Нарком просвещения Казахстана Темирбек Жургенов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 06.01.2015

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Оразбаков, А. Ж. Нарком просвещения Казахстана Темирбек Жургенов / А. Ж. Оразбаков, У. С. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.1 (81.1). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14867/ (дата обращения: 16.04.2024).

Период развития Российской империй начале 20-го века на фоне экономического подьема экономической и политической активности масс на окраине  Российской империи начинает складываться  казахская интеллигенция. Во многих словарях термин «интеллигенция» формулируется как слой людей, профессионально занятых умственным трудом. В этом отношении такой слой людей в казахском обществе был и раньше в  лице казахских акынов, абызов, биев и шешенов. Однако со временем понятие интеллигенция стало восприниматься как особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чувством такта, ответственная за поступки. Накануне революционных преобразований первых десятилетий 20 века такая интеллигенция, не уступающая по умственному развитию западной, сложилась и из представителей казахской степи.

С приходом советской власти в 20-е - 30-е годы казахская национальная интеллигенция в количественном и качественном отношении возросла в сравнении с дореволюционным периодом, и тысячи представителей казахской национальности пополнила ряды новой волны казахской интеллигенции. Период голода 30-х годов 20 в. и последующие годы были периодом нового подъема казахской интеллигенции. В эти годы  сотни представителей казахской молодежи, получив образование в Российских и Казахстанских высших  учебных заведениях, начали вкладывать свой труд в развитие экономики, культуры и социальной жизни Казахстана. Однако репрессии, особенно второй половины 30-г., словно скосили поднявшуюся уже казахскую интеллигенцию. В 50-60-е годы 20 века многие из них были реабилитированы, но их труд и успешные начинания так и остались  храниться в архивах.

В период обретения Казахстаном независимости, многие имена репрессированных этой волны казахской интеллигенции, вновь обрели свое почетное место и стали известны народу Казахстана. В этом ряду особое место занимает представитель Приаралья, человек, который с юных лет начал заниматься общественными и государственными делами -  Темирбек Жургенов.

В этом году по поручению акима Кызылординской области Кырымбека Кушербаева,  ученые Кызылординского  государственного  университета им. Коркыт Ата были командированы в архивы городов Душанбе, Ташкент, Алматы  для сбора архивных материалов относительно жизни и трудовой деятельности Т.Жургенова.

В этой статье в основном были использованы документы, касающиеся трудовой деятельности Т.Жургенова на посту Наркома Просвещения Казахстана.

В период работы на посту Наркома Просвещения Т.Жургенов вложил много труда в развитие образования, науки, культуры и искусства Казахстана. Именно под его руководством в те годы был заложен фундамент известных в Казахстане учебных заведений, театров и множества других культурных учреждений. Благодаря его начинаниям, стала складываться новая волна высокообразованной казахской интеллигенции. Для этой цели казахская молодежь направлялась в высшие учебные заведения Москвы, Ленинграда и других российских  городов.  В этих городах  создавались землячества и через эти землячества Наркомпрос  Казахстана  помогал нашим студентам, направляя им дополнительные стипендии, путевки в санаторий ит.д.

Темирбек  Жургенов опекал казахских студентов, которые учились вне Казахстана, помогая им всем. А когда они возвращались в Казахстан, действовал словно Петр Первый, который самолично экзаменовал дворянских детей, обучавшихся за рубежом. Учитывая успеваемость, общественную работу Т.Жургенов лично распределял их по местам дальнейшей работы. Выпускники российских вузов распределялись в педагогические техникумы, областные и городские отделы образования [1, л. 360]. Также Т.Жургенов лично распределял студентов Казахского Педагогического института. В приказах распределения этих студентов в некоторых местах встречаются заметки и изменения, сделанные рукой Т.Жургенова.  Можно сделать предположение, что эти заметки были сделаны в период личного общения Т.Жургенова с выпускниками [2, л. 371].

В 20-30-е годы ХХ века обеспечить школы, техникумы и высшие учебные заведения Казахстана качественными педагогическими кадрами было делом не из легких. Кадров, имеющих специальное педагогическое образование было мало да и тех норовили перетянуть к себе советские государственные учреждения.

Одним из первых знаменательных побед в этом направлении стало то, что Т.Жургенов, как член правительства  вышел с предложением и добился согласия первого секретаря ЦК КП/б/ Казахстана Л.Мирзояна, чтобы из государственных  учреждений  Казахстана в центре и в областях освободили с занимаемых должностей всех, кто имеет педагогическое образование и направили их работать в систему образования. Система образования  Казахстана на основе этого распоряжения пополнилась 800 преподавателями с высшим образованием [3, л. 316]. И это было только начало. Народное  образование  Казахстана в это время было в критической ситуации. Из 15583 учителей, которые работали в 1934-1935 учебном году в школах 1 и  2 ступеней около десяти тысяч не имели специального образования. Кроме этого в этом учебном году требовалось еще 4000 учителей. Все педагогические техникумы Казахстана в 1934 году могли выпустить только 350 выпускников. С их учетом дефицит кадров в 1934-1935 учебном году составил 3650 человек и это при том, что  большинство  учителей  Казахстана не имело  педагогического образования [4, л. 359-361].  Решение этих проблем в кратчайшие сроки стало основной задачей Т.Жургенова.

Следующим шагом в этом направлении стало то, что по приказу Наркома просвещения, студенты, окончившие второй и третий курсы Казахского педагогического института, были направлены на двухмесячные командировки в аулы и  районы Казахстана [2, л. 371].  Благодаря этому, знания по новой технологии обучения, которые вводились в тот год в педагогических институтах и, которую эти студенты могли довести до своих аудитории только после окончания вуза в кратчайшие сроки были переданы учителям аулов.

Еще одной отличительной стороной Т.Жургенова было то, что из всех учебных  заведений он импонировал университетам. Я думаю именно поэтому в 1937 году, еще не окончивших Томский университет девятерых казахстанских студентов, он распределил следующим образом. Одного назначил директором педагогического техникума, двоих директорами -  средних школ, одного- заместителем директора по учебным вопросам, другого- преподавателем в педтехникум, а остальных в городские школы, хотя в аулах ощущался острый дефицит кадров.

На все работы,  которые возлагались как Наркому просвещения, Т.Жургенов вкладывал всю свою душу. В 1934 г., когда начал свою работу нынешний Казахский  государственный  академический  театр  оперы  и балета им. Абая, в целях подготовки кадров для этого театра по приказу  Т.Жургенова создается отборочная комиссия из 5 человек, в составе которой был знаменитый композитор Брусиловский. Эта комиссия основную отборочную работу проводила в казахско-язычных  районах Южного, Восточного, Западного Казахстана в Алматинской и Актюбинской областях. Если замечал одаренных самородков, Т.Жургенов назначал им повышенные и именные стипендии и направлял их на учебу в именитые ВУЗы Советского Союза. В 30-е годы, ощущая  недостаток кадров в театре оперы и балета, Т.Жургенов  добивается открытия при Московской консерватории Казахской оперной студии.

И чтобы поставить работу этой студии на должный уровень,  директором ее назначает  Никиту  Давыдовича  Карманова и устанавливает зарплату  в размере 500 руб., а это выше наркомовской  зарплаты, которая в то время составляла 450 руб [1,л. 10].  Эти факты  свидетельствуют о его скромности и о том, насколько  важно  для него было развитие  казахской национальной культуры.  В архивных документах есть штатное расписание сотрудников комиссариата, где заработная плата наркома составляет 500 руб., однако Т.Жургенов собственной рукой переправил эту сумму в 450 руб., и получилось так, что из пяти сотрудников секретариата наркомата трое получали зарплату выше наркома [1, л. 365-366].

 В некоторых исследованиях говорится, что заочная форма обучения в высших  учебных  заведениях появилась после Великой Отечественной войны для получения высшего образования фронтовикам, вернувшимися из фронта. А из архивов, относящихся к Т.Жургенову видно, что заочная форма обучения уже существовала в 30-е годы. 23 октября 1936 года учитывая острую нехватку кадров в системе образования, правительство Казахстана принимает решение о дополнительной подготовке 3000 студентов. Вследствии этого решения правительства издается приказ Т.Жургенова и  открываются заочные  отделения при 12 педагогических техникумах Казахстана [5, л. 1-2].  20 ноября этого же года учитывая, что учителя школ не имеющие специального образования, не спешат поступать на заочные отделения, Т.Жургенов издает следующий приказ, по которому, не поступившие на заочное отделение и не имеющие специального образования учителя школ должны быть  немедленно  уволены. Следующий шаг обеспечения кадрами системы образования  был выполнен.

Открытие заочных отделений также не могла полностью решить нехватку кадров с высшим образованием. В связи с этим Т.Жургенов добивается издания приказа СНК Каз. АССР о принятии экстерном учителей в педагогические и учительские институты. Этим приказом, 250 человек, имеющие средне-специальное образование  приняты в Алматинский  педагогический институт, 160 человек - в Уральский педагогический институт, 175 человек - в Актюбинский институт учителей, всего было принято- 585 человек. Тем самым Т.Жургенов внес свой большой вклад в подготовку педагогических кадров Казахстана, обеспечив средние, средне-специальные, высшие учебные заведения страны высокообразованными специалистами.

Всем известно, что Казахская национальная Консерватория им. Курмангазы работает с 1944 года. Однако не все знают, что во главе этой работы стоял Т.Жургенов. 30 декабря 1935 года была образована комиссия из 7 человек, в составе которой были А.Жубанов и Е.Брусиловский для подготовки открытия Казахской государственной консерватории.  Перед комиссией была поставлена задача: обеспечить консерваторию студентами, пригласить со стороны преподавателей и профессоров, обеспечить музыкальными инструментами и учебными пособиями. Этим же приказом в Алмате была образована музыкальная  школа, ученики которой в будущем должны были быть студентами консерваторий [6,л1]. Кроме того, для обеспечения потребностей в казахских национальных инструментах, комиссариатом просвещения был сделан заказ на фабрику, где изготовлялись музыкальные инструменты, тем самым был сделан шаг в сторону возрождения национального музыкального искусства.

Являясь наркомом просвещения,  Т.Жургенов внес свою большую лепту в развитие системы народного образования Казахстана. В 1935г. в приказе наркомпроса в честь 15-летия образования КазАССР  Т.Жургеновым было отмечено, что в тот момент в Казахстане работало 6000 школ, где обучаются 600.000 учеников, кроме того работают около 100 техникумов, 17 высших учебных заведений, в числе которых первый Казахский государственный университет. Конечно 6000 школ того периода нельзя сравнить с 8654 школами Казахстана в период развала СССР [7, стр. 234].  Но поверьте эти 6000 школ  1935года  говорят о многом, в первую очередь  о большой работе  Наркомпроса  Казахстана,  во главе которой в то время стоял  Т.Жургенов. Наличие большого количества школ, еще не означало, что эти  школы были полностью укомплектованы учениками. Это хорошо видно из приказа комиссариата №581 от 28.11.1934года, где приводятся данные по 7 животноводческим районам Актюбинской области. В1933-1934 учебном году в 1 классах школ этих районов обучались 9375 учеников, а в следующем учебном году во 2 классах уже обучалось 3468 учеников [5, л. 7].  В подобных случаях Т.Жургенов не только указывал на допущенные ошибки, но указывал конкретные пути их решения, а если из этого не  делали  выводы, то принимал строгие меры. Это хорошо было видно на примере той же Актюбинской области, когда Т.Жургенов подал в суд на директора школы поселка Карповка и на руководителя районного отдела образования,  которые пренебрежительно отнеслись к своим обязанностям. Впрочем в некоторых случаях тех, кто пренебрежительно отнесся к своим служебным обязанностям,  Т.Жургенов  наказывал и рублем, как в случае, когда на курсы библиотекарей в  Алматы,  некоторые руководители районных отделов образования направили окончивших ликбез и не имеющих начального образования. Все расходы этих курсантов полностью возложили на руководителей районо [8, л. 613].  

Т.Жургеневым было сделано много и для воспитанников детских домов. Учитывая, что большинство из них в дальнейшем становятся рабочими, в числе которых есть и талантливая молодежь Жургеновым 4 июля 1935 года был проведен слет талантливой молодежи детских домов Казахстана, по результатам которой были определены интересы этих воспитанников, и все они были приняты в учебные заведения без экзаменов. О благосклонном отношении Жургенова к воспитанникам детских домов может служить следующий приказ наркома, по которому согласно плану набора на  1935год воспитанники детских домов Южно-Казахстанской,  Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей в количестве 130 человек направлялись в муздрамтехникум, а 50 человек в хореаграфическую школу Алматы. О том, что эти учащиеся были одаренными детьми и по праву получили путевки в жизнь от рук наркома может служить тот факт, что большинство этих студентов  даже не успев окончить учебные заведения,  были приглашены во многие театры Казахстана.  Узнав об этом,  Жургенов своим приказом запретил брать на работу этих студентов до окончания ими учебы и обязал уже устроившихся на работу вернуть в аудитории и закончить обучение.

Т.Жургенов  уделял большое внимание и проблеме подготовки национальных кадров. Это хорошо видно из постановления краевого бюро ВКП /б/ Казахстана от 27 мая 1934 г., согласно которому контингент студентов, принимаемых в высшие учебные заведения Казахстана на 65-80% должен состоять из числа казахов или иных этносов Востока [9, л. 379].  В том же 1934 г., когда был поднят вопрос о направлении в аспирантуру  Москвы и Ленинграда десяти человек для подготовки профессорско-преподавательского состава будущего Казахского государственного университета,  Жургенов внес предложение  о направлении в первую очередь представителей казахской национальности.

Одним из основных направлений, которому Жургенов уделял особое внимание, было знание родного языка,  будь то русский или казахский языки. В 1936 г. в одном из школ Кокпектинского района  Восточно-Казахстанской области в диктанте из 44 слов ученики сделали в среднем по 38 ошибок, а 95 учителей города Семипалатинска сделали  843 ошибок. Узнав об этом Жургенов, усилил контроль в этом направлении, проведя диктанты среди учеников и учителей всего Казахстана, укрепив тем самым преподавательский состав филологов и способствовал открытию по всему Казахстану кружков родного языка, что дало толчок глубокому изучению казахского и русского языков.

Изучая архивные материалы о Жургеневе, я встретил еще один документ, который был издан уже после ареста Жургенова, который хорошо отражает поведение человека того периода, периода массовых репрессий,  где заместитель Жургенова отмечает,  что им долгое время пришлось работать под руководством врага народа и  дает задание в течение двух дней выявить все недостатки, которые были спущены сверху врагом народа Жургеновым. Тем самым советская власть свела на нет всю работу представителя казахской интеллигенции Т.Жургенова, который поистине сделал большую работу,   подняв на высокий уровень систему образования и культуры. Это стало своеобразной благодарностью не только Жургенову, но и многим тысячам, сотни тысячам представителям советского народа.

Жизни и трудовой деятельности Жургенова посвящено множество исследований.  Но то, что множество  архивных  исследований,  которые нами были введены в оборот раньше не использовались, говорит о том, что еще рано ставить  точку в биографии этого человека.

В центральном архиве Республики Таджикистан были найдены множество материалов, которые раньше вообще не были в обороте. Одно лишь то, что благодаря архиву Таджикистана стало известно, что Жургенов работал директором Статистического управления Таджикистана, говорит о многом. Об этом факте раньше ни в одном из исследований не упомянуто. Из материалов архива Таджикистана следует, что у истоков развития и становления  центрального статистического управления и Наркомата  финансов Таджикистана стоял Т.Жургенов.

 Думаю, что архивы преподнесут еще много интересных фактов не только из жизни Жургенова,  но и из  истории Казахстана. Главное,  чтобы был читатель и исследователь.

 

Литература:

 

1.    Центральный государственный архив Республики Казахстан. (ЦГА РК), ф. 81, оп. 1, д. 325.

2.    ЦГА РК, ф. 81, оп. 1, д. 326.

3.    Архив Президента Республики Казахстан. (АП РК), ф. 141, оп. 1, д. 6614.

4.    АП РК, ф. 141, оп. 1, д. 6604.

5.    ЦГА РК, ф. 81, оп. 4, д. 115.

6.    ЦГА РК, ф. 81, оп. 4, д. 35.

7.    Региональный статистический ежегодник Казахстана за 1992 год. / Алматы, Казинформ, 1993. - 588 с.

8.    ЦГА РК, ф. 81, оп. 4, д. 53.

9.    АП РК, ф. 141, оп. 1, д. 6551.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, казахская интеллигенция, быль, система образования, Актюбинская область, воспитанник детских домов, высшее образование, студент, трудовая деятельность, школа.


Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного образования — одна из лучших программ подготовки студентов международного уровня к...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям (общеобразовательным и специализированным).

2. Бегалинова Г. А. Язык традиционной музыки казахов как система. Музыка Казахстана: проблемы образования.

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

Библиографическое описание: Утебаева А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в

Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу.

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью

Похожие статьи. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. Законом Верховного Совета республики «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР», принятом в 1959 г...

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской...

В высших учебных заведениях патриотическое воспитание студентов должно вестись всесторонне.

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности...

Модернизация системы образования в Казахстане

Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей.

Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане.

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

На современном этапе развития казахстанского общества высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, определяет достаточный уровень профессионального образования в трёхуровневой системе...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного образования — одна из лучших программ подготовки студентов международного уровня к...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям (общеобразовательным и специализированным).

2. Бегалинова Г. А. Язык традиционной музыки казахов как система. Музыка Казахстана: проблемы образования.

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

Библиографическое описание: Утебаева А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в

Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу.

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью

Похожие статьи. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. Законом Верховного Совета республики «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР», принятом в 1959 г...

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской...

В высших учебных заведениях патриотическое воспитание студентов должно вестись всесторонне.

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности...

Модернизация системы образования в Казахстане

Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей.

Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане.

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

На современном этапе развития казахстанского общества высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, определяет достаточный уровень профессионального образования в трёхуровневой системе...

Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного образования — одна из лучших программ подготовки студентов международного уровня к...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям (общеобразовательным и специализированным).

2. Бегалинова Г. А. Язык традиционной музыки казахов как система. Музыка Казахстана: проблемы образования.

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

Библиографическое описание: Утебаева А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в

Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу.

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью

Похожие статьи. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. Законом Верховного Совета республики «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР», принятом в 1959 г...

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской...

В высших учебных заведениях патриотическое воспитание студентов должно вестись всесторонне.

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности...

Модернизация системы образования в Казахстане

Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей.

Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане.

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

На современном этапе развития казахстанского общества высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, определяет достаточный уровень профессионального образования в трёхуровневой системе...

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты.

Сотрудничество Казахстана и России в рамках двудипломного образования — одна из лучших программ подготовки студентов международного уровня к...

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее...

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Так, школы изначально были дифференцированы по направлениям и значимостям (общеобразовательным и специализированным).

2. Бегалинова Г. А. Язык традиционной музыки казахов как система. Музыка Казахстана: проблемы образования.

Проблемы школьного образования в городах Центрального...

Библиографическое описание: Утебаева А. Д. Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в

Были созданы учебные программы по родному языку и литературе, русскому языку и литературе для казахских и уйгурских школ, казахскому...

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история...

Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу.

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью

Похожие статьи. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В 1959 г. семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. Законом Верховного Совета республики «Об укреплении связи школ с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР», принятом в 1959 г...

Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской...

В высших учебных заведениях патриотическое воспитание студентов должно вестись всесторонне.

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности...

Модернизация системы образования в Казахстане

Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей.

Международное сотрудничество как условие повышения качества высшего образования в Казахстане.

Плюсы и минусы частного образования в Республике Казахстан

На современном этапе развития казахстанского общества высшее образование в Казахстане, как обозначение уровня образования, определяет достаточный уровень профессионального образования в трёхуровневой системе...

Задать вопрос