Библиографическое описание:

Спасова Л. В., Байхожаева А. М. Организация описательных стихотворных синтаксических единств // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 125-127.

Перечислительные  ряды являются средством организации стихотворных описательных сверхфразовых единств (СФЕ).

В современной лингвистике рассмотрение сверхфразовых единств идет по нескольким направлениям: выделение СФЕ из потока речи, определение его сущности  и конституирующих особенностей, изучение факторов внутреннего сцепления СФЕ и др. (С.И.Гиндин, Г.Я.Солганик, Л.М.Лосева, М.А.Фигуровский, И.Р.Гальперин). Исследования эти велись преимущественно на материале прозаических текстов. Сферхфразовое единство в стихотворной речи не привлекало должного внимания и требует глубокого и всестороннего исследования.   

Авторы немногочисленных пока работ, посвященных стихотворному СФЕ, намечают круг проблем в этой области, указывают на специфические особенности СФЕ в стихе: «Синтаксическое своеобразие стихотворной речи и большая ее синтаксическая сложность в сравнении с речью прозаической выражается не только в повторах, анофоре и параллелизме, но и большой тесноте синтаксических связей внутри стихотворных строк, в большей расчлененности сложного синтаксического целого самой последовательностью стихотворных строк, в особой роли стихотворных переносов, обусловливающих большую спаянность сложных синтаксических целых в стихотворной речи» [1].

Отмечается, что вычленение СФЕ в стихотворных тестах связано с определенными трудностями, обусловленными спецификой текста: указывается на большое структурное разнообразие            стихотворных СФЕ. Учитывая специфические свойства стихотворной речи, предлагается разграничивать сферхфразовые единства - «прозаические строфы» [2] и стихотворные синтаксические единства (ССЕ) [3].

Рассмотрим описательные ССЕ. ИХ основой, как уже говорилось, являются перечислительные ряды.

Основным средством объединения предложений в ССЕ является интонация перечисления. На основе экспериментальных данных установлено, сто «стихотворная интонация и есть интонация перечисления, которая играет в стихотворных произведениях композиционно-образующую роль – объединяет… элементы ССЕ стихотворной формы» [4]: Поселок заброшен/ Один лишь погост./ В некошеных травах/ Звенят бубенцы./ Чернеют кресты./ Среди выцветших звезд./ Разъехались гости./ Остались жильцы/ Л.Татьяничева. Поселок заброшен/; Лежат луга/ лиловые./ Луна плывет,/ живая./Стоят стога/ медовые,/ ржаные караваи /Л.Васильева, Стога/.

В качестве дополни тельных синтаксических средств связи элементов перечислительного ряда в ССЕ нередко выступают сочинительные союзы. Особенно активен, как уже отмечалось, союз И, это обусловлено его максимально широким и отвлеченным значением: в отличие от всех других сочинительных союзов, он выражает лишь общую идею расположенности, совместности и сосуществования тех ситуаций, о которых говорится в частях сложного предложения или в компонентах СФЕ – «чистую идею соединения».

В небольших по объему ССЕ союз И может быть абсолютно регулярным, то есть он соединяет все предикативные единицы в составе сложносочиненных предложений и ССЕ: И облаков погасла пена./ И стихли, смолкли голоса./ И зной утих. И постепенно/

Исчезли в сумерках леса./ И ночь неслышно подступила,/ И глянул свет из темноты./ И вспыхнул свод!/ И проступила/ Сама основа красоты! /В.Казанцев. И облаков погасла пена…/.

Рассматривая средства сочинительной связи с точки зрения их внутренней смысловой структуры и функций, И.Н.Кручинина подчеркивает, что союз И !конструирует текст по принципу сукцессивности, то есть так, что одна фраза как бы вызывает или тянет за собой другую, в результате чего образуется равномерная и согласованная в свеем движении речевая цепь» [5]. Способность союза И к последовательному развертыванию речи проявляется в значительны[ по объему текстах, состоящих из комплекса ССЕ: Послевоенный майский праздник./ Веселый трепет кумача./ И от развалин дымно красных/ Холодный отсвет кумача./ /И утром улицы залиты/ Толпой ликующих людей/ Солдаты, вдовы, инвалиды…/ Худые личика детей./ /Почти забывшаяся горесть./ И ветер вспаханных полей,/ И свежая густая поросль/ От обгорелых тополей/ /Фанфар нестройное звучание/ В лучах пожарного тепла -/От радости, от окончания/ Насилья, ненависти, зла./ /И над разбитыми домами/ И над уставшими людьми -/ Победой поднятое знамя/ Как обещание любви /А.Жигулин. Послевоенный майский праздник…/.

В таких протяженных текстах союз И скрепляет отдельные ССЕ /2 и 3 строфы/, предложения внутри ССЕ /1,2,5 строфы/, однородные члены /5 строфа/.

Как уже отмечалось, сто тип связи в описательных ССЕ бессоюзный.

Исследователи отмечают, что «стихотворная речь имеет тенденцию нивелировать синтаксическую функцию союзов, потому что ритмическое переплетение стихотворных строк может компенсировать слабость синтаксической связи между предложениями в стихотворной речи. Стихотворная речь может обходиться и совсем без союзов, и даже большие группы предложений в стихотворной речи легко образуют сложные синтаксические целые без помощи союзов» [1].

Особая роль при этом принадлежит таким средствам связи предложений в описательных ССЕ, как параллелизм и повтор.

При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются. Очень часто некоторые члены соединяемых конструкций /нередко первые, стоящие в начале/ имеют одинаковое лексическое выражение, в этом случае параллельная связь усиливается лексическим повтором. Как повторы, так и параллелизмы относятся к элементам внутренней структуры; они, «…уступая союзам и союзным словам в четкости выражения синтаксических значений, является полноценным средством организации сложных конструкций» [6]. Обычно разные виды параллелизма        связывают несколько предложений в тексте, образуя строфы, в которых ритм особо подчеркивает упорядоченность и соразмерность предложений:

Яблоня в нашем саду росла,

Очень крепкой она была,

Самой сладкой она слыла,

Самым белым цветом цвела.

                                   Сучья тяжко к земле склонив,

                                   Зрели яблоки белый налив.

                                   Зубы врежешь – в гортани мед,

                                   Теплым соком гортань зальет.

                                   Вот покраснела в лесу листва,

                                   Вот забурела в лугах трава,

                                   Вот затрещали в печах дрова,

Я не перечу – зима права.

                                   Онемела земля во льду,

                                   Все мертво под луной в саду.

                                   Снег подлунный и тот как лед,

                                   Голубое сиянье льет.

Забурлили ручьи-ключи,

Заиграли в лучах лучи,

Раскрошились литые льды,

Теплый дождик омыл сады.

                                                                                               /В.Солоухин. Яблоки/.

Благодаря параллелизму мы не только составляем предложения в пределах строфы, где параллельные конструкции расположены контактно /внутри 2 и 3 строф/, но возможно сопоставление параллелизмом подлежащих и сказуемых.

Для стихотворных ССЕ характерен аналогический повтор предлогов, союзов /сочинительных и подчинительных/, частиц:

Мой лазоревый цветок,

Здравствуй, Шлюшень-городок!

На реке, реке Неве,

На канавах, на траве,

Возле поздних ледоходов,

Возле белых пароходов,

Возле заводей и лесов

Возле барок с новым тесом,

Возле Ладожского моря,

Возле счастья, возле горя,

Возле распрей обоюдных,

Возле песенок поблюдных!

Здравствуй, Шлюшень-городок!

Мой лазоревый цветок!

А.Прокофьев. Мой лазоревый цветок

Тесное смысловое единство и синтаксическая спаянность стихотворных ССЕ подкрепляется средствами стиха. Система сплошных повторов и параллелизмов накладывается на четкую метрическую схему симметрично повторяющихся строчек и строф, образуя правильно построенный и «вдвойне закрепленный каркас», внутри которого движется поток образов.

Естественным организующим средством объединения синтагм в предложения и предложений в одно синтаксическое единство являются в стихотворной речи рифмы. В процессе синтаксического оформления ССЕ большую важность приобретает такой фактор, как вид рифмы: отмечено, что синтаксическое действие смежных рифм сильнее, чем перекрестных и охватных. Что касается перекрестных рифм, то они соответствуют более развитой, связной речи и являются в стихе самым естественным средством построения распространенных предложений, разных типов сложного предложения или тесного синтаксического объединения группы самостоятельных предложений.

В стихах связь слов с другими словами, как утверждает Н.С.Поспелов, «определяется не только линейной последовательностью слов, но и принадлежностью его к известному ритмико-синтаксическому разделу», так как в стихе «движение речи происходит в двух направлениях – по горизонтали /от слова к слову/ и по вертикали /от одной строки к другой [1]. Таким образом, описательное ССЕ крепко «схвачено» вертикальными границами, которые создаются увязыванием по вертикали повторяющихся начальных слов в смежных строках и взаимной спаянность строк, связанных смежными, перекрестными и охватными рифмами.

Нельзя не учитывать также роль переноса в оформлении ССЕ.

Стиховая природа переноса, в определении Л.В.Щербы, «состоит в том, что мысль не заканчивается с концом стиха, переносится  на и несколько слогов в следующий стих» или «в том, что мысль того или иного стиха начинается в самом конце предшествующего».  При переносе происходит как бы переплескивание предложений через границы стиха. Не сводя функции переноса не только к созданию повышенной экспрессивности стиха, Н.С.Поспелов отводит ему важную роль в построении сверхфразовых единиц в стихотворной речи как синтаксическому средству связи: «Перенос, возникая, на границе между двумя предложениями, дает нам возможность лучше увязывать предложениям в пределах высказывания, так как благодаря переносу конец одной мысли и начало другой совмещаются в одной стихотворной строке, и тем самым устанавливается синтаксическая связь между предложениями, выражающими эти мысли в пределах высказывания» [1].

В стихотворных ОК перенос является одним из средств создания семантико-синтаксической цельности ССЕ:

Тот город зеленый и тихий

Отрадно заброшен и глух.

 Достойно, без лишней шумихи

Поет, как в деревне, петух

На площади главной… Повозка

Порой громыхнет через мост.

Н.Рубцов. Тот городок зеленый и тихий…

Приведенный пример демонстрирует значение межстихового переноса как синтаксического средства связи в тех случаях, когда нет других показателей этой связи, кроме интонации. Перенос в смежных строках /в 4-й и 5-й/ объединяет предложения, которые будучи отделены друг от друга наибольшим разделительным знаком  многоточием, однако воспринимаются нами, вследствие тесноты стихового ряда и наличия межстихового переноса, как однородные предложения в пределах ССЕ.

Интересны случаи сильного переноса, когда межстиховая граница проходит внутри слова:

Как было все красиво

И молодо  кругом

Серебряная ива

Над бархатным прудом,

И дом, горбатый мостик

Через ручей и круг

Старинных лип, и госте-

Приимный лес, и луг,

И на поляне дико-

Растущая меж пней

Пылала земляника

Созревшей страстью в ней.

И где-то за холмами

Спешила к нам не за-

Мечаемая нами

Июльская гроза.

М.Дудин. Легкое воспоминание

ССЕ выражается в одном предложении, насыщенном средствами связи. В качестве сцепки здесь употреблен союз И и серия переносов. Примечательна в этом плане вторая строфа, построенная как зигзаг благодаря трем переносам. В результате весь текст стихотворения организован по принципу сукцессивности, создается непрерывная цепь предложений. Сильные переносы /госте-/ Приимный, дико-/ Растущая, не за/Мечаемая/, располагалась на некотором расстоянии, симметрично, служат особыми сцепками, которые как бы двигают» описание толчками.

Таким образом, перечисление – основа в ОК создания цельности ССЕ. Главными средствами связи в них являются интонация, союзы, параллелизмы, повторы, средства стиха.

 

Литература:

 

1.           Поспелов Н.С. Синтаксический строй стихотворных произведений А.С.Пушкина. – М. 1990 – С. 18.

2.           Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. – М. Высшая школа, 1997. – С.95.

3.           Серкова Н.И. Предпосылки членения текста на сверхфразовом уровне. Вопросы языкознания. – 1996. – С. 78.

4.           Златоустова Л.В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами.- М., Наука, 2000. – С. 73.

5.           Кручинина И.Н. Структура и функции сочинитель ной связи в русском языке. – М.: Наука, 1988. – С. 57.

6.           Рабчинская И.А. Синтаксический параллелизм как средство организации сложных единиц в поэтическом тексте // Вестник. – 1995. – С. 58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle