Библиографическое описание:

Никулина Н. Ю., Зиновьева Т. А. Особенности профессионального обучения взрослых // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 464-466.

Актуальность непрерывного обучения взрослых в современном мире обусловлена тем, что знания, а также мотивация к их постоянному обновлению, становятся общечеловеческой ценностью, важным фактором социального развития, средством повышения конкурентоспособности и эффективного рынка труда. Вместе с тем в настоящее время образование взрослых в России сталкивается с рядом проблем, которые замедляют процесс его развития, что существенно влияет как на социальный, так и экономический рост уровня жизни в нашей стране, уровня образованности и квалифицированности кадров.

Сегодня для многих преподавателей гуманитарных дисциплин, ведущих занятия с взрослыми, не секрет, что не все методы занятий со студентами заочной формы обучения или со слушателями курсов повышения квалификации хороши. Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим они утратили в какой-то мере навыки обучения. Многие преподаватели, да и студенты считают, что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого. Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни. Из этого следует вывод о том, что психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению. В нашей работе мы попытались раскрыть основные особенности процесса обучения взрослых.

Решение этих проблем можно найти в рамках науки андрагогики, которая является самостоятельной наукой и занимается изучением специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы. В отечественной методике преподавания рассматриваются и анализируются различные аспекты проблемы, среди которых выступают ценность образования взрослых (И. Ю. Алексашина, Ш.Бюхлер, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, М. Т. Громкова); цель и миссия образования взрослых (А. М. Новикова, В. П. Симонова, М. Н. Скаткина, М. Г. Тихонова и др.); содержание образования взрослых (В. П. Беспалько, А. А. Кузнецова, Т. С. Назарова и др.); оценка качества образования взрослых (О. А. Граничина, М. Ф. Королев, Е. В. Брызгалина и др.).

Под профессиональным обучением подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи [2, с. 14]. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека, в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

При организации профессионального обучения педагоги советуют учитывать следующие особенности взрослых людей [4, с. 15]:

1)                 осознанное отношение к процессу своего обучения;

2)                 потребность в самостоятельности;

3)                 практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

4)                 наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

5)                 влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. Эти методы отличаются от традиционного обучения по следующим критериям:

1)                 Научение в отличие от изучения. Традиционная система обучения сосредоточено на передаче ученику набора знаний, тогда как активные методы обучения направлены на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.

2)                 Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач. Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое. Нетрадиционные методы ориентированы на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.

3)                 Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата. В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему. Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно» то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).

4)                 Контроль в отличие от самоконтроля. В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в нетрадиционном образовании именно обучающийся является тем субъектом, осуществляющим контроль над своей деятельностью.

5)                 Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных. Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». А для активного обучения характерны предварительная оценка потребностей в обучении, и ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач.

Важным моментом обучения взрослых является незамедлительное применение изученного. Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того, чтобы использовать их в будущем, а также в получении ответов на вопросы, которых у них нет. Отметим, что данный принцип, как признают специалисты, справедлив для системы повышения квалификации [6, с. 51].

Развитие творческого потенциала личности как раз и определяет ценность обучения для взрослого человека. По мнению Васягиной Н.Н, учебно-познавательная деятельность взрослого человека есть средство сохранения и развития творческого потенциала личности, позволяющее не только адаптироваться к динамически меняющимся условиям деятельности, но и вносить вклад в созидание нового [1, с. 10–11].

Исследователь Кулюткин Ю. указывает на закономерность, согласно которой чем выше у человека наличный уровень образования, тем в большей степени он стремится к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры конкретного человека, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании [3, с. 22].

Во время проведения лекционных и практических занятий преподаватель постоянно должен помнить о том, что взрослые студенты и слушатели хотят не только усвоить содержание учебного материала по дисциплине, предусмотренное Государственным стандартом, но и ожидают проявления личного мнения преподавателя по тем или иным проблемным вопросам. Таким образом, преподаватель выступает больше не в роли наставника, а в роли равного, компаньона, коллеги, консультанта.

В основе нетрадиционных форм обучения взрослых лежат следующие принципы контекстного обучения [5, с. 120–125]:

-           Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание занятия должно передаваться в проблемной форме.

-           Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д. Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации. Опыт последних десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства. Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в форме деловой игры решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана.

-           Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

-           Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию или практическое занятие игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план — условный, игровой; второй план — реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

Таким образом, можно констатировать, что теоретические и технологические проблемы обучения взрослых в настоящее время находятся в России в стадии достаточно стабильного и неуклонного развития. Однако нынешние масштабы развития образования взрослых требуют значительно более широких и углубленных фундаментальных и прикладных психолого-андрагогических, философских и социологических исследований.

Андрагогика как учебная дисциплина и специальность в прикладном отношении способствует приобретению обучающимися умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди.

Все большее число преподавателей, специалистов различных отраслей экономики России понимают, что это необходимость современных реалий в образовании. Вот почему, несмотря на недостаточное теоретическое и научно-методическое обоснование, андрагогика все шире входит в практику обучения различных специалистов в качестве одной из ведущих учебных дисциплин.

 

Литература:

 

1.                  Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы// Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 9–12.

2.                  Колесникова И. А. Основы андрагогики. — М.: Академия, 2003. — 320 с.

3.                  Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых — Москва: Просвещение, 2005. — 128 с.

4.                  Лебедева Н. В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия // Научный диалог. 2013. № 4 (16). — С.12–17.

5.                  Марон А. Е. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. — СПб.: УРАО ИОВ, 2012. — 400 с.

6.                  Подольская Т. А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих (На примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов): диссертация доктора психологических наук: 19.00.07 / Т. А. Подольская. — Москва, 2005. — 360 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle