Библиографическое описание:

Макаренко Ф. Д. Синквейн на уроках и во внеклассной работе // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 592-594.

В 2006 году на курсах повышения квалификации узнала об одном из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — синквейне. Прежде всего обратила внимание на его определение. «Синквейн — стихотворение из пяти строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я — существительное, задающее тему стихотворения; 2-я — два прилагательных к данному существительному; 3-я — три глагола к данному существительному; 4-я — смысловая фраза; 5-я — одно заключительное слово, определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному». Сразу предположила, что ученикам такой прием создания текста понравится. Во-первых, потому что короткий, во-вторых, появляется возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». Да и существительные, прилагательные, глаголы все знают. Сначала познакомила школьников с этим интересным приемом во время проведения общешкольного праздника — Дня науки. По итогам работы секции «Литературное творчество» в этот день был создан буклет, где ученики расположили свои первые синквейны. Дети заинтересовались подобной работой, и мы продолжили совместную деятельность по созданию синквейна на классных часах, при подготовке к творческим конкурсам. Вот некоторые примеры.

Овгорт.

Родной, таежный.

Манит, притягивает, не отпускает.

Мой дом — моя крепость.

Моя родина.

Сыня.

Чистая, журчащая.

Течет, зовет, пробивается.

Вода есть все живое на земле.

Источник жизни.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Согревает, развивается, объединяет.

Дом мой — Ямал, спокойный и сильный.

Сердце России.

 

 

 

 

 

Лонгортова Лена

 

Россия.

Большая, могучая.

Растит, учит, гордится.

Россия — священная наша держава.

Большая Родина.

Лес.

Богатый, разнообразный.

Дает, питает, выращивает.

Самое красивое место в природе.

Кладовая. Анагуричи Галя

Овгорт.

Любимый, дорогой.

Трудится, учит, развивается.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Сыня.

Чистая, богатая.

Течет, поит, кормит.

Река — источник чистой воды.

Кормилица.

Ямал.

Развитый, богатый.

Живет, заботится, не забывает.

Лучшее место в России.

Добытчик.

 

 

 

 

Лонгортов Илья

Родной край.

Процветающий, красивый.

Растет, богатеет, учит.

Где родился, там и пригодился.

Малая родина.

Ямал.

Щедрый, богатый.

Растет, расширяется, объединяет.

Маленький полуостров на карте земли.

Родной край.

Недошовенко Юля

 

Итог внеклассной работы — создание презентации «Край, в котором я живу».

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение — рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет.

К таким формам и относится синквейн.

Синквейн помог оживить уроки, внести элемент новизны. Синквейн я использую в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации. Приведу примеры создания синквейна на уроках литературы.

Герои «Капитанской дочки» А. С. Пушкина в синквейне:

Петр Гринев.

Добрый, благородный.

Служит, влюбляется, защищает.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Герой.

Швабрин.

Бесчестный, безнравственный.

Лжет, мстит, изменяет.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Предатель.

Маша Миронова.

Скромная, стойкая.

Привлекает, любит, спасает.

Любимый женский образ Пушкина.

Победительница.

 

Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в синквейне

Евгений Онегин.

Модный, избалованный.

Развлекается, влюбляется, хандрит.

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Герой романа.

Владимир Ленский.

Наивный, простодушный.

Верит, любит, мечтает.

«Он сердцем милый был невежда».

Красавец.

Татьяна Ларина.

Задумчивая, нежная.

Читает, скучает, мечтает.

Пришла пора, она влюбилась.

«Милый идеал».

Синквейн — интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн — средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. При внешней простоте формы, синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Как показала практика, данный методический прием помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.

 

Литература:

 

1.      Литература. Учебник для 8, 9 кл. М., Просвещение, 2010

2.      Пленкин, Н. А. Уроки развития речи: 5–9-е кл. Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1995.

3.      «Первое сентября. Русский язык», 2006, № 18

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle