Библиографическое описание:

Мойсеенко М. В. К вопросу о технологической культуре педагога // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 26-28.

В статье рассматриваются проблемы обновления технологии обучения, становления и формирования технологической культуры, включения духовного начала в технологию.

Образование является важнейшим общественным институтом, отражающим качество уровня развития нации. Оно связывает прошлое с настоящим, настоящее – с будущим. Любые глобальные проблемы общества касаются образования, поэтому, обсуждая проблемы образования, необходимо учитывать весь спектр накопившихся проблем в развитии страны. Следует также иметь в виду, что образование является важнейшим средством решения социальных проблем.

Образование преобразует и направляет ход жизни общества, сохраняет и определяет жизненную стратегию человека. Именно образование гарантирует реалистические условия для развивающегося общества, формирует новое мышление, новое видение смысла жизни.

Роль педагога в обществе рассматривается в системе общественных отношений, их становлении и развитии. Педагог способствует удовлетворению потребностей общества. Сегодня всё больше внимания уделяется готовности специалиста к профессиональной деятельности, которая заключается в усвоении специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в умении прогнозировать цели и результаты педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятии самостоятельных решений.

В настоящее время в отечественное образование интенсивно внедряются разнообразные инновационные модели обучения. Овладение ими – задача педагога, поскольку знание различных образовательных технологий – залог их профессиональной мобильности, быстрого включения, адаптации к условиям «развивающейся школы» [5, с.3]. Следует подчеркнуть, что сейчас повышение технологической культуры педагога является общепризнанной и актуальной задачей. Неудовлетворенность педагогической практикой обычно связывают с разрывом между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалистов. Философия гуманистического образования в условиях развивающейся демократии направлена на активизацию педагогического канала трансляции культуры, приобщение к культурным и нравственным ценностям общества. Если подойти к рассмотрению вопроса со стороны технологии педагогического труда, то можно выделить следующие противоречия:

- между социальным заказом по подготовке учителей и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов

по его реализации;
 - между необходимостью оптимизации процесса подготовки специалистов и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее обеспечению;

- между философией образования и способами управления учебной деятельностью.

Обращаясь к профессиональной подготовке специалиста, следует помнить, что одной из центральных задач обучения является формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменению мира. В процессе преподавательской деятельности педагог отбирает то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий организации и проведение учебного процесса. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию [2, с.89]. Неоднозначное толкование «педагогической технологии» связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

1)            процессуальный – педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса;

2)            инструментальный – как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;

3)            личностный – как компонент педагогического мастерства педагога, умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий, процедур;

4)            системный – как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

нравственным ценностям общества. Если подойти к рассмотрению вопроса со стороны технологии педагогического труда, то можно выделить следующие противоречия:

- между социальным заказом по подготовке учителей и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов

по его реализации;
 - между необходимостью оптимизации процесса подготовки специалистов и недостаточной разработанностью научно обоснованных подходов к ее обеспечению;

- между философией образования и способами управления учебной деятельностью.

Обращаясь к профессиональной подготовке специалиста, следует помнить, что одной из центральных задач обучения является формирование активного, деятельного отношения развивающейся личности к познанию мира и себя в этом мире, вынесение оценки миру и сосредоточенным в нем ценностям, а также изменению мира. В процессе преподавательской деятельности педагог отбирает то, что целесообразно дополняет, расширяет, обогащает методический инструментарий организации и проведение учебного процесса. Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности.

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию [2, с.89]. Неоднозначное толкование «педагогической технологии» связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

5)            процессуальный – педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса;

6)            инструментальный – как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания;

7)            личностный – как компонент педагогического мастерства педагога, умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий, процедур;

8)            системный – как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания.

технологической культуры педагога предусматривает рассмотрение также и следующих аспектов;

- как используются известные дидактические принципы; научности (знание современных технологий и научных достижений, например разработка и применение электронных учебников, создание Web-портала учебно-научного назначения), наглядности (использование аудиовизуальных средств на учебном занятии, графическое моделирование учебной информации), историзма, преемственности с другими дисциплинами, полезность и связь с жизнью, единство обучения и воспитания, гуманизация образования и воспитательная направленность, индивидуально-личностный подход к обучению творческой деятельности.

Особое место занимает формирование технологической культуры, которая предполагает изучение и использование современных компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения технологий, методы борьбы с загрязнением окружающей среды, освоение культуры труда;

 - планирование и организация педагогического процесса, психология человеческого общения, культура человеческих отношений, освоение основ предпринимательской деятельности и основ творческой деятельности, выполнение творческих проектов: определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, исследование этой идеи, планирование, организация и выполнение работы и её оценка.

Педагогическому образованию может грозить технократичность, если в технологию обучения и воспитания не будет включено духовное начало. Между прагматическим и духовным компонентами педагогической культуры существует органическая связь. Педагогический труд связан с непосредственным участием человека в воспроизводстве культуры и её развитии. Задача педагогического образования и состоит в том, чтобы вооружить будущего педагога средством приумножения культуры общества и отдельных её представителей.

Одна из основных технологических процедур контроль, ко­торый является составной частью педагогического управления учебной деятельностью. Контроль необходим как способ, опреде­ляющий состояние всей системы педагогического процесса. В про­цессе обучения контроль выступает в качестве диагностического этапа педагогического управления. Он неразрывно связан с целью и результатом. С его уча­стием в процессе обучения устанавливаются связи между норма­тивными показателями и реально достигнутым уровнем форми­рования технологических умений. Выявленное соответствие спо­собствует регулированию процесса обучения. Нормы задаются в целях и отражаются в ожидаемых результатах. Нормативные пока­затели составляют критерии оценки полученных результатов. Про­цесс обучения, как и всякий производящий процесс, имеет свои параметры оценки реальных результатов, применяемые для их срав­нения с заданными целями. Чтобы определить эффективность про­цесса обучения, необходимо выяснить, насколько нормативные требования соответствуют тем изменениям, которые наступают в ходе педагогического влияния на внешние и внутренние факторы учебно-педагогической среды и объект-субъектные воздействия.

Быстрые темпы развития нашего общества поставили перед педагогическим образованием и практикой новые проблемы, свя­занные с подготовкой профессиональных кадров. Среди них — задачи повышения профессиональной компетентности педагога, формирование профессионально-ценностного отношения к лич­ности, расширение культурологических функций педагогической деятельности. Особое место занимает технологическая и методическая под­готовка учителя, овладение научным знанием о процедурах уп­равления учебной деятельностью. Технологическая подготовка педагога связана с проблемами интеллектуального, активного обуче­ния, с развитием творческой личности, воспитанием профессио­нальной направленности мышления, реализацией исследователь­ского принципа в организации учебной познавательной деятель­ности будущего педагога.

Сегодня мы наблюдаем прогрессивные тенденции в развитии педагогического образования в области создания гибких техноло­гий, активизации личностного потенциала, педагогической регу­ляции учебной деятельности, адаптации учебных программ к ин­дивидуальным особенностям. Но пока это только зарождающиеся начинания, еще не получившие статуса нормативного процесса. Сегодня они не стали постоянно действующими факторами в силу ряда причин и, прежде всего, из-за технологической не разработан­ности дидактического процесса и некоторого отставания теории от запросов практики. Современные тенденции развития образования дают основа­ние предполагать, что формы и методы обучения становятся все более разнообразными, наблюдается информатизация педагоги­ческих специальностей, повышается уровень требований к педа­гогу. В ближайшем будущем следует ожидать позитивных измене­ний в уровне квалификации педагога. Новые технологии требуют от специалиста адекватных профессиональных умений и навыков. Педагогам, работающим в разных сферах образования, необходи­мы глубокие знания психологии и педагогики, владение коммуникативными способами деятельности. Наряду с процессом дифференциации педагогического обра­зования сегодня наблюдается его многофункциональность, реализующая концептуальную, технологи­ческую и операционную подготовку будущих педагогов, гибкую ориентацию на различные образовательные модели.

Профессиональное мастерство педагога — первое условие в его реализации как специалиста, работающего с новейшими методика­ми обучения и воспитания, обладающего профессиональным мыш­лением, применяющего предметно-целевые и обще логические при­емы работы с информацией, способного творчески решать профес­сиональные проблемы, проявляющего стремление к постоянному совершенствованию своей профессиональной деятельности.

Таким образом, генеральной линией обновления технологии обучения в современных условиях являет­ся культурологический подход. Центральное место в специализа­ции педагога составляет его фундаментальная подготовка в обла­сти предметного и психолого-педагогического образования, вла­дение гибкими технологиями обучения и воспитания, имеющи­ми гуманистически-рефлексивную основу действий.

 

Литература:

1.       Анисимов Н.М. Инновационная культура учителя: учеб.пособие М.: МАНПО, 2010.- 345с.

2.       Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько.- М.: Педагогика, 2011.- 192 с.

3.       Елизарова Л.Е., Холодкова Л.А., Ченолес В.П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования М: Педагогика, 2012 – 135с.

4.       Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев.- М.- Белгород: МПГУ, БГПИ, 2010.- 219 с.

5.       Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / Н.А. Морева. – М.: Издательский цент «Академия», 2013.- 432 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle