Библиографическое описание:

Мойсеенко М. В. К вопросу о технологической культуре педагога // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 26-28.

В статье рассматриваются проблемы обновления технологии обучения, становления и формирования технологической культуры, включения духовного начала в технологию.

Образование является важнейшим общественным институтом, отражающим качество уровня развития нации. Оно связывает прошлое с настоящим, настоящее – с будущим. Любые глобальные проблемы общества касаются образования, поэтому, обсуждая проблемы образования, необходимо учитывать весь спектр накопившихся проблем в развитии страны. Следует также иметь в виду, что образование является важнейшим средством решения социальных проблем.

Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняет и определяет жизненную стратегию человека. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.

Роль педагога в обществе рассматривается в системе общественных отношений, их становлении и развитии. Педагог способствует удовлетворению потребностей общества. Сегодня всё больше внимания уделяется готовности специалиста к профессиональной деятельности, которая заключается в усвоении специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в умении прогнозировать цели и результаты педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятии самостоятельных решений.

В настоящее время в отечественное образование интенсивно внедряются разнообразные инновационные модели обучения. Овладение ими – задача педагога, поскольку знание различных образовательных технологий – залог их профессиональной мобильности, быстрого включения, адаптации к условиям «развивающейся школы» [5, с.3]. Следует подчеркнуть, что сейчас повышение технологической культуры педагога является общепризнанной и актуальной задачей. Неудовлетворенность педагогической практикой обычно связывают с разрывом между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалистов. Философия гуманистического образования в условиях развивающейся демократии направлена на активизацию педагогического канала трансляции культуры, приобщение к культурным и нравственным ценностям общества. Если подойти к рассмотрению вопроса со стороны технологии педагогического труда, то можно выделить следующие противоречия:

- между социальным заказом по подготовке учителей и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов

по его реализации;
 - между необходимостью оптимизации процесса подготовки специалистов и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее обеспечению;

- между философией образования и способами управления учебной деятельностью.

Обращаясь к профессиональной подготовке специалиста, следует помнить, что одной из центральных задач обучения является формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменению мира. В процессе преподавательской деятельности педагог отбирает то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий организации и проведение учебного процесса. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию [2, с.89]. Неоднозначное толкование «педагогической технологии» связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

1)            процессуальный – педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса;

2)            инструментальный – как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;

3)            личностный – как компонент педагогического мастерства педагога, умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий, процедур;

4)            системный – как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

нравственным ценностям общества. Если подойти к рассмотрению вопроса со стороны технологии педагогического труда, то можно выделить следующие противоречия:

- между социальным заказом по подготовке учителей и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов

по его реализации;
 - между необходимостью оптимизации процесса подготовки специалистов и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее обеспечению;

- между философией образования и способами управления учебной деятельностью.

Обращаясь к профессиональной подготовке специалиста, следует помнить, что одной из центральных задач обучения является формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменению мира. В процессе преподавательской деятельности педагог отбирает то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий организации и проведение учебного процесса. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию [2, с.89]. Неоднозначное толкование «педагогической технологии» связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

5)            процессуальный – педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса;

6)            инструментальный – как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;

7)            личностный – как компонент педагогического мастерства педагога, умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий, процедур;

8)            системный – как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

технологической культуры педагога предусматривает рассмотрение также и следующих аспектов;

- как используются известные дидактические принципы; научности (знание современных технологий и научных достижений, например разработка и применение электронных учебников, создание Web-портала учебно-научного назначения), наглядности (использование аудиовизуальных средств на учебном занятии, графическое моделирование учебной информации), историзма, преемственности с другими дисциплинами, полезность и связь с жизнью, единство обучения и воспитания, гуманизация образования и воспитательная направленность, индивидуально-личностный подход к обучению творческой деятельности.

Особое место занимает формирование технологической культуры, которая предполагает изучение и использование современных компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения технологий, методы борьбы с загрязнением окружающей среды, освоение культуры труда;

 - планирование и организация педагогического процесса, психология человеческого общения, культура человеческих отношений, освоение основ предпринимательской деятельности и основ творческой деятельности, выполнение творческих проектов: определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, исследование этой идеи, планирование, организация и выполнение работы и её оценка.

Педагогическому образованию может грозить технократичность, если в технологию обучения и воспитания не будет включено духовное начало. Между прагматическим и духовным компонентами педагогической культуры существует органическая связь. Педагогический труд связан с непосредственным участием человека в воспроизводстве культуры и её развитии. Задача педагогического образования и состоит в том, чтобы вооружить будущего педагога средством приумножения культуры общества и отдельных её представителей.

Одна из основных технологических процедур контроль, ко­торый является составной частью педагогического управления учебной деятельностью. Контроль необходим как способ, опреде­ляющий состояние всей системы педагогического процесса. В про­цессе обучения контроль выступает в качестве диагностического этапа педагогического управления. Он неразрывно связан с целью и результатом. С его уча­стием в процессе обучения устанавливаются связи между норма­тивными показателями и реально достигнутым уровнем форми­рования технологических умений. Выявленное соответствие спо­собствует регулированию процесса обучения. Нормы задаются в целях и отражаются в ожидаемых результатах. Нормативные пока­затели составляют критерии оценки полученных результатов. Про­цесс обучения, как и всякий производящий процесс, имеет свои параметры оценки реальных результатов, применяемые для их срав­нения с заданными целями. Чтобы определить эффективность про­цесса обучения, необходимо выяснить, насколько нормативные требования соответствуют тем изменениям, которые наступают в ходе педагогического влияния на внешние и внутренние факторы учебно-педагогической среды и объект-субъектные воздействия.

Быстрые темпы развития нашего общества поставили перед педагогическим образованием и практикой новые проблемы, свя­занные с подготовкой профессиональных кадров. Среди них — задачи повышения профессиональной компетентности педагога, формирование профессионально-ценностного отношения к лич­ности, расширение культурологических функций педагогической деятельности. Особое место занимает технологическая и методическая под­готовка учителя, овладение научным знанием о процедурах уп­равления учебной деятельностью. Технологическая подготовка педагога связана с проблемами интеллектуального, активного обуче­ния, с развитием творческой личности, воспитанием профессио­нальной направленности мышления, реализацией исследователь­ского принципа в организации учебной познавательной деятель­ности будущего педагога.

Сегодня мы наблюдаем прогрессивные тенденции в развитии педагогического образования в области создания гибких техноло­гий, активизации личностного потенциала, педагогической регу­ляции учебной деятельности, адаптации учебных программ к ин­дивидуальным особенностям. Но пока это только зарождающиеся начинания, еще не получившие статуса нормативного процесса. Сегодня они не стали постоянно действующими факторами в силу ряда причин и, прежде всего, из-за технологической не разработан­ности дидактического процесса и некоторого отставания теории от запросов практики. Современные тенденции развития образования дают основа­ние предполагать, что формы и методы обучения становятся все более разнообразными, наблюдается информатизация педагоги­ческих специальностей, повышается уровень требований к педа­гогу. В ближайшем будущем следует ожидать позитивных измене­ний в уровне квалификации педагога. Новые технологии требуют от специалиста адекватных профессиональных умений и навыков. Педагогам, работающим в разных сферах образования, необходи­мы глубокие знания психологии и педагогики, владение коммуникативными способами деятельности. Наряду с процессом дифференциации педагогического обра­зования сегодня наблюдается его многофункциональность, реализующая концептуальную, технологи­ческую и операционную подготовку будущих педагогов, гибкую ориентацию на различные образовательные модели.

Профессиональное мастерство педагога — первое условие в его реализации как специалиста, работающего с новейшими методика­ми обучения и воспитания, обладающего профессиональным мыш­лением, применяющего предметно-целевые и обще логические при­емы работы с информацией, способного творчески решать профес­сиональные проблемы, проявляющего стремление к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности.

Таким образом, генеральной линией обновления технологии обучения в современных условиях являет­ся культурологический подход. Центральное место в специализа­ции педагога составляет его фундаментальная подготовка в обла­сти предметного и психолого-педагогического образования, вла­дение гибкими технологиями обучения и воспитания, имеющи­ми гуманистически-рефлексивную основу действий.

 

Литература:

1.       Анисимов Н.М. Инновационная культура учителя: учеб.пособие М.: МАНПО, 2010.- 345с.

2.       Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько.- М.: Педагогика, 2011.- 192 с.

3.       Елизарова Л.Е., Холодкова Л.А., Ченолес В.П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования М: Педагогика, 2012 – 135с.

4.       Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев.- М.- Белгород: МПГУ, БГПИ, 2010.- 219 с.

5.       Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / Н.А. Морева. – М.: Издательский цент «Академия», 2013.- 432 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогического процесса, технологии педагогического, педагогического мастерства педагога, определенной последовательности действий, педагогического процесса связано, технологии педагогического процесса, построения педагогического процесса, технологии педагогического труда, идеи технологии педагогического, стороны технологии педагогического, способ построения педагогического, компонент педагогического мастерства, технологической культуры педагога, педагогического влияния, педагогического образования, педагогической деятельности, педагогического управления, обновления технологии обучения, центральных задач обучения, будущего педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle