Библиографическое описание:

Быкова Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 2-4.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся и личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни младших школьников [2, с. 3].

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит, главным образом, от того, как складываются сами отношения взаимодействия между родителями и школой, в частности, между родителями и классным руководителем младшего школьника. Необходима такая совместная организация просветительной и оздоровительной работы, которая будет направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление их здоровья и предупреждение заболеваемости. Это главные задачи, на успешное решение которых должна быть направлена совместная деятельность родителей и педагогов.

Учебная перегрузка и гиподинамия, характерная для современного младшего школьника являются одними из главных причин ухудшения их здоровья и повышения заболеваемости, и особо следует отметить тот факт, что учебный процесс современной начальной школы в большей мере ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья младших школьников.

Ухудшения здоровья детей в России стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, и одной из причин этого следует выделить образ жизни семей, где воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Я являюсь классным руководителем 2 «А» класса МБОУ СОШ № 85 г. Ульяновска и веду каждодневную работу по поддержанию здоровья своих воспитанников, а также работу с родителями по формированию их грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей в условиях семьи.

Мои наблюдения, как классного руководителя, позволяют сделать вывод, что младшие школьники проявляют активное участие во всех спортивных мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования их навыков здорового образа жизни, и позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия, в числе которых можно отметить спортивные соревнования.

Школа и родители должны быть партнерами. В моем классе постоянно проводится работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определенного поведения на их детей. Формами проведения данной работы являются: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, тренинги, конференции, открытые уроки, классные часы.

Так же следует отметить, что в школе проводятся совместные с родителями и учащимися тематические мероприятия, направленные на всестороннее развитие младшего школьника. В числе данных мероприятий можно выделить проведенный в декабре 2013 г., приуроченный к международному спортивному мероприятию XXII Олимпийские зимние игры, с участием родителей и учащихся фестиваль «О, спорт – ты жизнь», направленный, в первую очередь, на формирование ценностного отношения к своему здоровью у родителей и детей, на пропаганду здорового образа жизни, на совместное участие в разнообразных видах спорта, на понимание родителями своей роли в формировании у детей основ здорового образа жизни, наряду со школой.

Проведенное мероприятие на тему «О, спорт – ты жизнь» с участием родителей и детей состоял из следующих этапов:

1. Под мелодию «Спортивный марш» И. Дунаевского дети, родители выходят на сцену, строятся, пересчитываются.

Левой, левой на месте раз два,

На спортсменов рассчитайсь.

Хоккеисты,

Футболисты,

Фигуристы,

Лыжники,

Боксёры,

Пловцы,

Гимнасты.

Расчёт окончен.

 

2. Дети спускаются со сцены.

3.   Лиза:

Раз, два, три, четыре, пять.                        

Начинаем мы вставать.

Ну-ка, быстро, не ленись.

На зарядку становись.

3. Дети под песню «Зарядка» автора А. Рыбникова исполняют танец «Зарядка».

 

4. На сцену выходит ученик Дима с папой:

Наша стихия – ледовое поле,

В нашем характере – сила и воля,

Наша задача – вверх, а не вниз!

«Вместе мы сила!» - вот наш девиз.

Эта игра нас объединила,

Жажда победы наш дух укрепила,

Когда мы в атаке, мы словно цунами.

Пусть лёд горит у нас под ногами.

Если ты с нами, стремись и борись!

Кто вместе с нами, в ряды становись,

Мы побеждать никогда не устанем,

В хоккее с мячом Россию прославим.

5. На сцену выходит ученик Ильназ и читает стихотворение: 

Мне в субботу утром мама            

Поиграть велела гаммы,

Но ко мне дружок зашёл,

И увёл играть в футбол.

До темна мы с ним играли,

Мяч друг другу пасовали,

Бегали, разинув рот,

От ворот и до ворот.

6.    На сцену выходят мальчики и папы - исполняют танец (под песню О. Газманова «Футбол»).

 

7.    На сцену выходят девочки и читают стихотворение:

Люблю кататься на катке                                      

В расшитом блёстками платке!                                        

Сиять улыбкой глаз и губ!                                                

И выполнять тройной тулуп!

То задом ехать, то бочком!

Вращаться бешеным волчком!

На повороте, на ветке

Люблю подпрыгнуть на катке!

А приземлившись, вновь скольжу

Вперёд к зигзагу-виражу!

Девочки исполняют танец с мамами под песню из мультфильма «Праздник на льду».

8.    На сцену выходит Амалия с родителями,  читает стихотворение:

Ах, лыжи мои, лыжи, -                              

Без вас я сама не своя

Ну что на свете ближе

Мне снежною зимой?

На валенки нацепишь

Хрустящие ремни

И день гоняешь целый,

И напролёт все дни.

9.    Амалия показывает гимнастический номер.

 

10.     Не обошелся спортивный фестиваль и без пумпушек-кричалок:

Модные шорты, майки стильные,

Наши мальчишки – самые сильные.

11.     На сцену выходят Эмиль и Рамиль, читают стихотворение:

Бокс на ринге – спорт контактный.                     

Нужен шлем в нём и перчатки.

Чтоб удар слегка бестактный

Не оставил отпечатки.

12.     На сцену выходят Тамара и Диана, читают стихотворение:

Вид спорта есть в мире,                 

Известен всем вам,

Он кажется прост,

Но это обман.

И тот, кто вам скажет, что плавать легко,

Поверьте, не знает совсем ничего.

Плаванию нужно долго учиться,

Характер и волю свои проявлять.

И тот, кто борьбы ничуть не боится.

На пьедестале будет стоять.

13.  Девочки показывают гимнастический номер (песня клоуна Плюхи).

14.  Выходят Даша и Аделина, читают стихотворение:

Кто-то вяжет, кто-то шьёт,            

Кто-то пляшет и поёт.

А по мне милее всех,

Мой в гимнастике успех.

После школы я бегу

На гимнастику свою.

Тренируюсь каждый день.

Ох, гимнастика моя,

Очень я люблю тебя.

Без скакалки и мяча,

Не могу прожить и дня.

15.     Девочки исполняют гимнастический этюд под песню «Коробка с карандашами».

16.     Все дети и родители – участники фестиваля, выходят на сцену:

Спорт – это жизнь. Это лёгкость движенья.                   

Спорт вызывает у всех уваженье.                                    

Спорт продвигает всех вверх и вперёд.                          

Бодрость, здоровье он всем придаёт.                               

Все, кто активен и, кто не ленится.                                             

Могут со спортом всегда подружиться.                          

17.     Участники фестиваля – дети, родители поют песню «Спортивный марш».

Проведенное выступление в рамках фестиваля «О, спорт – ты жизнь» позволил сделать следующие выводы.

Процесс воспитания здорового образа жизни младшего школьника дает ощутимый педагогический эффект, если в данном процессе не последняя роль отведена родителям, а точнее совместной деятельности школы, родителей и детей. В результате взаимодействия всех заинтересованных сторон улучшается отношение родителей к физической культуре и спорту, что в свою очередь повышает у младших школьников интерес к занятиям физической культуре и спортом. Действенной формой повышения физкультурных знаний у родителей, агитации и пропаганды является само участие учащихся в физкультурной работе.

На всем протяжении мероприятия в зале наблюдалась комфортная эмоционально-психическая атмосфера, что впоследствии было отмечено и родителями, и детьми, участвующими в фестивале. Совместное мероприятие детей и родителей сформировало хорошие доверительные отношения между ними, оказало положительное влияние на развитие младшего школьника, заложило основы приучения учеников к сотрудничеству.

Подготовка к мероприятию, по признанию и детей, и родителей, позволило в некой мере восполнить недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, а проведенный фестиваль позволил младшим школьникам выразить себя, почувствовать свою значимость. Совместное взаимодействие детей и родителей в рамках школы вызвал массу положительных эмоций и, хочется верить, создаст в семье особо теплую атмосферу.

В современном мире, опираясь на новые стандарты образования основной целью взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника является способность семьи и школы создать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья младшего школьника и формирования здорового образа жизни. Обусловлено это, в первую очередь тем, что семья и школа являются главными социальными институтами, отвечающими за воспитание и обучение детей, играющие главную, даже можно сказать, ведущую роль в становлении и развитии личности младшего школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.

Школа и родители должны быть партнерами, заинтересованными лицами в формировании и укреплении у младших школьников основ здорового образа жизни. Родителям, заботящимся о здоровье своих детей, в первую очередь, необходимо активно принимать участие во всех мероприятия, организуемых образовательным учреждением. Родители должны осознать, что они совместно со школой и классным руководителем работают на будущее – на здоровье детей, семьи.

Взаимное сотрудничество родителей со школой должно быть направлено на понимание и на создание благоприятных условий жизнедеятельности ребенка не только в школе, но и дома, для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала.

Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и школы, в лице педагогов и классного руководителя.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

 

Литература

1.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.

2.    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (в ред. от 18.12.2012) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.

3.    Болотина Л.А. Психология и педагогика: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2012. – 400 с.

4.    Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

5.    Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.

6.    Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 2011. – 270 с

7.    Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой А.Д. – М.: Просвещение, 2011. – 592 с.

8.    Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Эксмо, 2012. – 178 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle