Библиографическое описание:

Поворов А. М. Физкультурно-оздоровительная работа как фактор социализации личности младшего школьника // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 40-42.

Тенденция к падению уровня здоровья среди школьников продолжается и в наше время. За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа реагирует на эти изменения. Педагоги осознают необходимость использования всех возможностей образовательного учреждения для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Поэтому в последние годы проблема сохранения здоровья и развития детей физически является проблемой социальной.

В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию, направленному на формирование физической культуры личности школьника и сохранение его здоровья. Установка  на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Конкретными задачами учителя физкультуры в начальной школы являются:

¾                формирование у учащихся интереса к занятиям физической культурой;

¾                формирование понимания смысла занятий физической культурой и спортом;

¾                обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности;

¾                обучение навыкам рациональной двигательной деятельности.

В рамках реализации ФГОС изменился подход к формированию физической культуры. До ФГОС преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше внимания уделялось культуре этой деятельности. Сейчас необходимо совершенствовать вторую составляющую – культуру (культуру движений, спортивного поведения, внешнего вида, взаимоотношений «учитель-ученик» и «ученик- одноклассники»)

В течение многолетней педагогической деятельности я занимаюсь формированием физической культуры на уроках физкультуры, в массовой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, привлекая к таким мероприятиям родителей и организовал тренировки определенным видом спорта – бадминтоном.

Формирование двигательных умений и навыков на уроках в начальных классах проводится согласно учебной программе, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять движения, воспитывает у них готовность усваивать новые двигательные действия.  Учитывая всё это,  я на уроках поддерживаю высокую степень двигательной активности.

Кроме того, многолетний опыт работы с учащимися показывает, что однообразие и однотипность и уроков, и этапов на уроке отбивает интерес  и желание заниматься физкультурой у школьников, а лучший, и учебный, и воспитательный результат получается тогда, когда опираешься на успех ученика.

Таким образом, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:

¾                работа должна проводится систематически;

¾                важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы;

¾                отсутствие однообразия на уроке;

¾                задания должны быть посильными;

¾                индивидуальная форма оценивания;

¾                создание ситуации успеха.

Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителей и родителей учащихся над укреплением здоровья детей. Элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры используются на других уроках и переменах: физкультминутки, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности, активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе, упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Второе направление работы учителя физической культуры: внеурочные занятия и массовые спортивные мероприятия, которые способствуют повышению уровня двигательной активности детей; содействуют  организации активного  отдыха школьников; удовлетворяют их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании и формируют интерес к занятиям спортом; развивают социальную активность школьников.

Внеурочная работа является составной частью общей системы физического воспитания детей школьного возраста, обогащает последнюю специфическим содержанием и разнообразием форм организации занятий,  и при единстве целевой направленности отличается от нее следующими особенностями:

Внеурочная работа осуществляется на добровольных началах. Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов учащихся и условий школы: учащимся предоставляется возможность  выбора видов занятий в соответствии с их желаниями.

Внеурочная работа строится на основе общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителя физического воспитания.

Педагогическое руководство в процессе внеурочной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся в проведении различных форм внеклассной работы.

Организация внеурочных занятий физической культурой и спортом в школе вменяется в обязанность учителю физической культуры как специалисту-профессионалу и оплачивается в ус­тановленном порядке.

Для внеурочных занятий физическими упражнения­ми характерна спортивная направленность. Если занятия в режиме учебного дня объединяют учеников преимущественно одного класса, то внеклассные занятия охватывают детей различных классов.

Успешной организации внеурочной работы по физической культуре  и спорту способствует создание некоторых условий:

¾                тесная связь с учебной работой, как в содержательном, так и в организационном плане;

¾                доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих возможность привлечения широкого круга школьников к занятиям физической культурой и спортом;

¾                включение внеурочных занятий по физической культуре и спорту в систему всей внеурочной образовательно-воспитательной работы школы с соблюдением преемственности принципов и методов, при широком участии ученического актива;

¾                использование помощи родителей,  спонсоров в содействии материально-техническому обеспечению  спортивной базы; организации внеурочных физкультурных мероприятий и занятий в секциях, командах, кружках.

Уже четвертый год в школе ведется курс внеурочной деятельности «Корригирующая гимнастика». Этими занятиями в начальной школе ежегодно охвачены все 100% учеников 1 - 2 классов; ребята из 3-4 классов занимаются в секциях боевых искусств..

В рамках реализации регионального проекта «Спортивная суббота» проводятся мероприятия по параллелям. Наиболее крупные: «День спорта», «День здоровья», соревнования «Большие прыгалки», «Веселые старты», «Быстрее, выше, сильнее», соревнования по детскому спортивному многоборью, смотр строя и песни. Все мероприятия проходят с обязательным участием родителей, которые являются не только пассивными наблюдателями и болельщиками, но и активными участниками.

Все эти мероприятия кроме спортивно-оздоровительного эффекта, помогают детям обрести уверенность в себе; самостоятельность, независимость; активность; формируют лидерские качества. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным общим спортивным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха

Особенностью внеурочной работы в нашей школе является организация освоения учащимися, первую очередь учащими начальных классов, вида спорта - бадминтона.

Бадминтон идеально приспособлен для общефизической подготовки школьников .

Бадминтон позволяет в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их правильному овладению большим арсеналом основных двигательных навыков (ходьбой, бегом, прыжками, ударами, приседаниями, выпадами и т.д.), поможет укрепить вестибулярный аппарат и здоровье в целом. Бадминтон развивает физическую реакцию, острое зрение, повышает скорость мыслительных процессов, способствует нормализации веса, дает детям необходимую энергетическую разрядку.

Важно заметить, что бадминтон не требует больших финансовых затрат и те возможности, которые существуют в нашей школе, вполне приемлемы для его организации. Бадминтонные площадки помещаются в школьном спортивном зале. При правильной постановке обучающего процесса в зале могут одновременно заниматься более 20 человек. Бадминтон является своеобразным университетом движения человеческого тела, средством обучения многообразным двигательным навыкам. Чем они выше по своему уровню и чем богаче их запас, тем успешнее человек справляется с незнакомыми для него двигательными задачами. Высокая культура двигательных навыков позволяет быстро довести нужные движения до автоматизма и тем самым освободить сознание для решения других задач.

Пожалуй, ни один вид спорта не обладает такой богатой палитрой движения кисти, микродвижений пальцев, как бадминтон. Надо отметить, что мелкие движения пальцев – довольно сложный вид деятельности: они требуют гораздо большей координации со стороны нервной системы, чем простые силовые движения всей руки. Для успеха игры в бадминтон почти каждое движение должно быть «умным». У бадминтонистов есть такая поговорка: «Играй сначала головой, затем – ногами и только потом – рукой». Здесь не надо бежать раньше, чем сообразит голова. Более того, она должна побольше думать, чтобы давать иногда покой ногам. Это способствует расслаблению мышц, восстановлению физических и духовных сил.

Значительное интеллектуальное начало бадминтона определяется и тем, что это игра рукой, роль которой в умственном развитии человека общеизвестна. Недаром И. Кант определял значение руки как «вышедшего наружу мозга». Считается, что движение кисти в момент соприкосновения ее с ручкой ракетки активизирует деятельность коры больших полушарий мозга.

Основателями российского бадминтона были в основном люди умственного труда. Игра прельщает их тем, что в ней они видят хорошую возможность переключиться с одной «умственной» деятельности на другую – спортивную.

Бадминтон – вид спорта не травматичный, неконтактный, он демократичен и доступен всем: и маленьким, и большим, и толстым, и тонким.

Бадминтон — это семейная игра. Развитие его в школе – это возможность «расшевелить» как родителей, так и детей, дать им тот вид спорта, которым может заниматься каждый.

Таким образом, главными критериями эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в школе необходимо считать:

¾                отношение детей и родителей к различным формам физкультурно-спортивной деятельности;

¾                степень включенности в занятия различными, ими выбранными, видами физической культуры и спорта;

¾                рост (или сохранение) индивидуальных показателей физической подготовленности.

Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, физической культурой, занятиям физической, занятиям физической культурой, занятий физической культурой, физического воспитания, физической культуры личности, формированию физической культуры, внеурочных занятий, внеурочных занятий физической, основами физической культуры, формированием физической культуры, Элементы физической культуры, учителя физической культуры, области физической культуры, средств физической культуры, смысла занятий физической, учителю физической культуры, коллектив физической культуры, занятиям физической культурой и.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle