Библиографическое описание:

Петрова М. И. Эстетическое воспитание как фактор и условие патриотизма // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 466-468.

Проблема патриотического воспитания современной молодёжи является одной из наиболее актуальных в наше время. О своевременности этого направления говорит принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». Она охватывает все возрастные группы и социальные слои граждан РФ. Для решения проблемы проводятся научно-практические конференции педагогов, активизирована работа исследователей.

Изменения в политической, духовной и социально-экономической сферах стали результатом коренных преобразований в стране XX — XXI веков и определили существенные перемены в истории России. Это повлекло снижение воспитательного потенциала российской культуры, образования и искусства, являющихся важнейшими факторами и условиями формирования патриотизма.

Актуальная задача — разработка научных подходов к организации патриотического и эстетического воспитания граждан как единого общества, что впоследствии должно дать толчок духовному оздоровлению народа.

Основа патриотизма складывается из чувства гордости за достижения Родины и уважения к истории своего народа.

Проблема воспитания патриотизма, как одного из сильнейших чувств в душе человечка и гражданина, не является новой и насчитывает уже около века.

На основе теоретического анализа нормативных документов и специальной литературы можно сделать вывод, что термин «патриотизм» не имеет чёткого значения. Для каждого индивидуума это субъективное понятие, в которое он вкладывает определённое мировоззрение, сложившееся на основе жизненного опыта и уровня культурного развития.

При работе со специальной литературой и проведением широкого анализа терминов в словарях русского языка, можно сказать, что общее значение понятия «патриотизм» — это любовь к Родине. Патриотические качества ребёнка воспитываются при помощи совокупности взаимодействий педагогического коллектива, целью которых является достижение высокого качества и эффективности деятельности учителей в сфере развития патриотических качеств школьника и студента.

Актуальность рассматриваемой проблемы подтверждает анализ педагогической литературы, где за основу берётся единство патриотического и нравственного воспитания. Благодаря ему становится ясно, что «патриотизм» имеет крепкую взаимосвязь с любовью и преданностью Отечеству, стремлениям служить и защищать интересы Родины.

Патриотизм играет роль устойчивой характеристики личности, которая выражается через его нормы поведения, мировоззрение, моральные и нравственные идеалы. Патриотизм, который можно выделить в коллективных настроениях, оценках, отношении к своим соотечественникам, истории, социологии, культуре и образу жизни, восходит до макроуровня и является важной частью общественного сознания.

Проявление патриотизма растёт из малого: деятельность и поступки человека, которые формируют его как личность, прохождение им целого ряда этапов, восходящих к патриотическому самосознанию и любви к Отечеству.

Важнейшую роль играет деятельная сторона патриотического воспитания, так как именно она преобразовывает чувственное начало в определённые поступки на благо Родины.

Патриотизм — это полноценная нравственная основа жизнеспособности государства, которая выступает внутренним мобилизующим ресурсом развития как школьников, так и студентов.

Познание духовного наследия и приобщение к русской народной культуре являются задачами передачи опыта, ценностей, обучения и воспитания гармонично развитой личности, которая способна толерантно относиться к взглядам других и принимать факт наличия множества позиций.

Эстетическое воспитание играло огромную роль ещё в древние времена. Во всех исторических эпохах выдвигались собственные идеалы, системы воспитания, методы образования, соответствовавшие социально-экономическим условиям развития того или иного общества.

Впервые термин «эстетическое воспитание» был употреблён Ф. Шиллером. Он толковал данное понятие не только как возможность понимать искусство, но и формировать его при помощи гражданина и личности.

Осуществление эстетического воспитания на Руси проходило путём освоения народных этики и эстетики, участия в обрядах и ритуалах. Связь нравственного и прекрасного укреплялась песнями, сказаниями, былинами, развитием ремёсел и постоянной связью с природой, что ускоряло развитие художественного вкуса предков. Идеал красоты — это служение Родине. Нравственно-эстетическое воспитание древних русичей было испытано окружающей средой, оно усваивалось через праздники, ремесло, традиции и народное мировоззрение.

Согласно Н. И. Новикову (XVIIIв.) эстетическое воспитание является частью умственного, в процессе которого происходит приобщение детей к искусству, воспитание и развитие художественного вкуса, выявление способностей к созданию эстетических ценностей.

Эстетическая культура — это суть нравственно-эстетического воспитания личности.

Эстетическое воспитание тесно взаимодействует с другими видами воспитания для решения педагогических задач, которые являются актуальными и по сей день.

Эстетическое воспитание ставит задачи, связанные с формированием морального облика и нравственной направленностью личности, а также стремлением преобразовать природу и общество.

Содержание системы патриотического воспитания заключается в анализе, оценке, прогнозировании и моделировании состояния процесса эстетико-патриотического воспитания в государстве. Оно определяет текущие и перспективные задачи воспитательной деятельности.

В наше время эстетическое воспитание выдвигает такие задачи:

1.         Систематическое развитие эстетического чувства на основе всех видов искусства, природы и быта, способствующих непосредственному эмоциональному отклику.

2.         Приобщение граждан к деятельности в любой области искусства; обучение художественным знаниям и практическим умениям.

3.         Формирование основ эстетического вкуса, начиная со школьной скамьи, перерастающего в способность оценивать явления жизни с нравственно-эстетической точки зрения.

4.         Развитие творческих способностей личности с целью развития художественных умений и навыков для полноценной творческой деятельности.

Эффективными методами эстетического развития и воспитания можно назвать следующие:

1.                  Убеждение, направленное на развитие эстетического восприятия.

2.                  Приучение, практические действия, цель которых — преобразование окружающей среды.

3.                  Проблемные ситуации, которые являются катализатором к творчеству и практическим действиям.

4.                  Побуждение к сопереживанию, вызывающее эмоциональную отзывчивость к прекрасному и отрицательное отношение к безобразному.

Эстетическое воспитание способствует развитию патриотизма. Ученые рассматривали его с разных точек зрения, но многие сходились на том, что эмоциональный отклик способствует эффективному формированию нравственной направленности личности.

Эстетическое воспитание — это учебно-трудовая деятельность личности. Коллективный труд, имеющий творческое начало и обозначенный высокой общественной целью, играет немаловажную роль в развитии патриотизма.

Наглядный пример наших дней — донскими казаками в 2012 году было внесено предложение о создании центра патриотического воспитания молодёжи и подготовки к военной службе. Открытие казачьего кадетского корпуса планируется в 2018 году.

Сфера эстетического творчества, основанная на заботе об окружающей среде и людях, носит глубоко индивидуальный характер. Эстетическая культура возможна только при наличии личных чувств человека.

Накопление эстетических впечатлений, начиная с самого юного возраста, даёт возможность развить и укрепить чувство заботы об окружающей обстановке. Через неё приходит патриотическое осознание, которое играет немаловажную роль в становлении гражданина Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.                  Жариков А. Д. Растите детей патриотами — М., 1979. — С. 236

2.                  Гасанов З. Т. Морально-эстетические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. — 2003. — № 5. — С. 18–26

3.                  Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся национальных школ / [В. Г. Бирюков, В. Г. Ветвицкий, Л. М. Гайдарова и др.] Под ред. М. И. Махмутова, А. В. Текучева, Н. М. Шанского. — Л.: Просвещение, 1982. — С. 384.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle