Библиографическое описание:

Кадушкин С. А. Применение современных средств обучения в процессе подготовки учителя технологии // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 454-457.

В статье говорится о применении современных средств обучения в процессе подготовки учителя технологии. В частности ознакомление будущего учителя технологии с современными технологиями производства лазерной технологии. Для этого была разработана и изготовлена модель лазера, с помощью которой студенты знакомились с его устройством, принципом действия, что является как средство обучения.

Ключевые слова: современные средства обучения, мышление, учитель технологии, лазерные технология, модель лазера.

The article discusses the use of modern teaching AIDS in the preparation of teachers of technology. In particular the introduction of future teachers of technology and modern production technologies laser technology. This was designed and manufactured model of the laser with which students were familiar with his device, a principle that is as a learning tool.

Keywords:modern means of learning, thinking, teacher of technology, laser technology, laser model

 

Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.

Будучи компонентом разнообразных системных образований в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия и пр.

Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые), не замыкающиеся рамками традиционного урока.

Неизбежно подвергаются тем или иным изменения и цели, содержание обучения. Именно с возникновением новых средств и технических достижений стало возможным включать в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны. Уже сегодня студенты получают реальные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, развития природных задатков и способностей, овладения новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники [3].

Сегодня в качестве наиболее перспективных образовательных стратегий, технологий и методов обучения, ориентированных на приобретение и развитие профессиональной компетенции будущего учителя технологии применяются такие, как проектное обучение, обучение методом кейсов, интерактивное, модульное (модульно-компетентностное, модульно-проектное, модульно-кейсовое) обучение, обучение с использованием визуально-графических средств, компьютерное и др.

Чтобы успешно решать задачи современного образования, преподаватель должен по-новому осмыслить свою профессиональную деятельность. Сегодня преподаватель, как правило, работает не с обучающимися, а с предметом, который он преподаёт, и в качестве главной выдвигает задачу овладения научить своему предмету вместо взаимодействия развития личности обучаемого, его компетенций. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного состоит в том, что первый не только обладает определенным уровнем приобретенных усилием своей мысли, а не памяти знаний, умений и навыков, но способен реализовать их в своей деятельности. Заученные знания мало стоят чего-либо в любой сфере деятельности: в образовании, науке, производстве и т. п. [5].

В основе компетентности лежит практическое мышление. На современном этапе главная задача каждого педагога — дать не только обучающимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно значимые компетенции, вызвать интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную, мыслительную деятельность и научить: учиться, знать, познавать, делать, жить, мыслить, быть Человеком [2].

Более 50-ти лет назад советскими и американскими учеными (И. Г. Басовым, А. М. Прохоровым, Ж. Алферовым и Ч. Таунсом) был предложен способ получения монохроматического лазерного излучения, а также разработан ряд основных лазерных технологий:

-        лазерная термическая обработка (лазерная закалка и отжиг);

-        лазерное скрайбирование;

-        лазерный переплав поверхности деталей;

-        лазерная сварка;

-        лазерная резка металлов [1;4].

Лазерная установка для резки металлов имеется на Тюменском турбомеханическом заводе. К сожалению, подобные установки пока не применяются на заводах г. Ишима. Студенты Тюменского государственного университета филиала в г. Ишиме могут познакомиться с лазерной установкой, только применяемой в лечении глазных заболеваний.

Изготовить самостоятельно лазерную установку с рабочим твердым телом (активный элемент лазера) трудно, трудным также является отлаживание деталей установки, поэтому мы предлагаем проект модели лазера, с помощью которой можно познакомиться с его устройством, и принципом действия лазера (рис. 1). Модель содержит рубиновый стержень 1 из полированного органического стекла, на торцевые грани которого нанесен слой красной туши или нитролака; генератор накачки — газоразрядную лампу, охватывающую спиралью стержень активного вещества. Материалом служит оргстекло диаметром 20 мм, длинной 1000 мм. Спираль, состоящую из двух витков, навивают в горячей воде на оправку диаметром 100 мм. Концы спирали окрашивают в зеленый цвет. Электродвигатель (М) синхронный или постоянного тока с питанием от батарей. С помощью этого электродвигателя происходит вращение оси кругового кулачкового переключателя. Другие элементы: L — катушка зажигания импульсной дампы типа ИФК — 120 состоит из 30 и 1700 витков (см. рис. 2). Переключатель периодически включает лампу накаливания и лампу вспышку. При замыкании контактов выключателя (В) начинает светиться зеленым светом генератор накачки (Л1, Л2), становится красным «рубиновый стержень» (включены лампы Л3, Л4 и Л5, погасли Л1 и Л2), а через мгновение появляется вспышка рубинового света (включена импульсная лампа-вспышка) — луч лазера. Этот цикл повторяется каждые 30 сек.

Данная модель установки лазера позволяет достаточно детально познакомить будущих учителей технологии с современными методами обработки конструкционных материалов, что повышает качество технологической их подготовки.

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить в продаже так называемые «лазерные указки», представляющие собой лазерные полупроводниковые приборы с некогерентным излучением. Эти «указки» могут служить орудием, отрицательно влияющим на траектории движения воздушных судов (самолетов, вертолетов и др.). Поэтому в учебной практике мы советуем их не использовать.

Описание: G:\Рисунок - 0001.jpg

Рис. 1. Модель рубинового лазера: а — принципиальная схема и конструкция; б — круговой переключатель

 

Описание: G:\Рисунок - 0002.jpg

Рис. 2. Электронная лампа-вспышка: а, б — схема и общий вид лампы-вспышки на транзисторах; в, г — схема и общий вид лампы-вспышки с питанием от сети; рефлекторы могут быть выполнены из полированной алюминиевой миски.

 

Литература:

 

1.                  Гуляев А. А. Лазерная технология подготовки учителя технологии [Текст]/А. А. Гуляев, В. Д. Васин-В сб. Технологическое образование как фактор инновационного развития страны. — Ярославль, 2010.-С. 193–194.

2.                  Каунов Современные средства обучения в процессе подготовки и повышения квалификации учителей технологии//Технологическое образование как фактор инновационного развития страны.-Ярославль, 2010.-С. 141–147.

3.                  Профессиональная педагогика: Учебник для студентов обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация. Профессиональное обучение, 1997. С.242–263.

4.                  Сидоров О. В. Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов//Диссертация на сочетание ученой степени кандидата педагогических наук: код специальности 13.00.08. Теория и методика профессионального образования/ О. В. Сидоров — Новокузнецк, ИГПИ 2002,-148с.

5.                  Сидоров О. В. Профессионального мышления будущего педагогического профессионального обучения и пути его формирования [Текст]/ О. В. Сидоров. Проблемы и перспективы физико-математического и технологического образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ишим, 20–21 ноября 2013г.)/Под общ. ред. Т. С. Мамонтовой — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2014-С. 183–187.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle