Библиографическое описание:

Новичкова Е. В. Повышение эффективности уроков литературного чтения за счет использования ТРИЗ-технологий // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 34-37.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в качестве первостепенной задачи, стоящей перед современной школой, ставят задачу повышения качества обучения. Решение этой задачи требует от учителей поиска новых путей организации образовательного процесса. В свете реализации требований ФГОС в начальной школе одной из главных задач учителя стало обеспечение условий для формирования творческой личности младшего школьника. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у младших школьников “умения учиться”, т. е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Литературное чтение — один из важнейших предметов в системе начального школьного образования. В нём сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Художественной литературе принадлежит также огромная роль в формировании духовного мира учащегося. Она открывает ребёнку мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Повышение эффективности урока литературного чтения — залог повышения качества обучения и воспитания в целом. Успешному формированию познавательных УУД на уроках «Литературного чтения» способствуют ТРИЗ-технологии.

При планировании уроков я опираюсь на технологии, разработанные авторами учебника Н. Н. Хоменко, А. В. Корзун, Т. А. Сидорчук. «Развитие творческого воображения и мышления дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ».ТРИЗ-технологии помогут повысить эффективность любого урока, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе, в том числе и урока литературного чтения. При использовании ТРИЗ–технологий, зная её основы, и систематически применяя в своей работе, я свободна в выборе форм урока, методов, приёмов, позволяющих раскрыть идею произведения. На подготовку к уроку уходит минимум времени, но урок максимально эффективен, благодаря своей организации. В своей работе я на уроках литературного чтения использую следующие приёмы ТРИЗ:

•модель «Элемент — имя признака — значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

•«Да-нетка» — приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

•приём «Морфологический ящик — копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: на литературном чтении — копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

•приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик героев литературных произведений

•«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения. Проанализировав произведение можно предложить детям составить «загадалки» (закодированный или таинственный текст) про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». Разгадывать загадалки можно с помощью игры «Да — нет».

Затем учащиеся сами закодируют всем известных героев. Поэтому и составив две модели загадалок: «Герой — его действие — следствие из этого действия» и «Герой — его свойство — следствие из этого свойства». Также выяснили, с помощью каких слов можно кодировать объект произведений и их действия: Кодирование объекта. Его действие. Следствие из этого действия. Он, она, они, некто, некоторые, кое — кто. Что делал, что делает, что будет делать. Для одного объекта или группы объектов. Представленный подход может служить перспективной основой для построения технологий по обучению детей пониманию смысла сюжетных произведений, созданных средствами изобразительного искусства. На основе мини-исследований, которые проводятся детьми по сюжету произведений, составляется копилка черт героев, паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов. В основе любого паспорта лежит модель «Элемент — Имена признаков — Значения признаков»– основного инструмента для обучения построению информационных моделей. Итогом изучения темы будет паспорт жанра. Дети свободно ориентируются в жанровом многообразии произведений, представленных в учебниках по «Литературному чтению». Для того чтобы дети полнее прочувствовали характер героя, его поступки и следствия этих поступков, существует методика «5 вопросов герою», когда дети продумывают, что они могут спросить у героя.

На основе приемов и методов ТРИЗ –технологии по литературному чтению составлен мной урок в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Тема: Анализ проблем героев с помощью приема «Литературная загадалка» по произведению В. Драгунского «Дымка и Антон».

Цели: Обучающий аспект: учить детей кодировать содержание литературных произведений, формировать умения задавать вопросы, сужающие поле поиска неизвестных объектов, развивать способности к анализу ситуаций через анализ текста. Развивающий аспект: развивать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание.Воспитывающий аспект: воспитывать чувство доброты, уважение и любви ко всему живому.

Задачи: Формировать культуру чтения через умения ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию. Развивать речь учащихся, используя технологию креативного мышления. Воспитывать чувство доброты, уважения, любовь ко всему живому.

Оборудование: Выставка книг В. Драгунского, карточки с характеристиками героев, схема загадалок, таблицы — заготовки (объект — описание объекта — действия, поступки), фломастеры.

Структура урока

I.Организация урока. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Виктора Драгунского «Дымка и Антон». Рассмотрим этапы урока. Какие еще произведения Виктора Драгунского вы знаете? (выставка книг В. Драгунского)

II. Знакомство с текстом (стр. 87, учебник литературного чтения Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева).

1.Чтение рассказа.

Прочитаем рассказ В. Драгунского и постараемся запомнить героев рассказа и события, происшедшие с ними. (По ходу чтения работа над словом «галифе».)

—От чьего лица ведется повествование? (Я) Как зовут героя? (Дениска). Почему? На сколько частей автор разделил свое произведение? (2). Обратимся к 1 части? С кем подружился наш герой?

2. Работа по 1 части произведения

Создадим паспорт к нашим литературным героям (Работа в группах)

Паспорт литературного героя (примерные ответы)

Имя

Дымка

Создатель

В. Драгунский

Прописка

«Дымка и Антон»

Внешний вид

Красивые глаза, лохматая, в шерстяных галифе…

Личные качества

Добрая, красивая, спокойная, умная…

 

Имя

Антон

Создатель

В. Драгунский

Прописка

«Дымка и Антон»

Внешний вид

Три ноги.

Личные качества

Бродяга, забияка, вор, умный…

Анализ работ. Узнай героя (Собираются паспорта)

—Давайте узнаем героев по паспорту, составленной вами. Какая Дымка? (внешний вид) Какой Антон? Какие личные качества героев? (разные) Почему Антон, имея хозяина, потерял ногу. (Был бродяга, пропадал) А что хорошего было в Антоне? (Подтвердите словами из текста)

—Автор заканчивает первую часть так. «И вот что однажды было»

III. Кодирование загадалок

Сейчас мы и посмотрим, кто из нас был внимательным при чтении рассказа. Я закодировала с помощью загадалки одного из героев данного произведения. Какая игра поможет нам отгадать загадалку? (Да — нет)

На экране загадалка: Кто-то отправился куда-то,

И поэтому что-то исчезло.

— Какие объекты необходимо разгадать в загадалке? (Слова, названные детьми — подчеркнуть).Кто-то — это кто?(Примерные вопросы детей) Раз это кто-то, то это живой объект? (да). Это собака(да). Он живет у хозяина? (да) У нее 3 ноги (нет). Она добрая, спокойная(да)

— Давайте уточним загадалку? Какая часть загадалки неточная? (первая)

— Вы согласны с причиной пропажи кости? Какое словосочетание вставим вместо неверного? (Что- то оставил). Прочитайте исправленную загадалку.

Кто- то оставил что-то,

И поэтому что-то исчезло

Докажите правильность концовки нашей загадалки отрывком из текста. Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет. Почему это произошло? Нам придется в этом разобраться.

Физминутка

IV. Работа по заполнению таблицы описания героев.

1.- Я знаю, вы тоже умеете составлять загадалки. Но для того, чтобы они получились интересными, необходимо собрать как можно больше информации о героях и разобраться в их поведении. В этом нам поможет таблица.

—Скажите сколько литературных героев в этом рассказе (5)(Действия мамы разбираются устно)

Примерные ответы учащихся

Объект

Свойства характеров объекта

Действия и поступки

объекта

 Проблема

Дымка

Спокойная, гордая,

умная

Погналась за Мурзиком, потеряла кость, безответственная, доверчивая

Простить или не простить

 

Объект

Свойства характеров объекта

Действия и поступки

объекта

 Проблема

Мурзик

Просто кот. Спокойный

Убегал от Дымки.

Спастись

 

Объект

Свойства характеров объекта

Действия и поступки

объекта

 Проблема

Антон

Хитрый, ловкий, нахальный,

Цапнул, удрал, рассмеялся, нет совести

Осознать и повиниться

 

Объект

Свойства характеров объекта

Действия и поступки

объекта

 Проблема

Дениска

Наблюдательный, любит собак

Наблюдал. Сумел найти нужные слова

Помирить друзей

В таблице указаны только герои. Описание героев и их действия вы найдете в тексте. Работать лучше в группах. Каждая группа собирает информацию из текста об указанных в таблице объектах. Постарайтесь соотнести свойства характеров объектов и их действия.

2. Проверка выполненных работ. (На доску вывешиваются готовые таблицы.) Обучающиеся в межгрупповой работе сравнивают работы друг друга, по мере необходимости, дополняют таблицы. Для дополнения информации, выдаются работы ребят, но с другими объектами. (Снова вывешиваются на доске)

В межгрупповой работе дополните информацию, но только с другими объектами.

—Как вы думаете, кто главный герой в этом рассказе? (Дымка, Антон)А я думаю, что Мурзик, (мое мнение, …дети доказывают) если бы не появился Мурзик, то истории бы этой не было. Давайте рассмотрим нашего героя.

Мурзик

Просто кот. Спокойный

Убегал от Дымки.

Спастись

-Почему он убегал? (спасал свою жизнь)Он решил свою проблему?

Дымка

Спокойная, гордая,

умная

Погналась за Мурзиком, потеряла кость, безответственная, доверчивая

Простить или не простить

-Почему Дымка умная, спокойная побежала за Мурзиком? (не любила кошек, все собаки так делают)

—Она расстроилась, когда увидела, что косточки нет, но рядом был Антон.

—Как она поняла, что косточку утащил Антон? (подтвердите словами из текста)«Она посмотрела…,что у него нет совести и отошла». Что произошло с Дымкой (обиделась) обида (слава открываются на доске)

Антон

Хитрый, ловкий, нахальный, вор.

Цапнул, удрал, рассмеялся, нет совести

Осознать и повиниться

-А как ему простишь, когда он цапнул, удрал, рассмеялся, и у него нет совести. Кто помог в этом разобраться? (Денис)

Дениска

Наблюдательный, любит

Собак.

Наблюдал. Сумел найти нужные слова

Помирить друзей

-Почему Дениска решил помочь друзьям? Сумел ли Антон найти нужные слова? Простила ли Дымка Антону? Как она это сделала?(подтвердите словами из текста)«Она посмотрела,…простила, значит». Почему Дымка сумела простить Антону, он же бродяга, вор и у него нет совести (угрызение совести)Может он в этом и не виноват, что своровал косточку? (это жизнь его научила добывать пищу и выживать…, потом понял, так, как он был умнеющий на редкость

Надо ли в жизни прощать. Какое жизненное правило, мы вывели? (умение прощать)В зеленных конвертах есть пословицы, какая из пословиц подойдет к нашему произведению. (Только сильные умеют прощать.)

1.                 Сильнее всех побед прощение.

2.                 Тех, кого любишь — прощаешь.

3.                 Мы должны научиться прощать.

4.                 Только сильные умеют прощать.

Для чего мы так подробно анализировали героев и их поступки? (Чтобы придумать загадалки)

V. Самостоятельное составление загадалок обучающимися.

1.Модель загадалки. Вы умеете составлять загадалки самостоятельно, только хотелось бы уточнить модель загадалки.

Модель загадалки

Кодирование объекта

Его действия или характер

Следствия из этого действия

Он, она, они, некто, кое-кто.

Что делал? Что делает? Что будет делать? Какой он по характеру?

Для одного объекта или группы объектов.

Кто — то Что- то

 О1 действие О2 следствие

2. Распределение обязанностей.

Работать будем в группах. Каждая группа будет сочинять загадалку про своего героя. Работать нужно тихо, чтобы другие не услышали имени вашего героя. Далее ученикам раздаются конверты, в которых вложены имена героев: Антон, Дымка, Дениска, Мурзик. (Если дети предпочтут работать самостоятельно, препятствовать не следует).

3. Отгадывание загадалок.

4. Вывод по данному этапу.

VI. Итог урока.

1. Рефлексия.

Для чего мы использовали прием «литературная загадалка» на уроке? (На основе характеристики и анализа проблем литературных героев сужали поле поиска.)- Вы поняли, как решились проблемы в этом произведении? (Дымка простила Антону)- Могла ли подобная ситуация произойти с людьми? (Аллегория — художественное сравнение в образах и в поведении животных обретает переносное значение).

—Вы когда-нибудь прощали? Я не буду спрашивать, когда и кого прощали — это личное. У христиан есть прощеное воскресенье, все просят прощение друг у друга.

4. Оценивание

5.Домашнее задание. Перечитать произведение. Написать мини сочинение по теме «Мое отношение к Антону» или «Мое отношение к Дымке». Хочется закончить урок пословицей: «Кто добр поистине, тот умеет легко прощать»

Освоение материала на таких уроках даётся детям легче. Учащиеся проявляют больший интерес к учёбе. Чтение произведений становится не формальной подготовкой к ответу на уроке, а потребностью к познанию, самосовершенствованию. На каждом уроке учащиеся, работая с произведением, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта, а так же открывают мир прекрасного, обогащая свой духовный мир.

Выбор ТРИЗ-инструментов зависит от целей, которые я вставлю перед собой на конкретном уроке, уровня сложности произведения, уровня развития способностей учащихся, степени проявления интереса и личного опыта в плане применения элементов данной технологии.

 

Литература:

1.      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: 2011

2.      Основной сайт проекта «Джонатан Ливингстон» — http://jlproj.org

3.      Нестеренко А. А., Алешина О. В. Анализ характеров героев через их отношение к проблемной ситуации. /Педагогика + ТРИЗ. -Гомель, «Система ТРИЗ-ШАНС», 1998. // [WWW-документ] URL http://www.trizminsk.org/e/prs/233024.htm

4.      Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры «Да-Нет» -1998 — sid@mail.uln.ru, jlproj@gmail.com

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle