Библиографическое описание:

Машарова А. Д. Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 333-334.

В результате проводимых исследований, на территории Российской Федерации в настоящее время проживает большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Следуя Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в законодательстве для всех, кто прибывает в нашей стране, не являясь ее гражданином:

-        данная категория граждан не может занимать посты государственных служащих, а также ряд должностей (Президент России, командир экипажа воздушного судна и пр.);

-        их нельзя допустить к деятельности, которая связана с государственной тайной;

-        воинская обязанность на них не распространяется;

-        административная деликтоспособность в отношении данных лиц имеет определенную специфику (за некоторые правонарушения к ответственности привлекаются только иностранцы и лица без гражданства; к примеру, применение такого административного взыскания, как выдворение;

-        они не могут состоять в политических общественных объединениях;

-        иностранные граждане и лица без гражданства кроме граждан стран СНГ, с которым было заключено соглашение о безвизовом въезде и выезде, должны въезжать в Российскую Федерацию только после получения визы. В получении визы могут отказать, при угрозе безопасности или по иным причинам, определенным в законодательстве;

-        данная категория граждан проживает и осуществляет деятельность основываясь на специальных документах (вид на жительство, заграничный паспорт своего государства и др.);

-        их могут ограничить в перемещении и выборе места жительства, при необходимости обеспечения общественного порядка, государственной безопасности, защиты прав и законных интересов граждан;

-        иностранные граждане обладают правом приобретения гражданского оружия по лицензиям ОВД при ходатайстве представительств стран, гражданами которых они являются, однако приобретенное оружие должно быть вывезено за пределы Российской Федерации за пять дней с момента покупки. При нарушении срока вывоза оружия его могут конфисковать;

-        данная категория граждан может получить статус беженца, право на политическое убежище, а также стать гражданином России.

Необходимо указать, что применение иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб законным интересам Российской Федерации и ее гражданам.

Что касается обязанностей, которые иностранные граждане и лица без гражданства несут на территории Российской Федерации, то в данном случае работает то же общее правило, что и в отношении прав: иностранцы несут равные с гражданами Российской Федерации обязанности, кроме случаев, определенных международным договором или федеральным законом РФ.

В первую очередь, иностранные граждане и лица без гражданства должны соблюдать нормы Конституции РФ и ее законодательства. Они, в том числе, должны платить сборы и налоги в общем порядке с гражданами РФ, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Их доходы облагаются налогом, в том случае если они приобретены из источников на территории Российской Федерации в денежных (рублях или иной валюте) и натуральных формах, и облагаются налогом в том размере, который предусмотрен законодательствам России для налогообложения подобных доходов граждан Российской Федерации, которые имеют постоянное место жительства на территории России. Таким образом, платеж подоходного налога в Российской Федерации иностранными физическими лицами основан на принципе резидентства (преимущественного или постоянного местожительства).

Для получения статуса резидента, чтобы оплачивать налоги, иностранному гражданину необходимо прожить на территории Российской Федерации 183 календарных дня в году. Следовательно, резидентство в Российской Федерации находится каждый год.

Резиденту устанавливается полная налоговая юрисдикция страны проживания. Резидент оплачивает налог на доход, который получен как в Российской Федерации, так и за ее границами. Для нерезидентов принцип резидентства совмещается с принципом территориальности, которое подразумевает взыскание налогов и на имущество. Это проявляется в том, что нерезиденты платят налоги только на доходы, которые получены из источников на территории Российской Федерации, или на имущество, которое находится на территории Российской Федерации.

Разница между резидентами и нерезидентами в том, что у резидента полная налоговая ответственность, а у неризидента — ограниченная.

Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливается три основных категории граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие.

Временно пребывающий гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы, не имеющее вид на жительство. К особым категориям временно прибывших лиц относятся: ходатайствующие о признании беженцы, признанные беженцы либо беженцы, получившие временное убежище.

Временно проживающий гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Особую категорию составляют граждане, получившие политическое убежище в Российской Федерации.

04 июля 2014 года в закон «О правовом положении иностранных граждан» были внесены изменения. Федеральным законом совершенствуется порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России в отношении запрета выдачи разрешения на трудовую деятельность и патентов для иностранных граждан, которые прибыли на территорию России в порядке, который не требует получения визы, с целью, не связанной с трудовой деятельностью.

Тем не менее, необходимо указать, что составление комплексного представления об обязанностях иностранных граждан и лиц без гражданства сегодня достаточно проблематично, поскольку центральным законодательным актом в данной сфере социальных отношений является Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., в котором не содержится соответствующего раздела. По этой причине можно судить только об отдельных нормах, которые предусматривают особенности обязательств, возложенных на иностранных граждан, заключающихся в разнообразных нормативных актах разных отраслей права Российской Федерации.

Следовательно, можно сказать, что в современном Законе о правовом положении иностранцев 2002 года не выполняется его основная функция — сосредотачивая внимание на отдельных моментах нахождения иностранцев в Российской Федерации, он не предоставляет комплексное представление о конституционно-правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.                 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.1.2003 № 141-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 18.07.2006 № 110-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ). — М, 2007

2.                 Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). — М, 2008

3.                 Аникеева Е. Д. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации: Дисс. канд. юрид. наук. М.,2004.

4.                 Басик В. П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России.М.,2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle