Библиографическое описание:

Павлюк А. К., Меркушева Н. И. Анализ применения методики 8D на российских предприятиях // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 267-269.

Статья посвящена изучению метода 8D, истории его возникновения и применения на российских предприятиях. Рассмотрены особенности применения метода, получаемые эффекты, его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: метод 8D.

 

В современном мире организациям все время нужно заботиться о своем имидже, прежде всего за счет изменения качества продукции и услуг, но иногда на производстве возникают дефекты и чтобы поддержать свой имидж компания должна незамедлительно среагировать на них. Арсенал методов широк и постоянно пополняется, одним из таких методов является метод 8D.

8D — это «метод восьми дисциплин», который был разработан в компании «Ford» в 1987 г. на основе военного стандарта 1520 (коррективное действие и диспозиционная система для несоответствующих материалов) [5]. Данный стандарт использовался правительством США во время второй мировой войны. Руководство Ford определяет 8D как дисциплинированный (упорядоченный) процесс, который направлен на разрешение проблем методологическим и аналитическим путем [6]. Каждый шаг 8D методики имеет в своем наименовании букву D, что означает дисциплина (discipline).

8D — это простой метод, и его рекомендуется использовать всегда, когда на предприятии возникает брак, для того чтобы восстановить доверие клиента. На практике 8D применяется, прежде всего, при обработке рекламаций клиентов, но также и в случаях, когда бракованная продукция до клиента не дошла, но у производителя нет четкого представления, почему брак возник и что необходимо сделать, чтобы гарантированно не допустить повторения данного вида брака в будущем. Для заполнения результатов метода обычно используют типовой бланк, но компании вправе составить стандартный бланк для своего производства.

Применение данного метода будет безуспешно, если этого требует клиент, а для предприятия это остается простой формальностью. Первый вопрос, который должен задаваться при проведении метода 8D, это «Кто виноват?», а не «Что делать?».

Таким образом, как уже было упомянуто выше, метод состоит из восьми ступеней, представленных в таблице 1

Таблица 1

8 ступеней метода 8D[на основе 6]

Ступень

Действие на данной ступени

Пояснение

D0

Инициирование процедуры по методу 8D и извещение поставщикам

Данный шаг является формальным и означает начало анализа

D1

Создание команды для решения проблем

Для данного метода обычно рекомендуется команда в количестве 3–7 человек

D2

Описание проблем на основе анализа 5W2H (Who, What, When, Where, Why, How, How many)

На данной ступени описывается подробная информация о дефекте

D3

Разработка временных действий для ликвидации последствий и оценка их результативности

Временные действия должны быть внедрены как можно скорее, таким образом, чтобы защитить потребителя от брака до полного решения нашей проблемы

D4

Анализ причины проблемы на основе использования различных инструментов (Например, диаграммы Парето и Исикавы)

Данный этап считается самым тяжелым, т. к. нужно определить коренные причины появления проблемы

D5

Определение долговременных корректирующих действий и их верификация

На данном этапе мы определяем все возможные решения нашей проблемы

D6

Внедрение долгосрочных корректирующих действий и их валидация

Реализация окончательных корректирующих действий и анализ результативности

D7

Выбор и реализация предупреждающих действий

Данный этап является наиболее важным, если вы не хотите повторения вашей проблемы. Следует описать действия, которые будут применяться для этого

D8

Подведение итогов

Поощрение участников команды, определение эффективности метода

 

На проведение данного метода обычно уходит несколько недель. На рисунке 1 предоставлен наиболее распространенный график выполнения каждой из 8 ступеней [3].

Описание: C:\Users\Настя\Desktop\Рис733х132.jpgРис. 1 Временной график выполнения метода

 

Как и в любом методе, у метода 8D есть свои достоинства и недостатки, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Достоинства и недостатки метода 8D

Достоинства

Недостатки

1.    Эффективный метод для устранения причин возникновения дефекта, за счет того, что рамках метода 8D проводится доскональное изучение системы, в которой возникло несоответствие, и предотвращение возникновения подобного явления в будущем [10]

1. Обучение данной методике обычно трудоемко, т. к. требует обучения использования других инструментов качества

2.    Улучшает контроль над качеством поставок

2.Требует жестких сроков реализации этапа

3.    Уменьшает риск появления новых дефектов

 

 

В России метод 8D получил широкое распространение, однако многие компании адаптируют метод и расширяют его для российского рынка, то представлено в таблице 3.

Таблица 3

Примеры компаний, использующих методику 8 D [на основе 8]

Компании

Практический опыт применения метода 8D

1.  ОАО «АВТОВАЗ», ЗАО «РЕНО»

Данные компании контролируют применение 8D и других методик у своих поставщиков.

2.  ОАО «КАМАЗ»

В контракте с поставщиками обговаривают, что поставки могут быть отменены, если поставщик разработает отчет применения метода 8D.

3.  «КАМАЗ-Дизель»

Упор сделан на передачу контроля производственному персоналу, устранение дефектов в месте их возникновения, на стандартизацию работ, разработку инструкций выполнения операций на рабочие места. Вводится маркировка на ответственных деталях

 

Как уже было сказано выше, успех применения метода в общем порядке требует обучения персонала. В России есть множество предприятий, которые обучают своих сотрудников методикам улучшения производства, включая метод 8D. Примеры таких компаний и их затрат приведены в таблице 4.

Таблица 4

Примеры компаний, обучающих свой персонал методике 8D

Название компании

Затраты на одного рабочего в год

% от годовой выручки

Количество дней затраченных на обучение в год

1

«Трубодеталь»

7727

0,12

8

2

«Выксунский металлургический завод»

5600

0,09

14

3

«РусГидро»

6571

0,03

8

4

«ТехноНИКОЛЬ»

4375

0,03

-

5

«Казанское моторостроительное производственное объединение»

3026

0,04

20

6

«Азот» ОХК «Уралхим»

3394

0,04

9

 

Данные компании являются успешными в своих отраслях. Одной из причин такого успеха является то, что они думают об обучении своего персонала, т. к. это позволяет сократить проблемы на производстве, а при их появлении незамедлительно использовать методики анализа, одной из которых является метод 8D.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания должна быть готова к проведению метода 8D заранее, обучая свой персонал использованию разных методик контроля качества.

 

Литература:

 

1.         http://quality.eup.ru/MATERIALY15/corr8d.htm

2.         http://quality.eup.ru/MATERIALY14/8d.htm

3.         http://www.lean-consult.ru/products/berezlivoe-proizvodstvo/seminary/8d---metod-resenia-lokalnyh-problem

4.         http://ardic.ru/news/item/138-metod-resheniya-problem-8d-intervyu-s-ekspertom.html

5.         http://kamaz.net/ru/investor/supplier/quality/8d/

6.         http://quality-one.com/eight-disciplines/

7.         http://www.12manage.com/methods_ford_eight_disciplines_8D_ru.html

8.         http://www.hr-portal.ru/varticle/reshenie-problem-8d-ford

9.         http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/valerij_ mogilevec_vnedrenie_lininstrumentov.html

10.     http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/rejting-obuchenie13.html

11.     http://ibusiness.ru/blog/ekspyertiza/29027

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle