.

7.                  Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под ред. Железняка Ю. Д. –М: Издательский центр «Академия», 2002.

8.                  Рудерман Г. Г. «Метания — взгляд в будущее», статья на сайте легкоатлетической федерации России www.iaaf.rdc.ru

9.                  Современная система спортивной подготовки. Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. М: СААМ, 1995.

10.              Холодов Ж. К., Кузнецов В. С., «Теория и методика физического воспитания и спорта». –М: Издательский центр «Академия», 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle