Библиографическое описание:

Кудратов З. Г., Тошбоев Б. Б., Бердиев Г. И. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в некоторых развитых странах // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 242-245.

В нынешнем этапе экономического развития основу национального хозяйства стран мира создает малый бизнес, основанный на частной собственности и изучение, анализ, использование передовых опытов этих процессов являются актуальными вопросами. Особенно, масштаб осуществленных работ, достигнутых результатов по этой направлении в экономике развитых стран являются примером для стран переходящим к ведению хозяйства по принципам рыночной экономики и нынешняя ситуация требует использовать их опыт на том или другом уровне. Этот процесс для экономики Узбекистана также является объективной необходимостью.

Малый бизнес в экономике Узбекистана считается приоритетным и перспективным направлением. Особое внимание было уделено сфере демократизации и либерализации экономики, созданию эффективных механизмов поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства. В соответствии с законами «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (в новой редакции) и другими актами законодательства последовательно сокращались перечень, виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности. Достаточно сказать, что только за последние годы отменено свыше 160, или 44 процента, разрешительных процедур, на 19, или 25 процентов, сокращено количество видов деятельности, подлежащих лицензированию. В 1,5–2 раза сокращены формы и периодичность предоставления субъектами предпринимательства статистической, налоговой и финансовой отчетности в государственные органы [1].

В развитых странах количество субъектов малого бизнеса с середины 70 годов XX века существенно увеличилось. На сегодняшний момент удельный вес микрофирм и малых предприятий в составе хозяйствующих субъектов достигло 70–90 %. Они играют ведущую роль по объемам производимой продукции, оказываемых услуг и по численности занятых в национальной экономики множества стран. Малый бизнес и частное предпринимательство является очень значимой по трудоемкости, по обширности отрасли при организации общественного труда.

Мировая практика доказала состоятельность полного проявления преимуществ малого бизнеса в условиях конкуренции рыночной экономики. Чем выше уровень развития малого бизнеса, тем выше его значение в развитии национальной экономики и место в жизни общества. Потенциал малого бизнеса может быть эффективно использован совместно с крупным бизнесом.

В настоящее время в ЕС осуществляет свою деятельность более 20 млн. субъектов малого бизнеса, они обеспечивают рабочими местами около 90 млн чел. На 99,8 %(из них 91,8 % являются микрофирмами, в которых количество работников не превышает 10 чел) из этих предприятий работают до 250 чел. 67,4 % всех рабочих мест приходиться на долю субъектов малого бизнеса [2].

В ЕС для субъектов малого бизнеса предоставлены различные налоговые льготы. При этом учитывается их объем, направление производственной деятельности и другие факторы. Например, те предприятия, у которых средства в обороте ниже чем 2 млн. евро НДС уплачивают после реализации продукции [3].

Италия считается страной, самым развитым малым бизнесом в Европе. Опыт Италии самый яркий пример решения острейшей проблемы экономики — безработицы путем развития малого бизнеса. Из свыше 4 млн. предприятий 98 % являются субъектами малого и среднего бизнеса. Количество микрофирм составляет 60 % от общего число предприятий.

В Италии функционирует около 3,5 млн. малые и средние предприятия. В них занято 13 млн. человек или 79 % всех занятых. На их долю приходится 52 % ВНП страны. 18 % экспорта Италии обеспечивают те ремесленнические малые предприятия, в которых работают 2–3 человека.

В Великобритании критериями определения субъектов малого бизнеса являются годовой оборот и количество занятых в отраслях экономики. В этой стране малым предприятиям предоставлены льготы в виде сниженных налоговых ставок, относительно корпорациям, отсрочка при погашении кредитов и т. д.п. Правительством в целях развития и повышения конкурентоспособности малого бизнеса разработано общегосударственные программы «Предпринимательская инициатива». В одной из них, например, среды малых фирм, в которых работают до 50 человек, каждый год проводится конкурс по определению самой лучшей разработки коммерческой стратегии по выпуску высокотехнологичных продукции. Для осуществления этой программы Министерства Торговли и промышленности выделит 70 млн. фунтов стерлингов. Участникам конкурса предоставляется субсидии в размере 75 % от объема затрат.

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

-          Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;

-          Малые предприятия — от 20 до 100 человек;

-          Средние предприятия — от 100 до 499 человек.

Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США сформировалась в 1953 году, когда была создана Администрация по делам малого бизнеса в США (АМБ, US Small Business Administration), защищающая интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне. Представительства данной организации находятся во всех крупнейших городах, что позволяет распространять политику поддержки малого бизнеса на все штаты, а не только на основные экономические центры.

Основными задачами АМБ являются:

-          помощь в получении кредита и предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;

-          непосредственное субсидирование и кредитование малого и среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета;

-          техническая и информационная поддержка бизнеса;

-          сохранение и развитие конкурентной среды.

АМБ оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. Наиболее традиционными и крупными являются — поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортно-ориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и прочее.

К малому и среднему бизнесу в Канаде относят предприятия с количеством наемных работников менее 500 и доходом менее 50 млн. долларов. К этой категории относится более 1 млн. предприятий. Более 73 % предприятий МСБ заняты в сфере торговли и услуг, 27 % в производственном секторе.

Система поддержки малого и среднего бизнеса характеризуется обилием программ, реализуемых на уровне правительства. Канада провозгласила 2011 год годом предпринимательства с целью популяризации малого бизнеса.

Предпринимательство все больше рассматривается как привлекательная перспектива. В результате все больше молодых людей и женщин начинают собственную предпринимательскую деятельность. Фактически 75 % новых предприятий создается женщинами. Данные провинции Британская Колумбия показывают, что за последние 5 лет число молодых собственников МСП выросло на 70 %. В Канаде существуют программы поддержки экспортной деятельности, такие как Служба Комиссионной Торговли и Программа Бизнес Организаций CME.

В 2011–2012гг. было выделено свыше 20 млн. канадских долларов (616 млн. руб.) на поддержку молодежного предпринимательства.

Развитию предпринимательства способствует упрощенная разрешительная система, низкая стоимость электроэнергии одна из самых низких в мире на сегодня.

Самые благоприятные условия для привлечения инвестиций:

-          доступность рискового капитала (venture capital) — сегодня его в Канаде более чем в 2 раза больше на душу населения, чем в США;

-          развитие наукоемких технологий;

-          разветвленная институциональная экспортная поддержка;

-          большое количество различных государственных — федеральных и провинциальных программ — поддержки и развития предпринимательства. Некоторые товары и услуги облагаются налогом только формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские изделия, связанные с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием.

В настоящее время в Японии число малых предприятий составляет 99 % от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий — это малые предприятия. Занято на них 54 млн. человек, т. е. 70 % всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП — около 52 % (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях — около 40 %, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15 %.

В Японии достаточно легко можно начать собственный бизнес. Чтобы работать как индивидуальный предприниматель, нужно только зарегистрироваться. Регистрация юридического лица стоит чуть больше $1. На старт предприятия принято брать кредиты в банках либо в торгово-промышленных палатах. Правительство следит за тем, чтобы во всех частных банках работали кредитные программы для начинающих предпринимателей. Средняя годовая ставка по такому кредиту — 3–5 %.

В Японии сложились четыре центра проведения политики стимулирования малых предприятий:

1.         Центральное правительство (разрабатываются программы, связанные с предоставлением ссуд и займов, налоговых льгот);

2.         Местные органы власти (кредитные гарантии и страхование);

3.         Крупный бизнес;

4.         Самостоятельные объединения мелких предприятий.

Стимулирование проводится на всех этапах развития старых и особенно новых малых и средних предприятий: регистрации, становления, роста. Для этого используется система разнообразных экономических рычагов: льготные займы и кредиты (общие и целевые), различные налоговые льготы, техническая и консультационная помощь, информационное обслуживание, подготовка кадров и прочее.

В Германии действуют критерии малого и среднего бизнеса, установленные в Рекомендации Европейской комиссии 2003/361/EG, которая вступила в силу 1.01.2005. Микрокомпании: число занятых — менее 10 чел., годовой оборот или активы на конец года — не более 2 млн. евро; малые компании: число занятых — от 10 до 49 чел., годовой оборот или активы на конец года — не более 10 млн. евро; средние компании: число занятых — от 50 до 249 чел., годовой оборот — не более 50 млн. евро, активы на конец года — не более 43 млн. евро; компании должны иметь в своем уставном капитале не более чем 25 % долю владельцев, не удовлетворяющих указанным критериям, и сами должны иметь не более чем 25 % доли участия в уставных капиталах других компаний, не удовлетворяющих указанным критериям. Крупными по определению Евросоюза считаются компании с числом занятых от 250 чел., годовым оборотом от 50 млн. евро и активами от 43 млн. евро.

Львиная доля средств, направляемых Министерством экономики и технологий Германии на поддержку МСБ, приходится на две программы — Центральную инновационную программу для МСБ и Программу инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой, осуществляемую в рамках закона «Об общегосударственной задаче «Совершенствование региональной экономической структуры»».

Центральная инновационная программа для МСБ (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM) действует с середины 2008 г., за период ее реализации было получено около 30 тыс. заявок, из них одобрено более 21 тыс. на общую сумму 2,7 млрд. евро. Центральная инновационная программа для МСБ (ЦИМ) не привязана к конкретным технологиям и отраслям. Инновационные субсидии предоставляются действующим в ФРГ малым/средним компаниям с числом занятых менее 500 чел. и научным учреждениям, на реализацию инновационных проектов трех типов:

-          кооперационные проекты (совместные проекты с участием двух-пяти компаний или компаний и научно-исследовательских учреждений);

-          самостоятельные проекты (осуществляемые отдельными компаниями);

-          сетевые проекты (осуществляемые предпринимательскими группами, состоящими как минимум из шести компаний).

Субсидии предоставляются на сумму максимум 350 тыс. евро для компании, 175 тыс. евро для научного учреждения, 75 тыс. евро на услуги и консультации для поддержки инноваций.

Стимулирование инвестиций посредством налоговых льгот. Приоритет налогового стимулирования — поддержка инвестиционного процесса в восточных землях Германии, основной инструмент — дотации на осуществление капиталовложений, предоставляемые для реализации новых инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, сфере производственных услуг, гостиничном бизнесе.

Инвестиционные дотации. Инвестиционная дотация (Investitionszulage) исчисляется в процентах от стоимости приобретения или изготовления новых производственных основных зданий, машин и оборудования (за исключением воздушных транспортных средств и легковых автомобилей). Указанные инвестиции должны осуществляться на территории шести восточных земель, в рамках новых инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, сфере производственных услуг, гостиничном бизнесе [4].

Таким образом, по международной практике поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах прослеживаются следующие тенденции:

-          Правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСБ как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов.

-          Основными инструментами поддержки являются финансовая и инфраструктурная, а также консалтинг, информационная поддержка, содействие экспорту.

-          Основными целями программ поддержки МСБ являются создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных регионов и отраслей.

-          Законодательство во многих странах направлено на снижение административных барьеров, правовое регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям.

-          В странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Ведение активной политики по направлению занятости населения со стороны государства путем развития малого и среднего бизнеса надо учитывать как одной из функции государства. Конкуренция на этом секторе экономики приведёт к стабильности цен товаров и услуг, к улучшению качества выпускаемых продукций и внедрению новых технологий. Огромный потенциал малого бизнеса дает возможность учитывать его как одним из основных факторов производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Наша главная цель — решительное продвижение по пути развития, демократического обновления и модернизации страны. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 22-годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан. // Народное слово, 6 декабря 2014 года. № 237.

2.         European SME`s under Pressure annual Report on EU SME`s 2010,p. 105–139//http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm The European Commission`s Portal for small businesses.

3.         Communication from the commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010, p.18.//http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm The European Commission’s Portal for small businesses.

4.         Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области http://mb.tomsk.ru/publications/185236/issledovanie-form-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa-v-rf-i-tomskoj-oblasti/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle