Библиографическое описание:

Дубинец Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 13-16.

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса школы. Выбранные школой в 1–4 классах курсы являются образовательными учебными программами внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования. Данные курсы продолжают учебные программы по следующим предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.

Цель организации внеурочной деятельности: достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи внеурочной деятельности школы:

-       обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,

-       организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

-       включение учащихся в разностороннюю деятельность;

-       формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

-       развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

-       сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-       воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-       развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни;

-       углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Воспитательным результатом внеурочной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности.

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

-       первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

-       второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

-       третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

-       представление коллективного результата группы обучающихся;

-       индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

-       качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.

На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

С целью создания системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО в школе организован мониторинг эффективности внеурочной деятельности

Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги). Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности. Задачи мониторинга: получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в гимназии; отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей; организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга; подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.

Критерии мониторинговых исследований:

-       личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности — усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);

-       сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения и пр. (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т. п.);

-       качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности ОУ.

Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы внеурочной деятельности:

-       рост личностных достижений всех субъектов деятельности;

-       удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;

-       востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;

-       расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;

-       положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях и т. п. системы дополнительного образования школьного/районного/городского уровней;

-       положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т. п. школьного / районного / городского уровней;

-       успешность участия школьников в проектах различного уровня школьного, районного, регионального уровня (победители в % к общему кол-ву школьников);

-       расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционный характер их содержания;

-       повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;

-       расширение социально-педагогического партнерства;

-       общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т. п.);

-       расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности школы;

-       сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.

Используемые методики диагностики:

Личностный рост: методика Д. В. Григорьева, П. В. Степанова «Личностный рост» [1. с.26]; методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину) [1. с.38]; методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной) [1. с.42]. Детский коллектив: методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»; методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив... Мы — коллектив!» (стадии развития коллектива) [1. с.73]. Профессиональная позиция педагога: Д. В. Григорьев «Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя» [1. с.95].

Формы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определило образовательное учреждение. Это кружки, спортивные секции, экскурсии, праздничные мероприятия, соревнования, конкурсы. Посещая занятия внеурочной деятельностью, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для её реализации начальной школой выбрана оптимизационная модель на основе использования всех внутренних ресурсов образовательного учреждения [2. с.3].

В реализации данной модели принимают участие учителя начальных классов, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, географии, учитель-логопед. Координирующую роль выполняют классные руководители 1–4 классов, которые в соответствии со своими функциями и задачами взаимодействуют с педагогическими работниками, ведущими внеурочную деятельность в их классах, организуют в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности детей в рамках деятельности классного коллектива, организуют систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, организуют социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Контроль качества организации и проведения внеурочной деятельности осуществляет администрация образовательной организации.

Таким образом, выбранная начальной школой оптимизационная модель имеет преимущества в плане создания единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

 

Литература:

1.      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова.-М: ТЦ «Сфера», 2001–128 с.

2.      Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle