Библиографическое описание:

Широбокова Н. С. Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 497-500.

Любая личность является социальной, и развивается в окружающей ее среде, поэтому данная среда может выступать источником ее развития, развития ее определенных качеств и активности или пассивности. Данная среда является главным условием формирования новых качеств в личности учащегося. Так как личность является активным субъектом деятельности, то внешняя среда определяет развитие личности, в том числе и учащегося через его взаимодействие с ней, через его непосредственную деятельность в этой среде. Именно поэтому следует говорить о необходимости специально созданной среды для формирования профессиоведческой компетентности.

Помимо естественного взаимодействия с образовательной средой, учащиеся испытывают ее воспитательное влияние, выражающееся в содержании образования, образе и атмосфере самой школы, межличностном взаимодействии всех субъектов образовательной среды.

Как отмечает К. Д. Ушинский: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях» [4].

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияния своими отношениями и действиями. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах» [4].

Для проектирования воспитательной профориентирующей среды будет достаточно понимания, что среда человека — это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий. С педагогической точки зрения перспективно рассмотрение предоставляемых средой возможностей развития личности.

Итак, под воспитательной профориентирующей средой мы будем понимать систему влияний и условий формирования профессиоведческой компотентности учащегося по заданному образцу, а также возможностей для его развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Рассмотрим идеи организации образовательной среды, представленные известными педагогами-учеными различных лет и стран, которые могут послужить основаниями построения воспитательной профориентирующей среды.

Проблема оптимальной организации мира человеческого детства была приоритетной для Корчака на протяжении всей его педагогической деятельности [2]. Он считал, что построив теоретическую модель организации мира детства, можно преобразовать систему отношений между взрослыми и детьми в интересах развития ребенка. Он отмечал, что изучение условий и характера воспитательной среды, где существует ребенок, является важной задачей педагога. На основе многолетнего опыта собственной практической воспитательной работы и педагогических исследований им была предложена типология «воспитывающей среды». В главной педагогической работе Корчака «Как любить ребенка», впервые изданной в 1919 году в Варшаве, дается характеристика четырех типов «воспитывающей среды»: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления» и «внешнего лоска и карьеры» [2].

За основу моделирования воспитательной профориентирующей среды можно взять элементы идейной среды, где важнейшим условием формирования данной среды является отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других. В идейной среде формируется личность, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Джон Локк подчеркивает, что в воспитательном процессе важнее всего не научить ребенка чему-либо, а «возбудить в ребенке желание научиться всему, чему бы вы хотели его научить». Предоставление детям свободы в их развлечениях полезно в том отношении, что в условиях такой свободы раскрываются природные характеры детей, выявляются их наклонности и способности, и разумные родители могут в этом почерпнуть указания относительно выбора для них карьеры и профессии. Локк считал, что творческая деятельность — важнейший фактор, развивающий личность в целом [3]. Именно поэтому его идеи необходимо учитывать при создании воспитательной профориентирующей среды.

Образовательная среда, которую спроектировал Макаренко, дает больше полномочий детскому самоуправлению: общие собрания, советы командиров, различные комиссии и многое другое. При этом и педагоги, и руководители учреждения обязаны исполнять решения, принятые детским самоуправлением. Макаренко разработал целую систему, по которой развивалась инициативность ребенка. Он считал, что каждому ребенку необходимо побывать на роли руководителя, что научит его принимать решения, брать ответственность на себя, управлять людьми. Также Макаренко говорил о том, что что творчество в труде возможно в том случае, когда человек относится к работе с любовью, когда он видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта [1]. Возвращаясь к организации воспитания и воспитательной среды Корчака, можно отметить, что при определении приоритета интересов личности или общества в образовательном процессе, он твердо стоит на позиции приоритета личности. При этом Корчак сумел организовать процесс индивидуального воспитания в групповой среде. Образовательная среда, созданная им, была ориентирована на развитие и формирование инициативности и самостоятельности каждого ребенка. Он, как и Локк, считал, что ни в коем случае нельзя ограничивать детскую активность, что эта естественная активность ребенка является важнейшим фактором его личностного развития. Детское творчество связывалось Корчаком (как и Локком) не только с искусством или конструированием, но прежде всего с таким естественным ежедневным занятием ребенка как игра. Корчак старался создавать в образовательной среде максимум возможностей для приобретения детьми жизненного опыта, прежде всего социального, — именно наличие такого опыта и делало ребенка адаптивным к среде обитания, позволяло сохранять личностную свободу и активность в любых, даже самых жестких социальных условиях [2].

Проведенный анализ образовательных сред, предложенных авторами различных времен, позволяет констатировать, что целям формирования профессиоведческой компетентности в наибольшей степени соответствует воспитательная профориентирующая среда творческого типа, обеспечивающая комплекс возможностей для развития личностной свободы и активности учащихся.

На основе изложенного материала и по результатам анализа практической работы по профориентации [5,6] можно выделить следующие примерные принципы построения воспитательной профориентирующей среды:

-          открытость — доступность данной среды для учащихся, родителей и педагогического коллектива, возможность изменять среду и проектировать ее отдельные элементы;

-          погружение в систему социальных отношений и трудовых ситуаций — воспитательная профориентирующая среда обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми при решении поставленных перед ним трудовых задач;

-          Сочетание традиционных и инновационных технологий формирования профессиоведческой компетентности (использование традиционных методов и форм, доказавших свою эффективность, но временно забытых, и применение инновационных методов, актуальных для современных реалий).

Основными методологическими подходами, проектирующими воспитательную профориентирующую среду, могут выступить:

-          системный (профессиоведческая компетентность рассматривается как целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, которые необходимо развивать параллельно);

-          деятельностный (необходимо не только вооружить учащихся знаниями о профессиях и современных тенденциях, но сформировать умение использовать полученные знания в реальной деятельности);

-          личностно-ориентированный (при формировании профессиоведческой компетентности учащегося очень важно обеспечить и поддерживать самопознание и самореализацию личности учащегося, развития его индивидуальности).

Формирование профессиоведческой компетентности в данной среде может быть построено в гуманистической парадигме с опорой на:

-          технологию педагогики сотрудничества (открытый диалог между педагогом и учеником; творческое отношение учащихся к процессу обучения и понимание необходимости самим становиться созидателями своего будущего);

-          альтернативную технологию С.Френе (класс — открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование; важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Поощряется максимальное развитие личности ребёнка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему, и которому он сам будет служить);

-          имитационные технологии (имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе; построение моделей и организация работы учащихся с ними дают возможность отразить в воспитательном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт);

-          технологию саморазвивающего обучения Г. К. Селевко (деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности);

-          технологию авторской школы А. Н. Тубельский (обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности).

Кроме теоретико-методологических оснований построения модели воспитательной профориентирующей среды огромное влияние имеет и нормативно-правовая база. Основными документами, регламентирующими проектирование воспитательной профориентирующей среды, выступают:

-          Конституция РФ

-          Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

-          ФЗ РФ «Об образовании»

-          Концепция модернизации российского образования

-          ФГОС (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

-          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

-          Программа воспитания и социализации учащихся

Формирование профессиоведческой компетентности в воспитательной профориентирующей среде в самом общем смысле можно рассматривать как процесс воспитания и формирования у учащихся интереса к труду и профессиональной деятельности; процесс, обеспечивающий понимание личностной значимости и общественного смысла труда, сознательного и творческого отношения к своей будущей профессиональной деятельности, какой бы она не была, личностной, и как следствие, профессиональной ответственности.

Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что специально организованная деятельность учащегося в специальной воспитательной профориентирующей среде может выступать одним из факторов формирования профессиоведческой компетентности в школьном возрасте. Поэтому возникает вопрос о создании качественной и эффективной воспитательной профориентирующей среды. Необходимо изучить организационно-педагогические условия, при которых возможно создание данной среды, определить методы управления и алгоритм ее внедрения (основные этапы).

 

Литература:

 

1.         Козлов И. Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1987 г. 159 с.

2.         Корчак Я. Как любить ребенка. Избранные педагогические произведения. М., 1979

3.         Локк Дж. Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентельмену.1703. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.— М.: Мысль, 1988.— 668 с.— (Филос. Наследие. Т.103).- С.407–614.

4.         Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_1869_chelovek_kak_predmet_vospitaniya_tom_1.shtml

5.         Широбокова Н. С. Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере Управления образования г.Ижевска). — Молодой ученый. 2014. № 15. С. 311–314.

6.         Широбокова Н. С. Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. С. 218–221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle