Библиографическое описание:

Бондарев Н. С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 186-188.

В работе представлены суждения, отражающие современное состояние налоговой системы Российской Федерации, касающиеся уровня налоговой нагрузки. Сравнивается налоговое бремя с другими зарубежными странами, приводятся возможные пути решения проблемы дефицита бюджетов, не прибегая к введению новых налогов и увеличению процентных ставок существующих. Описываются тенденции, складывающиеся в налоговой системе Российской Федерации, органы, сдерживающие и противостоящие этим процессам.

Ключевые слова: налоговое бремя, налоговая нагрузка, налоговая система, налогообложение, теневая экономика, дефицит бюджета.

 

Налоговая система Российской Федерации в последнее время поддается критике как со стороны бизнес-сообщества, так и обычных граждан. Существует целый ряд проблем, среди которых выделяют высокое налоговое бремя, нерациональность расходования полученных бюджетами средств, неоднозначность и сложность налогового законодательства, в некоторых случаях — фактически двойное налогообложение. Каждая из вышеизложенных проблем требует детального последовательного решения. Налогоплательщики всегда будут стоять на том, чтобы приходящиеся на них налоги и сборы непременно снижались. Из этого вытекает вполне логичный вопрос: возможны ли какие-либо послабления в сложившихся обстоятельствах, в условиях санкций, когда происходит девальвация национальной валюты вследствие выравнивания платежного баланса? Ведь политика Центрального Банка РФ направлены на борьбу с дефицитом федерального бюджета, более чем на одну треть зависимого от нефтегазовых доходов. Получается, если мы снизим налоговую нагрузку, то еще больше усугубим и без того критическую ситуацию, спровоцировав дефицит бюджетов и недофинансирование всей бюджетной системы.

Ежегодно Всемирный банк проводит глобальное исследование стран и последующее составление рейтинга по показателю создания благоприятных условий для ведения бизнеса. В 2014 году Россия вошла в этот рейтинг, заняв 92 место, встав между островным государством Барбадос и Сербией, занявшими соответственно 91 и 93 места. В прошлом же году РФ занимала 112 строчку в рейтинге. Стоит ли говорить о каких-либо успехах, и отражает ли улучшение позиций в исследовании Всемирного банка реальные изменения в национальной экономике? В рамках аналитического доклада «Ведение бизнеса в 2014 году» Всемирный банк дает оценку каждой стране по 10 показателям, среди которых выделяют изменения нормативных правовых актов, в первую очередь регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса. По отдельным показателям Россия занимает следующие места: по простоте регистрации бизнеса — 88 место в мире, по уровню кредитования — 109, по уровню защиты инвесторов — 115, по легкости ведения международной торговли — 157, а по уровню налогообложения — 56 место. Какие выводы из этого следуют? Исходя из анализа Всемирного банка, проблем с налогообложением у России в сравнении с остальными странами намного меньше, поскольку данный показатель выше среднего в мире. Кроме того, данный показатель стоит намного выше в рэнкинге. Почему же тогда так ощущается недовольство населения, малого и среднего бизнеса, налоговая нагрузка на которые в последнее время только растет? Или же всё-таки данное утверждение вымышлено?

Рассмотрим, каким образом и чем потенциально можно покрыть дефицит бюджетов, если идти по пути снижения налогового бремени. Во-первых, учитывая, что государственные и муниципальные доходы включают в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления, то вполне разумным будет снижение налоговой нагрузки за счет неналоговых источников. К таковым относятся: более эффективное использование государственной собственности, ее реализация; привлечение заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках; сокращение бюджетных расходов, урезая расходы на социальные программы, культуру, науку и прочие незащищенные статьи. Однако это приведет к возникновению еще большего социального всплеска негодований в обществе, поэтому задавать вектор с таким направлением — последнее, что можно предпринять.

Во-вторых, минимизировать налоговое бремя можно за счет использования тех же налоговых методов. Каждому известен факт, что деньги обладают временной стоимостью, что это значит? Рубль, полученный сегодня, стоит дороже, чем рубль, полученный завтра, и это не только потому, что инфляция снижает его покупательную способность, но и потому, что сегодня инвестированный рубль способен завтра принести прибыль. Таким образом, более эффективная работа налоговых органов по своевременной собираемости налогов способна не только уберечь бюджеты от кассовых разрывов, но и направить свободные денежные средства на финансирование прибыльных проектов.

В-третьих, возможно применение механизма перераспределения налоговой нагрузки с физических лиц на юридические, варьирование налоговыми ставками и т. д. В первую очередь налоговую нагрузку на себе ощущают малые и средние по масштабу организации. Медведев Д. А. в начале года заявил, что их доля в ВВП РФ составила порядка 20 % или порядка 25 % занятых в экономике [1]. При этом перед Правительством РФ поставлена цель увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ до 60 % к 2020 году, выйдя на уровень Китая и Японии [2]. Исходя из объемов налоговых доходов федерального бюджета, снижение ставки налога на прибыль организаций на 6 % может быть компенсировано увеличением ставки НДС на 1 %, что психологически окажет значительный эффект, стимулируя активность экономических субъектов, а именно рост удельной доли малого и среднего бизнеса в национальной экономике.

Каким же образом можно определить, высокое ли налоговое бремя в России или нет? Уровень теневой экономики — один из тех показателей, отражающих уклоняемость от уплаты налогов. По оценке министра финансов РФ Силуанова А. Г., российский теневой сектор составляет примерно 15–20 % от ВВП РФ. Несложно подсчитать, сколько налоговых доходов недополучают бюджеты. При объеме ВВП в 60 трлн. руб. и 15 %-ом теневом секторе «за кадром» остается сумма в 9 трлн. руб. Учитывая то, что совокупная налоговая нагрузка на экономику России составляет 35 %, то бюджеты недобирают около 3 трлн. руб., что равняется примерно 12,5 % доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов ГВБФ РФ при подсчете за 2013 год [3]. Важно отметить, что заявления представителей органов государственной власти являются вполне оптимистическими, что нельзя сказать о подсчетах независимых экспертов. Так, аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) оценили теневую экономику РФ в 46 % ВВП ежегодно [4].

В нынешнее время российская экономика замедлила темпы своего развития — 0,5 % ожидаемый прирост ВВП за 2014 год [5]. Разумеется, это напрямую связано с введением в отношении России ряда экономических санкций. Основными задачами в ближайшей перспективе являются повышение конкурентоспособности российских компаний и проведение политики импортозамещения с опорой на российский промышленный сектор. Поэтому необходимы стимулирующие меры и взвешенный подход при принятии решений касательно уровня нагрузки на бизнес.

Российский союз промышленников и предпринимателей (далее — РСПП) направил запрос о рассмотрении отказа от внесенных в Государственную Думу РФ инициатив по увеличению нагрузки на бизнес начиная с 1 января 2015 года. Планируется увеличить налоговые ставки в отношении доходов от дивидендов для физических и юридических лиц с 9 % до 13 %, повысить водных налог и плату за пользование водными объектами, отменить порог зарплат для отчисления в ФОМС. РСПП помимо того, как предлагает отменить вышепредставленные инициативы, вносит на рассмотрение к реализации следующие предложения фискального характера: проведение переоценки самортизированного имущества с целью его налогообложения, введение страхования экологических и других рисков вместо снижения завышенных тарифов страхования опасных объектов, и это лишь малая доля предложенного. В текущих экономических условиях РСПП придерживается мнения полного отказа от повышения налоговой нагрузки на бизнес в любой из его форм, ослабления уголовной ответственности для предпринимателей в части нарушения налогового законодательства.

Помимо рассмотренных инициатив, касающихся увеличения налогового бремени на российский бизнес, без внимания не остается введение с 2015 года единого налога на имущество. Изменения касаются иного принципа расчета налогооблагаемой базы, а именно стоимости жилья, исходя из кадастровой оценки, и соответственно введения новых налоговых ставок. ФНС приводит следующую статистику: если сейчас сбор в среднем составляет 642 рубля в год с одного объекта, то после вступления закона в силу сумма вырастет до 1900 рублей.

Таким образом, налоговое бремя — такая характеристика, оценку величины которой стоит давать, учитывая множество факторов. По оценкам некоторых экспертов, в России ставки по большинству налогов ниже европейских. В то же время совокупная налоговая нагрузка в РФ исчисляется 35 %, для западных стран 45–50 %, и это считается нормальным. Сравнивая, стоит учитывать уровень развитости и устойчивости европейских и российской экономик, социальную защищенность граждан, уровень жизни населения, государственную поддержку предпринимательства и т. д. Беря во внимание сложившуюся геополитическую ситуацию, нужно активизировать политику по снижению нагрузки на бизнес, стимулируя инвестиционную деятельность, чтобы осуществить качественный рывок для перехода от стагнации к экономическому росту, решая задачи повышения конкурентоспособности российский компаний и импортозамещения. У граждан же нужно формировать психологию добросовестных налогоплательщиков, повышая налоговую культуру в стране, а возможно это осуществить посредством реформирования налоговой системы, включающее рациональное распределение налогового бремени.

 

Литература:

 

1.         Медведев: около 500 млрд рублей может быть собрано для поддержки малого и среднего бизнеса. [Электронный ресурс] // Итар-тасс. 3.02.2014. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/934594 (Дата обращения: 7.12.2014)

2.         Сбились со счета. [Электронный ресурс] // Российская газета. 22.11.2011. URL: http://www.rg.ru/2011/11/22/dolya.html (Дата обращения: 7.12.2014)

3.         Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15–20 % от ВВП. [Электронный ресурс] // РБК. 20.06.2013. URL: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (Дата обращения: 7.12.2014)

4.         Теневую экономику РФ оценили в 46 % ВВП ежегодно. [Электронный ресурс] // РБК. 13.02.2013. URL: http://top.rbc.ru/economics/13/02/2013/844992.shtml (Дата обращения: 10.12.2014)

5.         Темпы роста ВВП в 2014 году останутся в рамках прогноза. [Электронный ресурс] // Российская газета. 27.08.2014. URL: http://www.rg.ru/2014/08/27/vvp.html (Дата обращения: 10.12.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle