Библиографическое описание:

Чемрова Е. С., Маковец Л. А. Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 377-379.

Современный мир характеризуется стрессовыми и экологически неблагоприятными внешними условиям, что приводит к повышению уровня тревожности [1].

Тревожность выступает ярким признаком школьной дезадаптации.

Тревожность влияет на школьную успеваемость, т. к. у школьников с повышенным уровнем тревожности меньший объем наглядно-образной памяти, ниже скорость восприятия и переработки информации [5]. Также повышенный уровень тревожности приводит к частым респираторным заболеваниям [6].

Высокий уровень тревожности обусловлен страхом получения плохой отметки, завышенными требованиями родителей, низкой физиологической устойчивостью к стрессу, заниженной самооценкой, страхом самовыражения [7].

Психолого-педагогическая практика предполагает несколько направлений работы по снижению уровня тревожности:

1.      Повышение самооценки ребенка

2.      Обучение ребенка умению управлять своим поведением

3.      Обучение ребенка расслаблению

Лучший способ снижения уровня тревожности через ощущение своего тела, через самовыражение, через творчество.

По Б. П. Юсову, в младших классах самовыражение носит процессуально-деятельный характер и проявляется в театральных постановках, лепке, игре с масками, танце.

Танец — это универсальное средство общения, эффективный фактор личностного и духовного роста, способ развития у него позитивной самооценки, мировосприятия, эмоционально-ценностного отношения к самому себе и окружающему миру.

Представление о танце как коммуникации было развито немецкой танцовщицей и хореографом Мери Вигман: «Танец — это живой язык, которым говорит человек… Танец требует общения прямого, т. к. его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело» [8].

В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан, но она не создала своей школы. Появление новых танцевальных форм и танцевальной педагогики связано с другими именами. Прежде всего стоит выделить австрийского философа, танцовщика и хореографа Рудольфа фон Лабана. Его учение было развито Ирмгард Бартениефф.

Среди пионеров следует также упомянуть Мэриан Чейс, Труди Шуп, Мери Уайтхаус, Лилиан Эспенак, Вильгельм Райх [8].

Методы танцевально-двигательной терапии помогают избавиться от ограничений, которые мешают ребенку наладить контакт с самим собой, с другими людьми и с миром в целом.

Техники танцевально-двигательной терапии на телесном уровне помогают восстановить и улучшить межличностную коммуникацию, тем самым повысить самооценку ребенка. Движение в контакте с другими помогает младшим школьникам развить более широкий спектр поведенческих возможностей (опыт групповой работы) [9].

Техники танцевально-двигательной терапии могут служить мостом между миром сознательного и бессознательного.

Абрахам Маслоу говорил, что «…так же, как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет высшие потребности, например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения» [2]. Танец позволяет человеку быть «видимым».

Методы и техники танцевально-двигательной терапии можно использовать в двух формах: индивидуальной и групповой. Групповая форма работы с использованием методов танцевально-двигательной терапии основана на том, что психолог направляет спонтанность движений участников и развивает их. Одна из главных тем групповой работы — «Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми».

Групповая сессия включает в себя три части: разогрев, его развитие и завершение. [4]

Разогрев помогает почувствовать свое состояние, включиться в группу, центрироваться. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность, готовность двигаться. Разогрев способствует началу осознавания своих чувств, мыслей, их связи с телом и движениями. Двигательное поведение может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Психолог должен быть чувствителен к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки. Также психолог помогает привести процесс движения к завершению с помощью обратной связи.

Примеры упражнений на тренировку расслабления:

-        зажимы по кругу;

-        потянулись-сломались;

-        насос и надувная кукла;

Примеры упражнений — разминок на снятие мышечных зажимов и телесных напряжений:

-        вибрация, переходящая в танец;

-        тряска-растяжка;

-        огонь-лед;

-        стряхни капли;

-        улыбающееся солнышко;

-        джангл.

Примеры упражнений на закрепление навыков падений; расширение двигательного репертуара; работа со «страхом жизненных падений» через игру:

-        путь падений;

-        подстрели друга.

Примеры упражнений на развитие коммуникативности:

-        групповая скульптура;

-        границы;

-        человек и его тень;

-        музыкант и музыкальный инструмент;

-        разговор по душам;

-        сиамские близнецы.

Рассмотрим некоторые упражнения более подробно:

УЛЫБАЮЩЕЕСЯ СОЛНЫШКО

Дети начинают двигаться по залу, концентрируются на ступнях, внимательно изучают движение своей левой ступни, затем правой. Двигаются, меняя ритм движения. Представляют, что у них на пятках появилось солнышко, показывают его всем, дарят его улыбку миру. А теперь солнышко перемещается на их локти. Дети показывают его улыбку. А теперь солнышко на их носу. Освещают все пространство им». (И так далее, указывая на различные части тела, меняя музыку от быстрой до медленной, в течение 20–25 минут.)

А теперь нужно представить, что солнышко поселилось в сердце, необходимо двигаться как хочет сердце (15–20 мин).

Примерные вопросы для обсуждения:

Что вы сейчас чувствуете в теле?

Когда было труднее всего двигаться?

Где было солнышко, когда было легче всего двигаться? [3]

ПОДСТРЕЛИ ДРУГА

Участники распределяются по залу и, приближаясь друг другу, дотрагиваются кончиком пальца, обозначая «выстрел». Ощутив прикосновение, участник начинает падать, как «подстреленный». Через несколько секунд он может «ожить» и вновь присоединиться к игре.

Инструкция: «Представьте, что вы — шпион, и у вас есть маленький шпионский пистолетик, ваша задача — подстрелить всех. Если вас подстрелили, то через несколько секунд вы «оживаете».

Через несколько минут озвучивается дополнительная инструкция: вам выдали другое оружие, большего калибра, теперь вы можете стрелять друг в друга на расстоянии.

Еще через несколько минут звучит следующая инструкция: у вас — помповое ружье, которое «разрывает» подстреленного, заставляя его подлетать.

Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы, ведь страх — это всего лишь источник силы». [3]

НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА.

Участники разбиваются на пары. Один — надувная кукла, из которой выпущен воздух, — лежит совершенно расслаблено на полу. Другой «накачивает» куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец, кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу «сдувают», вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление-напряжение, а также на парное взаимодействие. [3]

ГРУППОВАЯ СКУЛЬПТУРА.

Каждый участник — одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник (им может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:

-        действовать в довольно быстром темпе;

-        следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить». [3]

Данные упражнения не имеют определенного ограничения по возрасту и могут применяться для любых возрастных групп. Они направлены на снятие мышечных зажимов, снижение напряжения, повышение самооценки, развитие коммуникативности, развитие двигательного репертуара. Таким образом, мы можем предполагать, что методы и техники танцевально-двигательной терапии оказывают плодотворное влияние на снижение уровня тревожности.

 

Литература:

 

1.                  Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — № 5. — С. 111–117.

2.                  Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.; Изд-во Питер, 2008.

3.                  Козлов В. В., Гиршон А. Е., Веремеенко Н. И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. — СПб.; Изд-во Речь, 2005.

4.                  Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. Движущее воображение. — М.; Изд-во Когито-Центр, 2009.

5.                  Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / Акад. пед. и соц. наук, Моск. пед.-соц. ин-т. — М.; Воронеж, 2000.

6.                  Ковалева А. В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1–3 классов- Автореф. канд. дисс. / А. В. Ковалева.-М., 1999.

7.                  Гуров В. А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В. А. Гуров, Т. Н. Метелкина //Сибирский учитель. № 2, 2006.

8.                  Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.; Изд-во Речь, 2011.

9.                  Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг. Теория и практика. — СПб.; Изд-во Речь, 2010

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle