Библиографическое описание:

Толкова Н. М. Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 493-495.

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, — дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о воспитанниках дома ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития ребенка [3]. Несмотря на то, что детям, растущим в доме ребенка, уделяется особое внимание, следует все же признать, что воспитание малышей вне семьи является вынужденным, обусловленным какими-либо критическими обстоятельствами. Серьезность решения этой проблемы связана прежде всего с поиском рациональных методов и приемов воспитания, позволяющих не только компенсировать отсутствие родителей, но и использовать положительные стороны жизни малыша в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация (возникновение совместных, эмоциональных проявлений и переживаний по поводу восприятия одних и тех же предметов, наблюдений, проведения режимных процессов, освоения окружающего и т.). Рациональная организация педагогического процесса, в основе которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его психической жизни посредством организации различных видов деятельности (предметной, познавательной, игровой и т. д.), направлена на формирование в ребенке личности, на развитие у него уже на ранних этапах детства потребностей духовного характера. Невнимательное отношение к этой стороне жизни малышей отрицательно влияет на их развитие, поэтому должно быть исключено из практики детских учреждений.

Первое условие: организация среды. Необходимо учитывать, что дети в доме ребенка в течение длительного времени живут в условиях одного и того же группового помещения, поэтому важным условием развития ребенка в целом и навыков общения в частности является организация развивающей среды, с продуманным эстетическим оформлением, а также создание удобства и «домашнего» уюта. Желательно, чтобы групповая комната, ее оборудование соответствовали потребности ребенка в освоении пространства; подбор игрушек способствовал возникновению соответствующих возрасту игр, т. е. чтобы дети занимались развивающими видами деятельности (игры с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, с водой и песком, рассматривание картинок, наблюдения явлений живой и неживой природы и т. д.). Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для движения. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол — барьер, около которого дети не только двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Из мелких пособий, обеспечивающих двигательную активность, необходимы мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Рекомендуют в доме ребенка создание специальной «домашней» комнаты, куда детей будет приглашать старший воспитатель, логопед, врач, где один ребенок или группа из трех-четырех детей играют рядом с работающим взрослым, потом им что-нибудь показывают или рассказывают, все вместе пьют чай. После чая все вместе моют посуду, вытирают, ставят на место, затем идут «домой» — в группу. Дети уходят спокойно, так как знают, что скоро придут сюда опять. В такой обстановке у детей будут формироваться новые понятия («идти в гости», «домой» и т. п.); они видят, как работает взрослый, сидят рядом с ним за высоким столом. Каждый ребенок чувствует внимание к себе, домашнее тепло, уют. Такая организация вносит в жизнь детей необходимое разнообразие, дает ребенку возможность отдохнуть от коллектива, пообщаться с взрослым.

Второе условие: организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях. С детьми раннего возраста необходимо проводить занятия, в процессе которых характер общения преобразуется и выходит на новую форму общения взрослого с ребенком (ситуативно-деловую):

1)      занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем;

2)      занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию;

3)      занятия по развитию общих движений: гимнастика, подвижные игры;

4)      музыкальные занятия [2,с. 88].

Воспитатель должен проводить занятия очень эмоционально, живо, не требуя от детей ответов, а вызывая у них естественное желание ответить. Воспитателями широко используются приемы неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность. Прежде всего нужно создать эмоциональный настрой: еще до появления предмета, воспитатель спрашивает: «Кто там?», затем внезапно появляется предмет, внезапно же исчезает. Если дети не называют предмет, сам воспитатель называет его несколько раз правильным словом и облегченным: «кукла» — «ляля». Пряча предмет, он говорит: «Ай, нет!», а показывая снова: «А-а — вот он». А также широко используется наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь. Важно вызывать активную реакцию детей. Все занятия с детьми раннего возраста должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого должна вызывать у ребенка положительные эмоции, интерес, помогать установить контакт между воспитателем и ребенком. На музыкальных и физкультурных занятиях предусмотрены активные движения, на других занятиях дети выполняют поручения (принести игрушку) или инструкцию (спрячь игрушку в домик), подражают персонажу (прыгают, как зайчик, мяукают, как котенок). В ходе занятия каждый ребенок обязательно отвечает на вопросы, высказывается сам. Наибольшая активность возникает у ребенка при повторном предъявлении материала. Поэтому при обучении следует предлагать детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы), а кроме этого, повторять занятия (новое — через 2–3 дня, повторное занятие — через 4–6). Чтобы интерес к занятиям не исчез, желательно через некоторое время — частично или полностью — заменять демонстрационный материал, изменять место проведения занятия. После того как дети освоят новое содержание игрового материала, его можно предлагать для самостоятельной деятельности под контролем воспитателя. С теми детьми, кто недостаточно хорошо освоил новое, элементы занятия повторяются в процессе индивидуального общения на фоне самостоятельной деятельности детей группы. Основной формой организации занятий являются занятия с небольшой группой(4–6 человек). Деление детей на группы надо проводить не механически: в каждую подгруппу включаются дети с более или менее одинаковым уровнем развития. Время для занятий выбираются так, чтобы воспитатель и няня уже освободились от проведения других режимных процессов, а дети были в бодром, хорошем настроении.

Третье условие: развитие общения при осуществлении режимных процессов. Режимные процессы в доме ребенка используют для формирования общения со взрослыми и сверстниками. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:

-          воспитатель должен быть внимателен к нуждам детей, их состоянию;

-          воспитатель должен учить детей ласково обращаться друг с другом, побуждать их помогать друг другу (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу, принести стул младшему ребенку и т. д.);

-          приучать детей выполнять установленный порядок, заботясь о других (разговаривать в спальне тихо, не мешая тем, кто спит; уметь подождать, когда воспитатель занят с другим ребенком; помогать няне и воспитателю);

-          воспитатель должен объяснять ребенку (в доступной ему форме) связь между действиями и явлениями;

-          воспитатель должен знакомить ребенка с различными качествами и свойствами предметов;

-          обогащать словарный запас ребенка;

-          речь взрослых не должна быть шаблонной т. е. должна быть живой и разнообразной.

Постоянство и единство требований к ребенку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определенных правил: проводить их постепенно, не заставляя детей ждать обеда или своей очереди, чтобы одеться, и т. п.- все это очень утомляет их. Посадив ребенка за стол, нужно сразу дать ему пищу; раздевание перед сном и сборы на прогулку проводят небольшими подгруппами, остальные дети в это время занимаются или играют. К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельно есть, раздеваться, задвигать после еды стульчик, благодарить. Следует терпеливо, многократно показывать детям, как удобнее держать ложку, сидеть за столом, вытирать салфеткой лицо. Все свои действия воспитатель сопровождает словами (поясняя, одобряя, указывая и пр.). Очень важно создать у детей эмоционально-положительное отношение к кормлению, туалету, обливанию, укладыванию спать.

Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:

1)      в самой области общения;

2)      в области любознательности детей;

3)      в сфере их эмоциональных переживаний;

4)      при формировании любви к взрослому и дружеских притязаний к ровесникам;

5)      в сфере овладения речью.

Чтобы обеспечить включение механизмов формирования общения, Лисина М. И. предлагает соблюдать следующие рекомендации:

-          относиться к ребенку как к личности. Это означает, что любую процедуру следует сопровождать беседой и комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребенку, включать одобрения и порицания действий, если бы малыш совершал их с полным сознанием;

-          организовать контакты взглядов. Это — один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять;

-          подкреплять улыбки ребенка. Улыбка — самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру.

-          учить детей играть вместе или рядом друг с другом;

-          учить сочувствовать и сопереживать сверстнику;

-          подкреплять положительные контакты сверстников [1,с.50].

Четвертое условие: организация эмоционально — практического общения. Взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. В результате такой деятельности взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику [4, с.113]. Переход детей к коммуникативному взаимодействию становится возможным благодаря целенаправленной организации детского общения, которую осуществляют педагоги:

-          воспитатель должен учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности (Пр.: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «попроси машинку у Васи»);

-          педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чувства, причем как положительные, так и отрицательные;

-          воспитатель может развивать в ребенке способность к сопереживанию, желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением.

Одна из наиболее эффективных форм развития субъективного взаимодействия детей в условиях дома ребенка — игровая деятельность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Для развития у детей коммуникативных навыков, рекомендуется использовать игры, направленные на решение одновременно нескольких задач:

-          создание положительных эмоций, развитие эмпатии («Назови себя», «Тихий разговор» и т. д.);

-          достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия («Пирамида любви», «Катаем мяч», «Менялки игрушек» и т. д.);

-          снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому («Волшебное перо», «Гамак», «Тихий час для мышат» и т. п.);

-          помогают испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества («Слушаем сердце», «Кораблик» и т. д.). Становление общения детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, с взрослыми и сверстниками растягивается на несколько лет. Этот процесс складывается во многом стихийно. Взрослый в своем общении с детьми должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы. В доме ребенка потребность каждого из детей в общении со взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должна быть удовлетворена. Общение ребенка со взрослым осуществляется в результате выполнения следующих педагогических условий: организация среды, организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях, развитие общения при осуществлении режимных процессов, организация эмоционально-практического общения.

 

Литература:

 

1.         Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Я. Царегородцева // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 3, С.47–51.

2.         Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: кн. для работников дома ребенка; Р. В. Тонкова — Ямпольская [и др.]. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.

3.         Павлова, Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. Н. Павлова. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

4.         Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д., 2005. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle