Библиографическое описание:

Ильина Ю. В., Дежина Н. А. Перспективы развития сферы малого предпринимательства в ЯНАО // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 221-225.

Малое предпринимательство — важнейшая составляющая цивилизованного рыночного хозяйства. Оно придает рыночной экономике гибкость, мобилизует финансовые и производственные ресурсы, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит значительным фактором структурной перестройки, является одним из важнейших источников первоначального накопления капитала, формирования частного сектора экономики, школой приобретения предпринимательских навыков и лидерских качеств, способствует решению многих социальных проблем [5, с.11].

Государственная политика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным законом «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [14].

Ямало-Ненецкий автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. На формирование системы малого предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе оказывают влияние жесткие северные условия хозяйствования и структура экономики нефтегазодобывающего региона. В отличие от южных регионов России, в округе огромные расстояния между населенными пунктами и слабо развитая сеть автомобильных дорог. Кроме того, на масштабы предпринимательства оказывают заметное влияние ограниченные возможности развития рынка в условиях небольших городов, где сосредоточено 89 % от общего числа представителей малого бизнеса Ямала.

Основным нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе является Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе» № 29-ЗАО от 24 мая 2012 г [6].

Рассмотрим динамику показателей развития малого бизнеса в ЯНАО в 2010–2013 гг. [12].

Таблица 1

Динамика показателей развития малого бизнеса в ЯНАО

Показатель

Ед. изм.

На 01.01.2010 г.

На 01.01.2013г.

Количество МСП и ИП на 1 тыс. населения

Ед.

30,6

48,9

Объем оборота малых предприятий в пересчете на душу населения

тыс. руб./ чел.

77,9

134,8

Доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых

%

9,6

10,7

Объем инвестиций в основной капитал малыми предприятиями в пересчете на душу населения

тыс. руб./ чел.

0,1

1,5

 

Таким образом, прослеживается общая положительная динамика показателей развития малого бизнеса в Ямало-Ненецком автономном округе по числу МСП и ИП на 1 тыс. населения, объему оборота малых предприятий в пересчете на душу населения, доле занятых МП и СП в общей численности занятых, объему инвестиций в основной капитал МП в пересчете на душу населения.

На Ямале у малого и среднего бизнеса хороший потенциал. Ежегодно количество малых предприятий растёт, в том числе за счёт поддержки со стороны Правительства округа.

Рис. 1. Динамика количества субъектов малого предпринимательства в ЯНАО в 2008–2012 г., чел.

 

Исходя из данных диаграммы, представленной на рисунке 1, мы видим положительную динамику малого бизнеса в автономном округе. Рассмотрим направленности малого бизнеса в ЯНАО по видам экономической деятельности (рис.2).

 Рис. 2. Классификация субъектов малого бизнеса ЯНАО по видам экономической деятельности, %

 

Таким образом, мы видим, что почти половину из всех отраслей (47,7 %) составляет оптовая и розничная торговля. На втором месте — строительство (32,2 %), далее следуют операции с недвижимым имуществом, аренда — 10,8 %; затем — услуги транспорта и связи- 7,7.Небольшую нишу рынка занимают услуги в сфере сельского и лесного хозяйства (4,9 %), а так же услуги производства и распределения электроэнергии, газа и воды (3,9 %). Услуги обрабатывающего производства составляют 1,9 %, а добыча полезных ископаемых малыми предпринимателями незначительна — 0,2 %.

Потребительский рынок автономного округа в 2012 году характеризуется увеличением объема продаж товаров продовольственного и непродовольственного назначения и ростом платных услуг, оказываемых населению. На 01.01.2013 г. оборот розничной торговли составил 179 371,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 6,5 % [4].

По оценке 2013 года оборот розничной торговли в 2012 г. составил в реальном исчислении 115,8 % к уровню 2011 года. На увеличение розничного товарооборота оказывают влияние такие факторы, как рост текущего потребительского спроса, расширение ассортимента предлагаемых товаров.

Объем инвестиций в капитал малых предприятий (включая микропредприятия) в течение последних 5 лет крайне не равномерен. Рассмотрим рисунок 3.

Рис. 3. Динамика объема инвестиций в капитал малых предприятий (включая микропредприятия), тыс. руб.

 

Таким образом, мы выяснили, что в период после мирового финансового кризиса 2008 г. произошло снижение инвестиций в 6,7 раза. Затем ситуация стала меняться: произошло увеличение объемов инвестиций более чем в 11 раз, фактически на 810 616 тыс. руб.

Положительная тенденция продолжилась в течение 2011 г. — произошло увеличение объемов инвестиций в капитал малых предприятий в размере 1 678 444 тыс. руб. или почти в 2,8 раза. Но 2012 году произошло резкое снижение вложений в малый бизнес: объем инвестиций сократился в 2,9 раза, в результате чего показатель оказался ниже уровня 2010г.

Это объясняется принятием изменений в окружных законах, например, о «О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», в котором были изменены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности.

Таким образом, динамика объема инвестиций в капитал малых предприятий, особенно в текущем году, связана с кризисными явлениями в современной экономике, ростом курса доллара и евро, принятием санкций в отношении Российской Федерации, а в разрезе региона — изменениями в окружных законах, которые влияют на размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по всем видам предпринимательской деятельности [7].

Для того, чтобы быстро и эффективно решать проблемы малого бизнеса во всех муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа созданы Советы по поддержке малого предпринимательства, например: осознавая важность и значимость малого и среднего бизнеса для развития экономики муниципального образования,

Администрацией города Ноябрьска проводится постоянная работа, направленная на создание и развитие муниципальной системы поддержки и развития предпринимательства на территории муниципального образования и превращения его в значимый сектор экономики [4].

Рассмотрим динамику показателей бюджетной политики муниципального образования г. Ноябрьск.

Таблица 2

Показатели бюджетной политики МО г. Ноябрьск в динамике

Год

Бюджет, тыс. руб.

Финансирование малого и среднего бизнеса, тыс. руб.

2011

7 909 214

7 200

2012

9 142 409

7 500

2013

10 075 676

28 030

 

Таким образом, мы видим, что прослеживается незначительная положительная динамика бюджетной политике муниципального образования, но финансирование малого и среднего бизнеса в 2011 и 2012 гг. явно не достаточно для 130 тысячного города.

В 2013 г. финансирование МП и СП было увеличено почти в 4 раза и достигло 28 030 тыс. руб. Даже эта цифра явно не полностью покрывает возможности развития малого и среднего бизнеса.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется в рамках муниципальной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2010–2013 годы» и продолжена на период 2014–2016 гг. [11]. Исходя из данных таблицы 3, мы видим, что в 2013 г. по сравнению с 2012 и 2011 — значительно (почти в 4 раза) выросло финансирование малого и среднего бизнеса. Общий объём финансирования программы в Ноябрьске за 2013 году составил 28,03 млн. руб. [2]. Всего в 2013 г. финансовая поддержка оказана 23 субъектам на общую сумму 15,6 млн. руб.:

-          9 начинающим предпринимателям на открытие собственного дела;

-          3 субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат, связанных с уплатой первого взноса договора лизинга оборудования;

-          11 субъектам малого предпринимательства на возмещение затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению

Одним из главных направлений является оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства: в рамках муниципальной программы ежегодно реализуются 5 мероприятий финансовой поддержки [1]:

-          предоставление грантовой поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск;

-          предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на возмещение затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

-          предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования;

-          субсидирование затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов в муниципальном образовании город Ноябрьск.

-          субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях.

Кроме того, планируется возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с участием в региональных и зарубежных выставках [3].

Информирование субъектов малого и среднего предпринимательства по реализации мероприятий финансовой поддержки осуществляется путем проведения еженедельных семинаров на базе МБУ «Бизнес-инкубатор».

В целях эффективного взаимодействия бизнеса и власти в Ноябрьске работает Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, активно развивается молодежное предпринимательство, организован «Клуб молодого предпринимателя» на базе МБУ «Ровесник», целью которого является формирование молодежной бизнес-среды.

На сайте Администрации города размещаются нормативно-правовые акты в сфере развития малого предпринимательства, информация о проводимых мероприятиях, проекты нормативных актов, информационное сопровождение осуществляется через газету «Северная вахта».

В целях имущественной поддержки сформирован перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду только субъектам малого и среднего предпринимательства.

В рамках исполнения задачи «Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности», предусмотренной муниципальной программой практически оснащен Бизнес-инкубатор. Создание данного объекта инфраструктуры призвано решить проблемы доступа предпринимателей к офисным помещениям, необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам и создать условия для оперативного получения предпринимателями информационно-консультационной помощи на территории города Ноябрьска.

В целом по округу в 2013 году особой популярностью пользовались меры по предоставлению грантов на начало собственного дела, поддержка лизинговых механизмов и модернизации, компенсация процентной ставки по привлечённым кредитам, льготная приватизация и другие.

Всего в ЯНАО получателями финансовой помощи в 2013 году стали 375 субъектов предпринимательства. Отдача от каждого вложенного бюджетного рубля составляет порядка 177 рублей прироста оборота малых предприятий.

Таким образом, социально-экономическое развитие автономного округа в целом, и малого бизнеса в частности, находится в значительной зависимости от ситуации, складывающейся как в российской экономике, так и на мировых рынках сырья и капитала. Инфляционные процессы в автономном округе коррелируются с общероссийскими, при этом не превышают значения последних.

Малый и средний бизнес в Ямало-Ненецком автономном округе оказывает огромное воздействие на развитие экономики региона и происходящие стабилизационные процессы, но на современном этапе развития нашего общества часто меняется законодательство в целом.

Это можно подтвердить принятием изменений в окружных законах, например «О размере арендуемого помещения» и о «О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», в котором были изменены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности [15].

Изменения в эти законы, вероятно, были внесены с учетом того, что показатель доходности в целом по региону достаточно высок. Но законодатели, вероятно, забыли, что в округе есть еще и коренное население.

Среди малочисленных народов Севера проводится работа по популяризации предпринимательской деятельности, а повышение размера аренды помещений — сводит на нет все усилия по развитию предпринимательства коренного населения Ямала (КНЯ). Коренное население Ямала − ненцы, ханты, селькупы, коми и др. традиционно занимаются оленеводством, рыболовством, пушным промыслом.

Агропромышленный комплекс округа представлен сельскохозяйственными организациями, рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями; общинами коренных малочисленных народов Севера; хозяйствами, частными хозяйствами населения и предпринимателями без образования юридического лица.

Закон автономного округа от 28 декабря 2005 года N 114-ЗАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» предусматривает государственную поддержку общин коренных малочисленных народов Севера и юридических лиц, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности, но он не затрагивает интересы тех коренных ямальцев, которые стали предпринимателями.

Для развития и поддержки малого и среднего бизнеса в среде малочисленных народов Севера необходимо принять соответствующий Закон, регулирующий права коренных малочисленных народов в сфере предпринимательства.

Такой закон позволил бы, например, ввести в состав Координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе представителя КНЯ, внести налоговые льготы, определить границы финансовой поддержки.

Эффективно было бы разработать отдельное направление в рамках реализации окружной долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014–2016 годы» отдельного направления для коренного малочисленного населения округа.

Например, внести изменения в формулировку целей Программы, дополнив ее следующими положениями:

-          содействие коренному малочисленному населению в открытии малых предприятий на территории округа;

-          формирование инфраструктуры поддержки коренных малочисленных народов Севера в сфере предпринимательства и обеспечение ее деятельности.

Индикаторами показателей в направлении развития малого и среднего предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера могут быть:

-          количество малых и средних предприятий, организованных КНЯ в расчете на 1 тыс. человек населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

В рамках такого Закона возможна правовая поддержка, возрождение и популяризации декоративно-прикладного искусства и ремесел коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа, которая осуществляется в рамках реализации окружных целевых программ: «Культура Ямала» и «Культура, язык, традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа», но не затрагивает правовую сторону предпринимательской деятельности.

Индикаторами показателей в направлении развития малого и среднего предпринимательства в общем по округу могут быть: увеличение налоговых поступлений от МП и СП; увеличение бюджета округа; положительная динамика количества предоставляемых товаров и услуг малыми и средними предприятиями в целом.

Следовательно, малое предпринимательство является неотъемлемым субъектом рынка, влияющим на эффективность социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни и формирования среднего класса, как основы стабильности общества.

 

Литература:

 

1.         Блок новостей департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. — URL: http://de.gov.yanao.ru/ (дата обращения: 14.12.2014)

2.         Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2014. — № 2. — С. 76–68.

3.         Вестник Администрации МО г. Ноябрьск. — 2013. — № 34. — С. 47–49.

4.         Выступление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д. Н. Кобылкина от 26 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kobilkin.ru/press_service/831/ (дата обращения: 02.12.2014)

5.         Лаптев В. В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. — М.: Дело, 2013. — 538 с.

6.         О развитии малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе: закон ЯНАО от 24.05.2012 N 29-ЗАО // Красный Север. — 2012. — № 15. — С.2.

7.         О патентной системе налогообложения на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: закон ЯНАО от 28 сентября 2012 г. N 83-ЗАО // Красный Север. — 2012. — № 28. — С.2.

8.         Отчет об исполнении бюджета за 2011г. // Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2012. — № 11.

9.         Отчет об исполнении бюджета за 2012г. // Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2013. — № 10.

10.     Отчет об исполнении бюджета за 2013г. // Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2013. — № 18.

11.     Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Ноябрьск на 2014–2016 годы / Целевая программа // Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2012. — № 31.

12.     Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. URL: http://de.gov.yanao.ru/ (дата обращения: 09.12.2014)

13.     Решение Городской Думы муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 октября 2011г. N 471-Д// Вестник администрации МО г. Ноябрьск. — 2011. — № 37.

14.     Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 15.

15.     Шеховцов А. О. Влияние государственной поддержки на сектор малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. //Красный север. 2013. — № 14. — С.9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle