Библиографическое описание:

Галынин А. А. Некоторые аспекты формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 503-505.

Специфика работы с обучающимися среднего звена на уроках физической культуры — сложный педагогически верифицируемый процесс, объективность контроля которого определяет качество и возможности становления личности обучающегося в ресурсах соблюдения идей гуманизма и здоровьесбережения, толерантности и акместановления, креативности и гибкости, конкурентоспособности и учета индивидуальных особенностей личности. Сложность постановки задачи объективизации контроля качества формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры (ФК) у обучающихся среднего звена и подготовки будущих педагогов к такого рода практике заключается в различном понимании природы проблемы исследования и решения в ее структуре основных противоречий здоровьесберегающей педагогики как основы и конструкта, модели и практики в детализации и верификации качества разработки и внедрения программно-педагогического обеспечения учебного (учебно-воспитательного) процесса на занятиях физической культуры.

Рассмотрим некоторые грани постановки детерминации и решения противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, выделив следующие компоненты:

1.    Учет индивидуальных особенностей обучающихся в контексте постановки и верификации задачи оптимизации выбора и распределения по условно выделенным группам, специфика которых определена в соответствии с возможностями личности, основа которых кроется в структуре нормального распределения способностей, склонностей, предпочтений, сформированности мотивов, приоритетов, целей, допустимых максимизированных результатов в выбранном направлении подготовки и самореализации личности в планировании, коррекции и оптимизации модели ведущей деятельности и общения на протяжении всего учебно-трудового периода становления личности. Качество формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры зависит в первую очередь от ряда способностей обучающегося, особенности которых условно можно соотнести с тремя группами — группой «А» (аномальные лица или лица, нуждающиеся в специальных условиях получения образования, к данной группе мы отнесем все категории обучающихся с ослабленным здоровьем, с ярко выраженным и скрытым нежеланием вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой, с отсутствием мотивов и цели формирования позитивного отношения к активному образу жизни и всестороннему развитию личности), группой «Н» (нормальные — лица, преобладающие в генеральной совокупности), группой «О» (одаренные — лица с ярко выжженными высокими достижениями в выбранном виде деятельности). Специфика детерминации трех групп и возможностей их обучения связана не только с природой качеств обучающихся, но и с таким явлением, как профессионально-педагогическая культура педагога по ФК [1–3, 5–8], формируемая на протяжении всего периода подготовки и трудовой практики, в ресурсах которой немаловажное значение уделяется формированию потребности в здоровом образе жизни у обучающихся различных групп способностей и предпочтений, формированию культуры самостоятельной работы как ресурса саморазвития и самореализации личности [4–7], формированию сознания и активности личности в выборе приоритетов и специфики становления и самореализации личности в ведущей деятельности и хобби.

2.    Учет принадлежности обучающегося к той или иной социальной группе, а также уровня образования родителей обучающихся, участвующих в воспитании и развитии своих детей. Данное направление детерминации противоречий и поиска решений сопряжено с возможностью формирования идеалов и направлений профессиональной ориентации обучающихся, включенных в систему социального и профессионального знания, обеспечивающего личность материальной базой становления и развития, соучастия в социальных и межличностных процессах взаимодействия и взаимоотношений, предрасполагающих и переопределяющих культуру и общество, личность и государство к выбору наиболее удобных вариантов сохранения и преумножения ценностей и приоритетов общественного и личностного развития как условий самостраховки личности и государства, культуры и общечеловеческого потенциала, а, следовательно, и обеспечения морально-нравственной базы становления развивающейся личности.

3.    Формирование потребности в общении и позитивном самовыражении личности обучающегося через ведение активного образа жизни, формирование целостного, гуманного, акмеверифицированного представления о возможностях, способностях, средствах и формах становления личности в структуре ведущей деятельности. В данном русле происходит постановка и решение задачи социализации и самореализации личности в структуре выбора одного или нескольких их направлений (спорт, наука, искусство, культура и пр.). Качество выбора и возможность реализации акмепрограммирования и акмесамоопределения личности зависит от многих факторов внутреннего и внешнего генеза. В нашей ситуации можно обеспечить педагогическую поддержку становления и развития личности в формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, продолжение которого в старшем звене зависит от принятия заложенных и сформированных ценностей, целей, мотивов, задач и условий позитивного самовыражения, самореализации и саморазвития личности обучающегося.

4.    Обеспечение минимального надлежащего уровня материального оснащения ведения школьных и внешкольных форм педагогического взаимодействия, где физическая культура и здоровый образ жизни являются базовыми элементами продуцирования различных достижений и показателей сформированности того или иного искусства и мастерства. Так, всевозможные мероприятия типа «Веселые старты», «Спартакиада», «Папа, мама, я — дружная семья», «День здоровья», «Праздник народной культуры, состязаний и соревнований» и пр. обеспечивают личности позитивное развитие и физического, и духовного, и интеллектуального начал, единство которых по древнему пониманию постановки задачи является самоцелью становления личности. Материальное оснащение спортзала различным спортивным инвентарем и позитивное отношение педагога к формированию потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена — необходимое условие для становления личности обучающегося и социальной его направленности в выборе приоритетов и направлений самоидентификации и самореализации.

5.    Разработанное программно-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса занятий физической культурой в среднем звене должно опираться на достигнутый уровень развития личности обучающегося и продолжать формировать и укреплять позитивное отношение к физической культуре, здоровому образу жизни, соблюдении режима дня, своевременного питания, восстановления организма (имеется в виду не только физическое восстановление, но интеллектуальное, морально-нравственное и пр. виды). Для реализации данного направления существуют традиционные методы исследования качества проведения уроков физической культуры, но использование которых в современных условиях говорит о недостаточности, некоторой несостоятельности анализа и верификации возможностей занятий ФК в среднем звене. Данное направление должно быть предельно точно проработано, осуществлена верификация и оптимизация планирования и уточнения содержания занятий по ФК для различных групп обучающихся (нас в дальнейших работах будет интересовать группа обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей ОВЗ (в частности ЗПР) общеобразовательных школ, представляющих определенную незащищенную социально-профессиональную прослойку, неактивно и не оптимально использующих свой потенциал и возможности в выборе и решении основных противоречий субъектно-средового становления личности «хочу — могу — надо — есть»). Возможности таких обучающихся в большей степени усугублены положением несостоятельности всех выше перечисленных компонентов в решении противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена. К ним относится обычно и низкая социальная культура родителей, и низкий уровень материального обеспечения, и низкий уровень родительского влияния на процесс воспитания и развития (гипоопека), и зачастую различные хронические заболевания, мешающие личности обучающегося быть в полной мере активным в выборе и решении задач развития и становления. Научная постановка проблемы исследования обеспечивает качественное решение заявленных противоречий. Программно-педагогическое обеспечение фасилитации процессов самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, социализации и позитивного самоутверждения личности в структуре формирования культуры самостоятельной работы, являющейся ресурсом развития личности и ее форм, методов, условий и возможностей качественного становления и самоутверждения, обеспечивает всестороннюю поддержку и личности, включенной в неустанный поиск оптимальных решений основных внутриличностных и субъектно-средовых противоречий, и социальной среды в подготовке такого рода обучающихся. Необходимо выбрать направление методологического знания современной педагогики, обеспечивающее целостное понимание проблемы и противоречий формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках ФК обучающихся среднего звена, субъектно ориентированную, ситуативную постановку и решение задач обучения и образования определенной выборки (группы) обучающихся, осуществляемых на уроках ФК в соответствии в выделенными противоречиями и задачами развития личности и класса (группы обучающихся). В структуре первичного анализа проблемы исследования мы будем придерживаться коррекционно-здоровьесберегающего подхода, фасилитирующего выбор приоритетов, форм, методов, технологий и педагогических средств решения задач формирования потребности в здоровом образе жизни на уроках ФК у обучающихся среднего звена и, как следствие, задач социализации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования, профессионального становления личности в системе непрерывного профессионального образования.

6.    Создание условий для сотрудничества педагогов образовательного учреждения (ОУ) в выборе системы направлений формирования потребности в здоровом образе жизни не только на уроках физической культуры у обучающихся среднего звена, но и на всех предметах, изучаемых обучающимися через процесс и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы, обеспечивающей развитие физического, интеллектуального, морально-нравственного потенциала личности, где разграничение групп «педагогически запущенные обучающиеся» и «обучающиеся с дефектами физической, умственной, психической активности» определит выбор и приоритеты разработки и внедрения программно-педагогического сопровождения целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Только системная постановка проблемы может дать высокий, качественный уровень ее решения. Для этого необходимо создать условия для продуктивного самовыражения и самореализации педагогов, работающих в ОУ, формирования высокого уровня культуры самостоятельной работы, кроме того необходимо системно верифицировать поощрения за определенные достижения обучающихся с заявленной степенью проблем в обучении и ведении здорового образа жизни, самореализации и самосовершенствования, формирования потребностей в высоких достижениях в выделенном направлении деятельности, которое в дальнейшем может стать профессионально востребованным и конкурентоспособным.

 

Литература:

 

1.         Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978–5-7262–2006–2.

2.         Свинаренко В. Г. Профессионально-педагогическая культура в условиях непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 133–136.

3.         Козырева О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия // Педагогическое образование и наука. 2009. № 9. С.79–83.

4.         Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. — Новокузнецк: изд-во КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 385 с. ISBN 5–85117–239–8.

5.         Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов: теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4–1. С. 136–142.

6.         Редлих С. М., Козырева О. А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 1 (3). С. 49–62.

7.         Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С.103–107.

8.         Кириллов А. Е., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Профессионально-педагогическая культура будущего педагога по ФК в контексте идей здоровьесбережения // Технологические обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом: матер. VIII Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч. 2. Новокузнецк, 2013. С. 137–138.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle