Библиографическое описание:

Жанбатыр А. С. Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность // Молодой ученый. — 2015. — №1.1. — С. 118-120.

Казахстан – сравнительно молодое центральноазиатское государство, которое получило свою независимость после распада некогда могущественной СССР. Республика Казахстан утверждает себя в мире как светское, демократическое, правовое и социальное  государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.  Это положения законодательно закреплены в Конституции страны.

Надо отметить, что на этом поприще Казахстан  добился определенных успехов, несмотря на прогнозы на заре независимости аналитиков со стороны и внутри страны о том, что Казахстан ожидает волна межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Но несмотря на все эти предположения  в Казахстане вот уже более двадцати лет живут в мире и согласии представители разных национальностей и вероисповеданий. Мы считаем, что это является ярким примером взвешенной внутренней и внешней политики, проводимой государством, и поддержкой этого политического курса народом Казахстана.           

На сегодняшний день особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, практическая реализация принципов межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека.

Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики, как-то:

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности Казахстана;

- гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан;

- содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права [1].

Все эти принципы в настоящее время последовательно воплощаются в жизнь.     

Как и у других народов, принявших ислам, у казахов Ислам тесно связан с древними религиозными верованиями, сложившимися задолго до принятия ислама.

Немного о религии, существовавшей у казахов до принятия Ислама. В последние годы некоторые исследователи стали называть эту религию тенгрианством и изображать ее как стройную философскую систему. Это была политеистическая религия с верховным небесным божеством - «Тәңір», который с приходом Ислама стало у казахов синонимом слова «Құдай» или  «Алла».

Надо отметить, что, несмотря на фундаментальный запрет в Исламе поклонению кому и чему бы – то ни было, кроме единого Бога – Аллаха, у казахов наравне с этим существовал культ почитания святых, разного рода духов, особенно в шаманстве и в семейно-бытовой обрядности. Так, отголоски культа древнетюркского божества плодородия – «Ұмай – ана» обнаруживаются в родильных обрядах казаков. Ұмай – это добрый дух, покровительствующий младенцам. 

Шаманство – одно из самых заметных явлений в религиозных традициях казахов, сохранившихся от доисламской эпохи. Шаманство – обширная система анимистических верований и культов у разных народов, характерная для родового строя. Общими чертами для них является наличие культа предков, а также отправление ритуалов шаманом, способным впадать в особое, экстатическое состояние, и в этом состоянии, по представлению носителей культа, осуществляющим связь с потусторонним миром.

Шаманство обусловлено верой в особую связь отдельных людей с духами. Помощью духов объяснялась способность шаманов лечить людей, гадать, отыскивать пропавшие вещи и скот. Шаманам приписывали также власть над явлениями природы, умение совершать чудеса. Шаманы занимали важное общественное положение, будучи по существу жрецами. Даже после распространения ислама в казахских степях шаманы продолжали сохранять большое влияние. Шаманами в основном были мужчины, но есть материалы, подтверждающие, что не редкостью были и женщины-шаманки. Главным ритуальным предметом шамана был кобыз – смычковый инструмент с двумя струнами из конских волос, который в народных верованиях наделялся чудесными свойствами. Некоторые шаманы запрещали посторонним дотрагиваться до своего инструмента. С середины XIX в. кобыз стал заменяться домброй. Другим атрибутом «бақсы» - шаманабыл посох, (асатаяк) с железными кольцами и подвесками на верхней части. Со второй половины XIX в. на первый план стали выдвигаться такие обрядовые атрибуты, как плеть и нож.

С шаманской практикой сочетались и деятельность различного рода знахарей, гадателей, колдунов. Знахарская практика насчитывала множество самых разнообразных приемов, призванных вернуть человеку здоровье или оградить от болезней. Так как болезнь объяснялась разными причинами, в том числе и воздействиями духов, дурного глаза или колдовства, то и знахарское лечение проводилось не только способами, основанными на действии трав, диеты, тепла, массажа, но прежде всего путем обрядового лечения, основанного на магических, анимистических поверьях. При этом лечить людей брались и шаманы, и знахари, и люди, умеющие совершать несложные обрядовые действия.

Культ предков занимал заметное место в доисламских верованиях казахов. В трудные минуты жизни казахи призывают имя своих предков. В их честь приносят в жертвы животных, ездят на поклонение к их могилам. Такие события, как разделение рода на два самостоятельных, заключение мира между двумя враждующими родами, победа над врагом и т.д., знаменовались у казахов принесением в жертву духам предков белой кобылицы или даже белого жеребца.

Казахи с почтением относились к могилам. На могилах клялись, приносили присягу. Путнику, которого надвигающаяся ночь заставала в степи, обычай рекомендовал ночевать возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ним насилие. Если у путника было заветное желание, он просил духа погребенного помочь, чтобы оно сбылось. Гнева духов – «аруахов» боялись. Особым почитанием пользовались духи выдающихся людей. Именно их имена произносились в особо трудных случаях. Этот обычай некогда породил боевые кличи – «ұран» [2].

Казахи – мусульмане суннитского вероисповедания ханафитского толка.Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в.

Ислам у казахов приобрел немало своеобразных черт за счет сохранения пережитков доисламских религиозных традиций, проявлявшихся во всех сферах народной жизни. В течение XIX и особенно в ХХ вв. влияние ислама в казахском обществе заметно возросло.

Целенаправленная пропаганда Ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при хане Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира.

Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение Ислама.

В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.

Казахстан входит в число немногих государств мира, отличающихся огромным конфессиональным разнообразием: действуют тысячи религиозных объединений, представляющих более 40 конфессии, и все они мирно сосуществуют. Не случайно казахская земля становится традиционным местом диалога различных мировоззренческих систем, религиозного взаимодействия. Важно поддерживать межконфессиональное согласие, прежде всего между основными религиями в Казахстане — между Исламом и христианством.

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие» пишет: «Не умаляя гражданских прав верующих, всё же необходимо констатировать, что конфессиональная безопасность может подвергнуться испытаниям в случае чрезмерной политизаций отдельной религий или конфессионального течения. Здесь формула, которая может и должна обеспечивать светский статус государства и конфессионального равновесия в обществе, достаточно проста: верующие, безусловно, имеют гражданские права и пользуются демократическими свободами. В свою очередь, религия, как духовное начало и возможность отправления культа, не имеет и недолжна обладать политическими правами и возможностью влияния на политическую волю государства.» [3].

Демократическое государство – это, прежде всего, светское государство, и оно обеспечивает право на свободный индивидуальный выбор. Ни одна религия не может стремиться к тому,чтобы навязать свое мировоззрение другим, независимо от того,являются ли они приверженцами других вероисповеданий или просто общечеловеческих ценностей.[4, с. 5].

Приверженность общечеловеческим ценностям межкультурного диалога является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса построения светского, гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты, демократического разрешения социальных проблем в Республике Казахстан.

 

Литература:

 

1.      Конституция Республики Казахстан. - А.:Изд-во Елорда, 2008.- 56 с.- ISBN 9965-06-487-3.

2.      http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/history/portret/ablaykhan.

3.      Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – А.: Изд-во Атамұра, 2003.

4.      Бурханов К.Н. Религия и светское образование в Республике Казахстан.-Астана: Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии, 2011. – 122 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle