Библиографическое описание:

Кузнецова О. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения в период модернизации образования // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 367-369.

Рассматривается проблема формирования эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения, в период модернизации образования. В условиях активных изменений эмоциональная устойчивость к напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога, формированию которого необходимо уделять особое внимание.

Ключевые слова:эмоциональная устойчивость, эмоциональная напряженность, синдром «эмоционального выгорания», профессиональная дезадаптация, модернизация образования, инновации, дошкольное образовательное учреждение.

 

Россия, становясь частью мирового сообщества, и переживая социально-экономические изменения, испытывает острую необходимость преобразований во всех сферах деятельности, в том числе, и модернизацию в сфере образования.

Образование представляет собой важнейшую составляющую общего процесса развития и самосознания человечества. В период модернизации российского образования перед педагогами ставится задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования к личностным качествам педагога, к уровню физического и психического здоровья, умению регулировать свои эмоциональные реакции, что предполагает высокий уровень сформированности эмоциональной устойчивости.

Анализ научной литературы показал, что проблемой развития эмоциональной устойчивости занимались Л. М. Аболин, П. Б. Зильберман, Е. А. Милерян, К. К. Платонов, В. В. Плахтиенко, Ян Рейковский, О. А. Сиротин, О. А. Черникова, в педагогической психологии В. И. Долгова, Д. В. Иванов, О. О. Косякова, Е. М. Семёнова и другие. Интерес ученых к ее разработке, позволил выявить многообразие аспектов ее рассмотрения.

Основная часть рабочего времени педагога дошкольного образования протекает в сложной эмоционально напряженной обстановке ввиду эмоциональной насыщенности деятельности, постоянной концентрации внимания и повышенной ответственности за детей. В результате постоянного напряжения могут появиться нервозность, раздражительность, усталость, недомогания. Эмоциональное напряжение может достигать и критической точки, когда педагог теряет контроль над своими эмоциями, проявляет агрессию по отношению к окружающим (окрики, проявление гнева, раздражительности). Происходит конфликт эмоционального состояния педагога с осознанием его профессионального долга, который обязывает быть спокойным и уравновешенным, принимать взвешенные решения, подавлять проявление негативных эмоций, таких как гнев, возмущение, недовольство, отчаяние.

Помимо этого, предъявляемые повышенные требования к современному педагогу инновационного типа, который выступает теперь в качестве «автора и разработчика новых обучающих программ, занимается исследовательской работой, является пользователем и пропагандистом новейших технологий и концепций в педагогическом процессе» негативно сказываются на здоровье педагога. Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе только усугубляет эмоциональное напряжение, а не приводит к успокоению. Выносливость же педагога, его толерантность и «выдержка, активность и оптимизм, и ряд других профессионально важных качеств» [8], во многом обуславливаются его здоровьем.

В условиях активных изменений от педагога требуется наличие гибкости, мобильности, умение приспособиться к изменившимся условиям и эффективно в них действовать. Но когда эти качества выражены недостаточно, а внутренних ресурсов педагогу не хватает для перестройки поведения, мы сталкиваемся с явлением профессиональной дезадаптации [9].

В связи с этим эмоциональная устойчивость к напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога, формированию которого необходимо уделять особое внимание, ввиду того, что в последнее время увеличилось количество педагогов, испытывающих нарушения в эмоциональной сфере [6].

Продолжающийся научный поиск, до сих пор не даёт однозначного подхода к пониманию феномена эмоциональной устойчивости.

Одни исследователи определяют эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций» (Е. А. Милерян, К. К. Платонов, О. А. Черникова).

Другие — как «функциональную устойчивость человека к эмоциогенным воздействиям» (Л. М. Аболин, П. Б. Зильберман, и др.) [4, С.9].

Остановимся, прежде всего, на тех основных подходах к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов. Таких подходов, по крайней мере, четыре [7, С.106].

При первом подходе эмоциональная устойчивость рассматривается с точки зрения проявления волевых качеств личности, «как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности» [цит. по 4, С. 10].

Второй подход предполагает прямую зависимость эмоциональной устойчивости от особенностей темперамента, силы нервной системы, процессов возбуждения и торможения, т. е. эмоциональная устойчивость личности рассматривается как свойство темперамента. В этом направлении работал польский психолог Я. Рейковский, В. В. Плахтиенко и другие.

Третий подход основан на специфических особенностях эмоциональных реакций, эмоциональных характеристик.

По мнению О. А. Черниковой, такими эмоциональными параметрами являются «оптимальная степень интенсивности эмоциональных реакций, их стабильность; качественные особенности эмоциональных переживаний, их направленность» [цит. по 1, С.33].

Четвёртый подход определяет эмоциональную устойчивость как «интегративное свойство личности, которое способствует успешному осуществлению деятельности в напряжённых условиях». [1, С.33].

То есть все учёные сходятся во мнении, что это интегративное свойство личности. Можно выделить две основные группы условий возникновения и протекания ЭУ — это внешние и внутренние. [1, С.47].

К числу показателей эмоциональной устойчивости можно отнести:

-        правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценку, принятие решений;

-        последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей;

-        поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи;

-        изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и т. д. [10].

Важно формировать у специалистов способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки [7, с. 111].

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).

Эмоциональное сгорание — это состояние изнеможения, ощущение собственной бесполезности, дегуманизация, деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане [2].

Негативные психологические тенденции в работе педагога ДОУ обуславливаются как чертами характера, особенностями личности, так и ситуативными проявлениями, связанными с нерешенными проблемами, стрессовыми состояниями. Эта составляющая поддается корректировке, в этом педагогу нужно оказывать помощь.

Формирование ЭУ является одной из наиболее актуальных сторон сохранения психического здоровья педагогов в условиях введения новых требований в цели, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности педагогов, воспитанников, родителей, окружающего социума.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, была определена концептуальная основа программы «Формирование эмоциональной устойчивости педагогов ДОУ в период модернизации образования».

Основная цель программы — формирование эмоциональной устойчивости, профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ в период модернизации образования.

Задачи программы:

  1. Способствовать снятию психологического напряжения у педагогов ДОУ.
  2. Содействовать повышению уверенности в себе.
  3. Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости.
  4. Обучить педагогов навыкам саморегуляции, релаксации.
  5. Активизировать желание педагогов к осознанному использованию своих внутренних ресурсов с целью сохранения своего здоровья и личностного роста.

Программа включает в себя три блока:

1.   Диагностический блок. Измерение уровня проявления эмоционального выгорания — «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко. С целью определения как эмоциональная система восприятия реагирует на воздействие стимулов окружающей среды, проводится «Методика диагностики типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды», автор В. В. Бойко. Для оценки уровня психологической и физиологической профессиональной дезадаптации используется «Методика для оценки профессиональной дезадаптации» М. А. Дмитриевой.

2.   Информационный блок. Раскрывается в конкретном содержании знаний об эмоциональной устойчивости, эмоциональном выгорании, симптомах, причинах и последствиях, средствах профилактики. Рассмотрение основных причин дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

3.   Основной блок (Развивающий). Обучение основным навыкам релаксации, саморегуляции, аутогенной тренировки, формирование новых способов поведения. Выработка навыков эффективного планирования и контроля над своим временем. Практические занятия по освоению новых информационных технологий, проектной деятельности, планированию.

В основе развивающего блока лежит тренинг как метод работы с личностью, который ориентирован на использование активных методов групповой психологической работы.

Предполагаемые достижения: способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение уверенности в себе, повышение компетентности.

Данная программа способствует самосовершенствованию педагогов, развитию их эмоциональной устойчивости. Особую значимость этот навык приобретает в период модернизации образования, в обновляющихся условиях образовательного процесса детского дошкольного учреждения, характеризующихся высокими темпами происходящих изменений.

 

Литература:

 

1.        Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека: Монография [Электронный ресурс] / Л. М. Аболин. — Издательство Казанского университета, 1987.–262 с. — Режим доступа: http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.p

2.        Водопьянова Н. Е. Психическое «выгорание» [Электронный ресурс] /Н. Е. Водопьянова //Мир Медицины. — 2001. — № 7. — Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/100matolog/archive/2002/7/art_06.htm

3.        Глазунова Л. И. Эмоциональная устойчивость педагога дошкольного образовательного учреждения как компонент профессионально-педагогической культуры [Электронный ресурс] / Л. И. Глазунова, Е. А. Цейлер, Н. А. Шипелькова // Педагогические науки: проблемы подготовки специалистов. — Белгород. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/33_DWS_2013/Pedagogica/2_150406.doc.htm

4.        Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография — М.: Издательство «Перо», 2014. — 173 с.

5.        Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный ресурс] / К. Маслач. — 1978. — Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/1374

6.        Музыченко М. В. Критерии эмоциональной устойчивости студентов-психологов [Электронный ресурс] / М. В. Музыченко // Психология, социология и педагогика. — 2012. — № 12. — Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/12/1458

7.        Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости [Электронный ресурс] / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопросы психологии. — 1989. — Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/901/901106.htm).

8.        Психологическое здоровье педагога: возможности его сохранения и укрепления. [Электронный ресурс] /Персональный сайт Водяха С. А., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии. — Режим доступа: http://educationalpsychology.narod.ru/index/0–25

9.        Русакова Е. И. Технология преодоления профессиональной дезадаптации учителятем: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07 [Электронный ресурс]/ Русакова Екатерина Игоревна. — Екатеринбург, 2011. — 164с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/

10.    Савина Т. А. Формирование эмоциональной устойчивости будущего педагога: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 / [Электронный ресурс] / Савина Татьяна Александровна. — Москва, 2010. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/144237/

11.    Черникова А. А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / Черникова Алла Анатольевна.– Барнаул, 2009.– 237с. URL: http://www.dissers.info/abstract_399689

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle