Особенности профессионального обучения взрослых | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.01.2015

Статья просмотрена: 8219 раз

Библиографическое описание:

Никулина, Н. Ю. Особенности профессионального обучения взрослых / Н. Ю. Никулина, Т. А. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14760/ (дата обращения: 25.04.2024).

Актуальность непрерывного обучения взрослых в современном мире обусловлена тем, что знания, а также мотивация к их постоянному обновлению, становятся общечеловеческой ценностью, важным фактором социального развития, средством повышения конкурентоспособности и эффективного рынка труда. Вместе с тем в настоящее время образование взрослых в России сталкивается с рядом проблем, которые замедляют процесс его развития, что существенно влияет как на социальный, так и экономический рост уровня жизни в нашей стране, уровня образованности и квалифицированности кадров.

Сегодня для многих преподавателей гуманитарных дисциплин, ведущих занятия с взрослыми, не секрет, что не все методы занятий со студентами заочной формы обучения или со слушателями курсов повышения квалификации хороши. Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с этим они утратили в какой-то мере навыки обучения. Многие преподаватели, да и студенты считают, что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого. Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни. Из этого следует вывод о том, что психологические особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению. В нашей работе мы попытались раскрыть основные особенности процесса обучения взрослых.

Решение этих проблем можно найти в рамках науки андрагогики, которая является самостоятельной наукой и занимается изучением специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы. В отечественной методике преподавания рассматриваются и анализируются различные аспекты проблемы, среди которых выступают ценность образования взрослых (И. Ю. Алексашина, Ш.Бюхлер, С. Г. Вершловский, В. В. Горшкова, М. Т. Громкова); цель и миссия образования взрослых (А. М. Новикова, В. П. Симонова, М. Н. Скаткина, М. Г. Тихонова и др.); содержание образования взрослых (В. П. Беспалько, А. А. Кузнецова, Т. С. Назарова и др.); оценка качества образования взрослых (О. А. Граничина, М. Ф. Королев, Е. В. Брызгалина и др.).

Под профессиональным обучением подразумеваются любые систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи [2, с. 14]. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека, в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

При организации профессионального обучения педагоги советуют учитывать следующие особенности взрослых людей [4, с. 15]:

1)                 осознанное отношение к процессу своего обучения;

2)                 потребность в самостоятельности;

3)                 практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;

4)                 наличие жизненного опыта — важного источника обучения;

5)                 влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. Эти методы отличаются от традиционного обучения по следующим критериям:

1)                 Научение в отличие от изучения. Традиционная система обучения сосредоточено на передаче ученику набора знаний, тогда как активные методы обучения направлены на раскрытие перед слушателем дополнительных практических возможностей в результате освоения новых умений и навыков.

2)                 Анализ общего «свода знаний» в отличие от изучения особенностей конкретных ситуаций и задач. Традиционная система обучения дает учащемуся средства для упорядочивания уже существующих фактов, освоения ранее созданных методов, она скорее обращена в прошлое. Нетрадиционные методы ориентированы на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, то есть ориентировано в основном на будущее.

3)                 Поиск правильного ответа в отличие от поиска приемлемого результата. В реальной жизни нет раздела «Ответы», как в школьном задачнике, и «правильным» зачастую оказывается ответ, позволивший решить проблему. Если для традиционной системы обучения типична плоскость «правильно — неправильно» то здесь возникает еще одна: «верно — неверно», которая позволяет найти больше вариантов решения задачи и провести экспертизу принятого решения. В практике нередки случаи, когда правильно (в соответствии с правилами или алгоритмами) принятое решение оказывается абсолютно неверным (с точки зрения требований реальной ситуации).

4)                 Контроль в отличие от самоконтроля. В традиционном обучении функции «контролера» выполняет преподаватель, в то время как в нетрадиционном образовании именно обучающийся является тем субъектом, осуществляющим контроль над своей деятельностью.

5)                 Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных. Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели — освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». А для активного обучения характерны предварительная оценка потребностей в обучении, и ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач.

Важным моментом обучения взрослых является незамедлительное применение изученного. Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того, чтобы использовать их в будущем, а также в получении ответов на вопросы, которых у них нет. Отметим, что данный принцип, как признают специалисты, справедлив для системы повышения квалификации [6, с. 51].

Развитие творческого потенциала личности как раз и определяет ценность обучения для взрослого человека. По мнению Васягиной Н.Н, учебно-познавательная деятельность взрослого человека есть средство сохранения и развития творческого потенциала личности, позволяющее не только адаптироваться к динамически меняющимся условиям деятельности, но и вносить вклад в созидание нового [1, с. 10–11].

Исследователь Кулюткин Ю. указывает на закономерность, согласно которой чем выше у человека наличный уровень образования, тем в большей степени он стремится к его повышению, и чем выше уровень знаний и культуры конкретного человека, тем больше, глубже и разнообразнее будет его потребность в дальнейшем образовании [3, с. 22].

Во время проведения лекционных и практических занятий преподаватель постоянно должен помнить о том, что взрослые студенты и слушатели хотят не только усвоить содержание учебного материала по дисциплине, предусмотренное Государственным стандартом, но и ожидают проявления личного мнения преподавателя по тем или иным проблемным вопросам. Таким образом, преподаватель выступает больше не в роли наставника, а в роли равного, компаньона, коллеги, консультанта.

В основе нетрадиционных форм обучения взрослых лежат следующие принципы контекстного обучения [5, с. 120–125]:

-           Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание занятия должно передаваться в проблемной форме.

-           Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д. Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации. Опыт последних десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства. Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в форме деловой игры решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана.

-           Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

-           Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию или практическое занятие игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план — условный, игровой; второй план — реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

Таким образом, можно констатировать, что теоретические и технологические проблемы обучения взрослых в настоящее время находятся в России в стадии достаточно стабильного и неуклонного развития. Однако нынешние масштабы развития образования взрослых требуют значительно более широких и углубленных фундаментальных и прикладных психолого-андрагогических, философских и социологических исследований.

Андрагогика как учебная дисциплина и специальность в прикладном отношении способствует приобретению обучающимися умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди.

Все большее число преподавателей, специалистов различных отраслей экономики России понимают, что это необходимость современных реалий в образовании. Вот почему, несмотря на недостаточное теоретическое и научно-методическое обоснование, андрагогика все шире входит в практику обучения различных специалистов в качестве одной из ведущих учебных дисциплин.

 

Литература:

 

1.                  Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы// Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 9–12.

2.                  Колесникова И. А. Основы андрагогики. — М.: Академия, 2003. — 320 с.

3.                  Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых — Москва: Просвещение, 2005. — 128 с.

4.                  Лебедева Н. В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия // Научный диалог. 2013. № 4 (16). — С.12–17.

5.                  Марон А. Е. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: моногр. — СПб.: УРАО ИОВ, 2012. — 400 с.

6.                  Подольская Т. А. Психологическое обеспечение дополнительного профессионального образования госслужащих (На примере повышения квалификации и переподготовки специалистов налоговых органов): диссертация доктора психологических наук: 19.00.07 / Т. А. Подольская. — Москва, 2005. — 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): традиционная система обучения, взрослый человек, профессиональное обучение, диалогическое общение, игровая деятельность, практик обучения, принятое решение, Россия, творческий потенциал личности, учебный материал.


Похожие статьи

Формирование диалогического взаимодействия...

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т. к. педагог выступает как передатчик

Основой данного компонента является умение придавать учебному материалу' диалогический характер.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт

При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Эта деятельность может быть организована и активизирована с помощью различных технологий обучения, поскольку практически

На основе анализа сущности учебного диалога, характерных признаков и особенностей диалогического взаимодействия в учебном процессе...

Интерактивное обучение как средство развития...

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей; 9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

Как известно, в традиционных формах обучения учебный материал подается в виде «информации о...». Процесс усвоения такого материала требует наличия у каждого обучаемого системы сформированных навыков познавательной деятельности.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности; – опыт совместной (командной) деятельности

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, студент, образование, компьютер, информация, возможность, виртуальная реальность, диалогическое общение.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя

которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.

Формирование диалогического взаимодействия...

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т. к. педагог выступает как передатчик

Основой данного компонента является умение придавать учебному материалу' диалогический характер.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт

При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Эта деятельность может быть организована и активизирована с помощью различных технологий обучения, поскольку практически

На основе анализа сущности учебного диалога, характерных признаков и особенностей диалогического взаимодействия в учебном процессе...

Интерактивное обучение как средство развития...

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей; 9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

Как известно, в традиционных формах обучения учебный материал подается в виде «информации о...». Процесс усвоения такого материала требует наличия у каждого обучаемого системы сформированных навыков познавательной деятельности.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности; – опыт совместной (командной) деятельности

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, студент, образование, компьютер, информация, возможность, виртуальная реальность, диалогическое общение.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя

которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.

Похожие статьи

Формирование диалогического взаимодействия...

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т. к. педагог выступает как передатчик

Основой данного компонента является умение придавать учебному материалу' диалогический характер.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт

При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Эта деятельность может быть организована и активизирована с помощью различных технологий обучения, поскольку практически

На основе анализа сущности учебного диалога, характерных признаков и особенностей диалогического взаимодействия в учебном процессе...

Интерактивное обучение как средство развития...

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей; 9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

Как известно, в традиционных формах обучения учебный материал подается в виде «информации о...». Процесс усвоения такого материала требует наличия у каждого обучаемого системы сформированных навыков познавательной деятельности.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности; – опыт совместной (командной) деятельности

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, студент, образование, компьютер, информация, возможность, виртуальная реальность, диалогическое общение.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя

которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.

Формирование диалогического взаимодействия...

Для традиционного обучения характерен чаще всего пассивный характер усвоения знаний большинством учащихся, т. к. педагог выступает как передатчик

Основой данного компонента является умение придавать учебному материалу' диалогический характер.

Педагогический потенциал игровых технологий в формировании...

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт

При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Развитие познавательной самостоятельности студентов...

Эта деятельность может быть организована и активизирована с помощью различных технологий обучения, поскольку практически

На основе анализа сущности учебного диалога, характерных признаков и особенностей диалогического взаимодействия в учебном процессе...

Интерактивное обучение как средство развития...

игровых ролей с индивидуальных творческих и способностей; 9) обучение решений в условиях регламента времени и элемента неопределенности в

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов.

Дидактические возможности деловой игры в контекстном...

Как известно, в традиционных формах обучения учебный материал подается в виде «информации о...». Процесс усвоения такого материала требует наличия у каждого обучаемого системы сформированных навыков познавательной деятельности.

Дидактические основы игровых технологий в обучении...

Младший школьный возраст — благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом

– эмоциональное и интеллектуальное напряжение в обучении и деятельности; – опыт совместной (командной) деятельности

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения, студент, образование, компьютер, информация, возможность, виртуальная реальность, диалогическое общение.

Подготовка учителей к проектированию личностно...

Процесс развития личности человека в юношеском возрасте характеризуется двумя

которого зависит от способности к взаимодействию его субъектов, диалогической активности.

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения.

Задать вопрос