Библиографическое описание:

Филиппова Т. А. Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 44-47.

В статье поднимается серьёзная проблема современного начального образования — роль учителя в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения. Освещаются категории духовно-нравственного воспитания, основные задачи обучения предметной области «Духовно-нравственная культура народов России».

Человеческий капитал в современном мире является базовым ресурсом любой страны, фактором, обеспечивающим её стабильность и прогресс. Поэтому любое государство определяет политику в области образования, ориентируясь на то, как те или иные изменения обеспечат конкурентно способность страны в мировом пространстве и успешность жизни и деятельности каждого её гражданина. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 определяет основную образовательную стратегию развития первой ступени образования на ближайшие годы и вступает в силу с 1 января 2010 года.

Если раньше традиционной была задача дать ученику определённую сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве, то в настоящее время на первый план выдвинулась задача развития способностей обучаемого к непрерывному совершенствованию, самоопределению и адаптации в быстро меняющемся мире. В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму, его психолого-педагогической компетентности. Социально-деятельностный подход к трактовке понятия «психолого-педагогическая компетентность» позволяет определить её как способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме нормами и стандартами. Исходя из того, что стандарты меняются, особенности современной социально-образовательной ситуации предъявляют новые требования к педагогическим кадрам. В теории педагогического образования совокупность профессиональных требований к учителю называется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «педагогическое мастерство», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность» и др. Не вызывает сомнения утверждение о том, что средствами своего труда учитель содействует психическому развитию ученика. При этом главным его инструментом становится взаимодействие с учеником. Поэтому основой профессионализма учителя следует считать именно психолого-педагогическую компетентность (ППК) педагога. М. И. Лукьянова в книге «Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика и развитие» рассматривает психолого-педагогическую компетентность как согласованность (соуровневость) между его знаниями, практическими умениями и реальным поведением, демонстрируемым в процессе педагогического взаимодействия.

Основным критерием ППК учителя, по мнению автора, является направленность на ученика как ведущую ценность своего труда и потребность в самопознании и самоизменении, поиске способов совершенствования своей деятельности в соответствии с изменением личности учеников. Не секрет, что знание методики преподавания предметов различных областей знаний, их глубина и разносторонность не всегда приводят к желаемым результатам. Опытность учителя сама по себе не приводит к структурным изменениям в педагогической деятельности и не является в полной мере показателем его высокого профессионализма.

Лишь при наличии определённых личностных качеств можно говорить о ППК в деятельности учителя. Таким образом, следует рассматривать личность учителя в её внутреннем единстве, т. е. профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей, принятых в том или ином обществе. Следовательно, повышение психолого-педагогической компетентности невозможно рассматривать вне связи с развитием личности. Она, (компетентность), служит основным инструментарием для педагога, средством достижения психолого-педагогического результата. [4, с.14]

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показывает, что при отборе требований, обязательных для реализации на первой ступени обучения, разработчики этого государственного документа исходили из двух принципиальных позиций:

1.           «…признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования…в удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности…»;

2.           «… учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения…» [6, с.18].

В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (раздел 3.2) особое внимание уделяется новой для начальной школы образовательной области — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Целью введения нового учебного предмета в начальное образование было формирование у младших школьников первоначальных представлений о роли различных религий в становлении и развитии культуры человечества, понимания «значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества» [2, с.10]. Основными задачами обучения предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» являются:

1.           Воспитание способности к духовному развитию и нравственному совершенствованию;

2.           Формирование первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

В концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации по группам выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять анти нравственному влиянию.

Анализ научной литературы свидетельствует, что формирование духовно-нравственных основ человека, как одна из главных задач воспитания не переставала привлекать к себе внимание во все времена. Истоки разработки проблемы духовно-нравственного становления личности имеют место в античной философии (Платон, Сократ, Аристотель), в трудах римских стоиков (Сенека, Марк, Аврелий). В различные периоды проведено немало исследований, в которых раскрывается сущность понятий «духовность», «нравственность» (Н. А. Бердяев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, В. И. Слободчиков, В. С. Соловьёв, В. Д. Шадриков, П. С. Гуревич, И. Ф. Исаев, В. А. Сластёнин, Е. Н. Шиянов и др.). Определению сущности духовного и нравственного как взаимосвязанных направлений посвящены исследования Ш. А. Амонашвили, О. С. Богдановой, Б. Т. Лихачёва, В. А. Сухомлинского, Т. И. Петраковой, Н. Н. Никитиной, Т. И. Власовой и др. проблема духовности и нравственности получила освящение и в трудах классиков отечественной психологии — Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Кратко обратимся к понятийному аппарату таких категорий, как «духовность», «нравственность», «воспитание», их иерархическому порядку и взаимосвязи. Итак, в современной трактовке духовность обобщённо отражает ценности (смыслы) и соответствующий им опыт. Она обнаруживается в обращенности человека к системе высших ценностей, к идеалу, в сознательном устремлении к совершенству [5.34]. Нравственность представляет собой внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек (С. И. Ожегов). Согласно взглядам академика Б. Т. Лихачёва, нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование. Оно образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых, контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние духа детерминирует поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных воздействий [3, с.37]. В исследовании Н. П. Шитяковой так же подчёркивается взаимосвязь духовного и нравственного. Как связующее звено в содержании этих понятий автор выделяет духовные ценности. На этом основании раскрывается сущность духовно-нравственного воспитания: это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение детей к одной из существующих систем духовных ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними [8, с.29].

О роли и месте учителя в воспитании и образовании писали многие выдающиеся умы — педагоги, писатели, религиозные деятели. В качестве основных характеристик отмечалось, что это должно быть «Сословие лиц чистейших, богом избранных, святых» (Феофан Затворник), «всесторонне образованные христиане» (К. Д. Ушинский), «Личности, обладающие стойкими нравственными качествами… Доброта, искренность, убеждённость и другие нравственные качества имеют обаятельное влияние на всякую, но особенно на детскую душу. Добродетельный, возвышенный учитель всякого привлекает, холодный, лишённый добрых чувств, отталкивает нас. Искренние чувства служат той открытой дверью, через которую происходит нравственное общение наставника и питомца, — общение, при котором каждый звук, исходящий из уст учителя, каждая черта, каждое движение облекаются ореолом всей личности» (И. А. Сикорский) [1, с.72].

Не вызывает сомнения утверждение о том, что духовно-нравственное оздоровление общества и в первую очередь детей и молодёжи — это проблема педагогическая. Роль системы образования в решении этой задачи исключительная, так как именно она может выступить фактором и педагогическим механизмом, способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. Поэтому образовательные учреждения должны стать культурно-просветительским центром для всего населения, видящим своё предназначение не столько в том, чтобы давать знания, сколько в том, чтобы воспитывать истинного гражданина своего Отечества, способного достойно организовать собственную жизнь. Здесь уместно вспомнить слова профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, который в качестве главной задачи образования рассматривает «созидание образа, возведение личности на высокий духовно-нравственный уровень, делающий её полноценным членом человеческого общества, а затем приобретение человеком профессиональных знаний и навыков, необходимых для его жизни, причём они получают свою реальную значимость и смысл лишь в контексте созидания образа…» [7, с.104]. Таким образом, в связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания возникла проблема «исполнителя». Всякая прогрессивная педагогическая идея должна найти отклик в душе учителя. Появилась потребность в кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей. Это требует обновления сферы образования и изменения системы подготовки педагога. Акцент на формирование у ребёнка суммы знаний, умений и навыков не адекватен современной школе.

Образование должно быть ориентировано не на изучение предметов, а на развитие личности посредством предметов. Так, П. Ф. Каптерев указывал на то, что на первом плане должна стоять личность, субъект, его интерес, а предметы — только средства. Известно, что духовно-нравственная культура человека берёт истоки в народном эпосе, легендах и сказаниях, преданиях и былинах, пословицах и поговорках, поэтому Концепция духовно-нравственного воспитания предполагает использование всех предметов, особенно гуманитарной направленности.

Начальная школа — это благодатный период, для приобщения к философии жизни, т. к. в этом возрасте у ребёнка возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, личности, взаимоотношениям людей и т. п. Младший школьник открыт для диалога на самые различные темы. Современный учитель начальных классов должен осознать, что его роль заключается не столько в том, чтобы научить ребёнка чтению, письму и счёту, сколько в том, чтобы научить его как стать хорошим человеком, вызвать у него стремление к духовному росту. Готовность педагога к духовно-нравственному воспитанию — есть динамическая характеристика личности, которая включает психолого-педагогическую компетентность в области духовно-нравственного воспитания и направленность личности, способствующую приобщению школьников к системе духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения детьми личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения. Особое значение в решении данного вопроса отводится организации и эффективности научно-методической работы, обновлению содержания и повышению качества деятельности школьных методических объединений учителей начальных классов, а так же администрации учебного заведения. Реализация и внедрение в учебный процесс начальной школы Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения требует от учителей:

· перестроить свою педагогическую деятельность с позиции системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию;

· соотнести основные положения и требования нормативного правового акта с теми программами и учебниками, по которым они работают;

· грамотно проанализировать свою деятельность;

· определиться с тем, в каком объёме и по каким вопросам или предметами им необходимо повысить свою компетентность.

Кроме того, «…В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведение комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций…» [6, с.55].

 

Литература:

1.   Бабаян А. В., Сикорский И.А. О нравственном воспитании// Педагогика. 2011. № 10.

2.   Виноградова Н. Ф. О стандарте начального образования второго поколения//Начальное образование.2010. № 6

3.   Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. М., 2009.

4.   Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М., 2004

5.   Петракова Т. И. Сердечность воспитания (О духовно-нравственном воспитании)//Педагогика. 2012 № 7.

6.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//Вестник образования.2009 № 3

7.   Чернилевский Д. В., Петракова Т. И. Духовные и нравственные ценности детей и молодёжи// Педагогика. 2010. № 3.

8.   Шитякова Н. П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьника. Уфа, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle