Библиографическое описание:

Степанько С. Н. Формирование активной гражданской позиции через работу в школьной газете «Федералист» // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 484-486.

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком…»

Ж. Ж. Руссо

Воспитание человека, школьника, гражданина — задача сложная многогранная, всегда актуальная.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе.

Учитель прилагает все усилия для того, чтобы раскрыть способности учащихся вовлекая их в различные мероприятия. Для формирования взглядов, установок учитель использует методы убеждения. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения между людьми.

В воспитании и образовании большую роль играет развитие у учащихся умения анализировать жизненные ситуации, осознавать свое поведение и состояние других людей.

В школе учащиеся развивают качества, помогающие реализовать себя как неповторимую индивидуальность с помощью методов воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую — либо проблему — проблему нравственного выбор, проблему способа организации деятельности.

У каждого ученика накапливается опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.

Выпуск школьной газеты на печатной основе — один из эффективных путей для достижения этого. Газета — это информация, сила которой — слово.

Каждый человек читает различные книги, газеты, журналы, смотрит телевидение, находит нужную информацию в Интернете. Газеты, журналы и новости могут поведать нам о многих событиях, научить, дать совет. Сможет ли общество выжить без СМИ? Вряд ли. Роль СМИ в нашей жизни настолько велика, что без газет, журналов и телевидения человек вернется на несколько лет назад и будет оставаться в полном неведении о событиях в мире. К счастью, из всего массива информации всегда можно найти достойную и качественную, а из десятков газет честную и справедливую, в которой все события освещаются точно, быстро и непредвзято.

Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему — проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации.

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад», — сказал Исократ — знаменитый афинский ритор.

Немеркнущий свет Мысли, Доброты и Надежды — эти слова выражают главную цель работы — научиться взаимопониманию, посоветоваться по самым актуальным проблемам, прийти на помощь в трудную минуту, пошутить, взглянуть на себя со стороны

Школьная печатная газета «Федералист» задумана и создана творческим содружеством педагогов и одаренных учеников Муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 7 Дзержинского района города Волгограда еще в 2001 году и по сей день она действует.

Школьная газета дает возможность реализовать ребятам их творческие способности, это — место для самовыражения тех, кому есть, что сказать. В лицее очень много ребят, которые пишут стихи, рассказы, прекрасно рисуют, создают свои проекты.

Девизом издания являются слова Ю.Фучика «Ни дня без строчки». У газеты имеется логотип: раскрытая книга, карандаш, линейка на фоне земного шара и голубого неба, который символизирует огромную творческую энергетику молодежи, обещает самую интересную, свежую информацию о событиях школьной жизни и проблемах юного поколения.

Цель: создание условий для воспитания, развития, самоопределения и самореализации свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной, устойчивой личности, адаптированной к современным жизненным условиям.

Задачи:

1.                  воспитывать любовь к семье, школе, городу, России;

2.                  формировать школьные традиции;

3.                  развивать творческие и коммуникативные способности детей;

4.                  прививать навыки работы с текстовой и графической информацией (отбор, изложение материала);

5.                  информировать ученический, родительский и преподавательский коллективы обо всех наиболее значимых событиях в лицее;

6.                  создавать имидж лицея;

7.                  использовать силу воздействия средств массовой информации для становления духовного мира учащихся.

В нашем издании есть постоянные рубрики:

1.                  «Говорит Президент» (открытая трибуна органов ученического самоуправления лицея),

2.                  «Бочка дегтя» (публикации о проблемах и недостатках в лицее, можно прочитать и про уборку в классе, и про школьную столовую),

3.                  «Проба пера» (первые публикации творческих работ школьников);

4.                  «Поздравляем победителей» (о результатах школьных и районных соревнований, конкурсов);

5.                  «Вести из классов» (сообщения о наиболее интересных мероприятиях, обмен впечатлениями о школьной жизни);

6.                  «Пойдем в кино» (обмен мнениями о просмотренных кинофильмах),

7.                  «Правовой ликбез» (знакомство с нормативно-правовыми актами: статьями УК РФ, Кодекса об административных правонарушениях, Семейного Кодекса РФ, Конституции РФ, с правилами внутреннего распорядка лицея и нормами поведения).

8.                  «Это интересно» (занимательные истории, школьные и классные конкурсы и игры).

Газета старается откликаться на самые значимые события в истории страны и города:

-                   День города,

-                   День начала контрнаступления советских войск под Сталинградом,

-                   День окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом,

-                   День знаний,

-                   День Учителя,

-                   Международный женский день.

В газете есть и сменные рубрики, посвященные знаменательным датам или заметным событиям в жизни молодежи района, школы или просто тому, что интересно ребятам:

-                   И помнит мир спасенный,

-                   Диалог поколений,

-                   Изучаем родной край,

-                   Новогодний калейдоскоп,

-                   Лето — это серьезно!,

-                   Актуальная тема,

-                   Откровенный разговор,

-                   Гороскоп и некоторые другие.

Издание газеты делается силами юных журналистов (детской редколлегии), в число которых входят самые активные, любознательные, любящие «совать свой нос во все», не боящиеся трудностей и объема работы школьники, лучше сказать, коллеги по работе. Они осуществляют и компьютерный набор, и верстку номеров издания. В каждом классе есть свои распространители газеты.

Административный отдел выполняет функцию руководства и управления.

Шеф — редактор готовит, направляет работу отделов, готовит и проводит заседания редакции, сотрудничает с классными коллективами, классными руководителями и органам самоуправления лицея.

Редактор отвечает за выпуск номера газеты, размещение информации, насыщенность материала и его достоверность; обеспечивает слаженную работу дизайнера, корректора и оператора ПК.

Дизайнер ответственен за художественное оформление номера, обеспечивает единое цветовое решение и соответствие оформления содержанию публикуемых материалов.

Корректор исправляет, дополняет, изменяет подготовленные материалы, обеспечивает орфографическую грамотность текста.

Оператор ПК печатает материалы на компьютере.

Корреспонденты готовят репортажи по заданной теме.

Фото — корреспонденты обеспечивают иллюстративными материалами выпуски газет.

Социолог проводит беседы, анкетирования учащихся, педагогов, анализирует полученные данные, выявляет проблемы жизнедеятельности класса, лицея.

В каждом классе есть министерства информации и печати, которые готовят заметки в газету, проводят анкетирования, продумывают рубрики газеты.

Ответственные за выполнения тех или иных заданий могут меняться. Сочетание постоянных и временных, коллективных и индивидуальных поручений способствует тому, что исчезает привычное деление на «актив» и «пассив», практически все ученики вовлечены в общее дело. Своевременная смена поручений помогает избежать появления в коллективе несменяемых в течение ряда лет активистов, которые видят в своем выборном положении некоторые привилегии и уже с меньшей охотой выполняют исполнительские функции.

За годы существования газета полюбилась ребятам в нашей школе. Выходит издание в цветном и черно — белом вариантах. Газета двухполосная на восьми страницах. Технические средства, обеспечивающие выход определенного номера — это компьютер, принтер, цифровая фотокамера.

Конечно же, ребята не настоящие журналисты и у них не все получается, но они учатся журналистскому мастерству, получают азы профессиональной подготовки, возможно, кто-то из них станет журналистом, а даже, если и не станет, то все — равно это помогает им раскрыться, а это самое главное.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни всего ученического коллектива. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в лицее действующей модели современного мира. Все ученики имеют возможность раскрыть свои способности, научиться смело высказывать свои творческие идеи, а значит, обретают свободу чувств, мыслей, учатся работать в команде, воспитывают чувство ответственности, приобретают навыки сотрудничества.

Но работа по созданию газеты ведется и учителями, которые стараются помочь юным журналистам, направить, подсказать, научить азам журналистского дела.

Классные руководители, учителя — предметники, родители, администрация лицея — консультанты, помощник, источники профессиональной информации, создающие условия для функционирования ученического самоуправления.

Главный принцип отношения взрослых к развитию в ученическом коллективе самодеятельных начал — учить всему, но не подменять деятельность.

В заключение хочется сказать, что школьная газета — это не игра во взрослость, это занятость учащихся хорошим, интересным и нужным делом. Для кого-то — это будущая профессия, для других — это просто самоутверждение, понимание для себя: «Я могу!»

 

Литература:

 

1.                  Газета. Ru [электронный ресурс] — режим доступа http://www.gazeta.ru/, свободный

2.                  Форум «Школьная газета» [электронный ресурс] — Режим доступа: http://schools.perm.ru/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=58&forum=7, свободный

3.                  Санкт-Петербургская школа телевидения [электронный ресурс] — режим доступа http://videoforme.ru/wiki/rol-smi-v-obshhestve

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle