Библиографическое описание:

Сунакбаев Ш. К. Социальная модернизация — веление времени // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 295-296.

In article the author considered social support in the Republic of Kazakhstan. Also social modernization, strengthening’s of economy and increase of welfare of the people of Kazakhstan.

 

Казахстан сумел выставить мощный и адекватный заслон на пути самого драматичного за последние 70 лет глобального финансового кризиса, охватившего многие регионы мира. Экономическая модель страны, успешно преодолев турбулентный период, показала свою устойчивость и состоятельность. В то же время достижение высоких темпов роста экономики является не самоцелью, а средством неуклонного роста социального уровня жизни страны.

Новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа органично прописываются в контексте курса, заложенного Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым еще в 1997 году в Стратегии «Казахстан-2030». Ключевым ориентиром развития страны, определенного центральной задачей долгосрочной стратегии, остаются процветание, безопасность и улучшение качества жизни казахстанцев.

Поэтому главным вектором развития Казахстана в ближайшем десятилетии обозначена масштабная социально-экономическая модернизация, определенная Главой государства в Послании текущего года. На открытии нынешней сессии Парламента V созыва Нурсултан Назарбаев обнародовал задачи по оптимизации законов, касающихся социально-экономического развития, законодательной поддержки пяти основных приоритетов социальной модернизации общества.

«Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации», — говорится в статье Главы государства.

В связи с этим важно отметить, что реализация политики социальной модернизации осуществляется не на пустом месте, а имеет под собой прочные материальные основания. Сегодня Казахстан — это сильное региональное государство, располагающее ощутимым весом в мировых экономических связях и достигшее заметных результатов в сфере социального обеспечения своих граждан.

Наша республика входит в число глобальных лидеров по добыче урана, экспорту пшеницы и муки, является крупным поставщиком на внешние рынки нефти, угля, ферросплавов, меди и другой востребованной продукции. Об устойчивости отечественной экономики свидетельствует и тот факт, что в период мирового финансового кризиса Казахстан смог сохранить положительную динамику развития, а в посткризисный период вновь вышел на уровень 7–7,5 % ежегодного экономического роста.

В текущем году в экономике страны также сохраняются положительные тенденции развития. По прогнозам Правительства, общий объем ВВП вырастет до 210,8 млрд. долларов (в 2011 году — 184 млрд. долларов), а ВВП на душу населения — до 12,5 тыс. долларов (в 2011 году — 11,3 тыс. долларов).

Важнейшим фактором экономической модернизации страны является реализация Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, принятой в 2010 году.

За два с половиной года создана необходимая законодательная база, приняты отраслевые программы, программы поддержки бизнеса, Карта индустриализации, в которую входят более 700 проектов.

Будучи ориентированной на инновационный бизнес, ГП ФИИР способствует становлению в стране креативного класса, исповедующего дух свободного предпринимательства и производственных новаций. Именно он должен стать основной социальной базой ведущихся в стране преобразований.

Создаваемая таким образом в Казахстане современная экономика, с одной стороны, обеспечивает устойчивую материальную платформу для процессов социального реформирования, с другой — выступает их основным катализатором.

Важное значение для успеха общественной модернизации имеют достижения Казахстана в социальной сфере, которой Глава государства неизменно уделяет приоритетное внимание. Стране удалось сократить безработицу с 12,8 % в 2000 году до 5,2 % в июле 2012 года. За тот же период доля казахстанцев с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась более чем в 4 раза, в 6 с лишним раз вырос размер пенсий. При этом пенсии, заработные платы работников бюджетной сферы и выплаты социально уязвимым слоям населения повышались даже в условиях глобального мирового финансового кризиса, когда многие страны пошли на сокращение социальной поддержки населения.

Позитивная динамика укрепления материального благополучия наших граждан наблюдается и сегодня. В течение первого полугодия 2012 года реальные денежные доходы населения выросли почти на 7,5 %, уровень среднемесячной номинальной зарплаты увеличился на 13,3 %, составив в июне 104 896 тенге. С января 2012 года на 9 % был увеличен размер пенсий.

Принимаются активные меры по сокращению уровня безработицы и содействию в трудоустройстве казахстанцев путем реализации программ «Занятость-2020», «Дорожной карты бизнеса», местных программ развития. В ходе их осуществления уже к 2015 году планируется создать 1,5 млн. новых рабочих мест.

С увеличением экономических возможностей государства повышенное внимание стало уделяться научно-образовательной сфере и здравоохранению. За 2000–2011 годы расходы на науку и образование по линии МОН РК выросли в 20,8 раза (с 12,5 млрд. до 260 млрд. тенге), инвестиции в здравоохранение — в 11,6 раза (с 54,3 млрд. до 401 млрд. тенге).

С учетом стратегической важности этих направлений социальной политики для развития страны предусмотрено дальнейшее наращивание их поддержки со стороны государства. Расходы на образование и науку в 2012 году составят 365 млрд. тенге, а за 2012–2014 годы — 1 трлн. 132 млрд. тенге.

Безусловно, достигнутые Казахстаном экономические и социальные успехи впечатляют. Однако Главой государства определяются новые горизонты, к которым надо стремиться, чтобы прочно занять достойное место в мировом рейтинге государств и поднять планку социального самочувствия казахстанских граждан.

Следует отметить, что ведущая роль при проведении социальных реформ отводится государству. И это закономерно. Обладая высшей законодательной и распорядительной силой, а главное — средствами и механизмами реализации процесса социальной модернизации, государство может и обязано осуществить комплекс мер, направленных на мобилизацию всех ресурсов общества для решения поставленных Президентом задач.

В ближайшее время будет обновлено законодательство страны по вопросам государственной молодежной политики, в том числе в отношении трудоустройства и работы. Планирующиеся изменения будут направлены на улучшение профориентационной работы, расширение трудовых и социальных прав молодых специалистов, создание условий роста для работающей молодежи. [1]

Усовершенствование законодательной базы государственной молодежной политики позволит приступить к разработке новых программ поддержки молодежи в различных сегментах общественно-экономической жизни. Убежден, свойственная молодежи энергия и гибкое инновационное мышление, помноженные на качественное образование и возрожденный престиж труда и профессионализма в молодежной среде, найдут успешное практическое применение в ходе экономической и социальной модернизаций.

В рамках формирования новой модели социально-трудовых отношений целесообразно усовершенствовать деятельность Республиканской трехсторонней комиссии социального партнерства в сфере трудовых и социально-экономических отношений, повысив ее роль и полномочия в отношении регулирования трудовых отношений и контроля за исполнением генеральных соглашений в этой области.

В ближайшее время будет принят в работу законопроект «О социальных рабочих местах», направленный на создание механизмов трудовой адаптации граждан, относящихся к категории социально уязвимого населения.

В числе законодательных новаций — разработка Закона «О проведении массовых мероприятий», внесение поправок в законодательство о государственных, национальных, профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан. Их целью являются воспитание патриотизма казахстанцев, поднятие престижа труда, сплочение граждан вокруг ценностей нашего общества.

До конца текущего года ожидается поступление на рассмотрение Парламента проекта закона «Об оказании государственных услуг в электронном формате», с принятием которого расширится сфера онлайновых услуг государственных органов, улучшится интерактивная обратная связь с населением.

Ведь принимаемые законы, как отметил Президент, должны комплексно решать вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, быть понятными и доступными для всех, делать жизнь народа проще и комфортнее.

Справедливо утверждение о том, что оценка долгосрочных стратегий развития — дело потомков, которые будут пожинать плоды реализации таких программ. В то же время если выдвинутая стратегия развития отвечает запросам сегодняшнего дня, то ее результаты способствуют прогрессу общества и государства.

Убежден, что путь, определенный Стратегией «Казахстан-2030», подобно скоростной магистрали приведет общество к процветанию. Будет и в дальнейшем служить примером успешного и стабильного развития социума, в котором единство, мир и согласие граждан, их ответственное отношение к труду станут основой всеобщего процветания и благополучия.

 

Литература:

 

1.       Поляков Л. В. Путь Казахстан в современность: модернизация как деархаизация.— Алматы, 2012;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle