Библиографическое описание:

Николаев А. М., Зиневич Н. И. Особенности мировой логистики в автоспорте на примере кольцевых автогонок Формула-1 // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 259-260.

На сегодняшний день Формула-1 является самым дорогим видом спорта. За годы своего существования Формула-1 способствовала развитию многим совершенно не спортивным видам деятельности: автомобильной промышленности, аэродинамики, технологии создания дорожного покрытия, а также логистики.

Выделяется два направления логистики в Формуле-1: транспортная логистика и производственно-сервисная логистика процессов.

Особенность транспортной логистики заключается в том, что за 9 месяцев, команды, участвующие в гонках должны посетить 20 стран в 5 частях света и преодолеть более 230000 тыс. км с 30 тонным грузом, который необходим для проведения каждого из этапов сезона. Поэтому детально разрабатываются варианты размещения груза в средствах транспортировки, просчитываются возможности экономии веса груза и снижение стоимости перевозки. [1]

То, что этапы проходят в 5 частях света определенным образом сказывается на работе логистических отделов команд. Таким образом, логистам необходимо учитывать специфику стран, в которых проводится гран-при, например: при въезде в Малайзию необходимо проследить, чтобы всем членам команды (от 50 до 90 человек) были сделаны необходимые прививки. Когда речь идет о европейских этапах действует Шенгенская система и заботиться о визовом режиме не приходится, но как только речь идет о заокеанских поездках (большинство команд базируются в Европе), отделу логистики приходится утрясать проблемы с визами.

Команды, на протяжении долгого времени выступающие в чемпионате мира, безусловно изучили все тонкости перевозки грузов от этапа к этапу, а поэтому могут осуществлять ее сами. Однако в случае возникновения форс-мажорных ситуаций или специфических вопросов они обращаются к DHL. Сам процесс выглядит так: примерно за две недели до Гран-при ответственные люди получают всю информацию по тому, какое оборудование планируется привезти на гонку, какие аэродинамические и иного рода новинки планируется задействовать и другую информацию. Логисты готовят документацию по данным пунктам, прокладывают оптимальный маршрут от базы до трассы, необходимое количество грузовиков, а также рассчитывают ориентировочное время, за которое все оборудование будет доставлено. Обычно, крайний срок — это вторник, то есть, за два-три дня до начала гоночного уик-энда.

Транспортная логистика в Формуле-1

В транспортной логистике существует два способа доставки груза до места проведения гонки: автотранспортом и авиатранспортом, часто команды используют и мультимодальные перевозки задействуют сразу оба способа.

Перевозку грузов автотранспортом осуществляет команда специалистов из 8–10 человек в специализированных трейлерах, по предварительно рассчитанному маршруту логистами команды. Обычно, для переброски груза используют 3 трейлера: в первый грузят специальное оборудование для пит-стопов, во второй 4 гоночных болида, в третий полный набор инструментов и приспособлений для самих машин.

Бригаде из четырех человек требуется около пяти часов, чтобы полностью загрузить трейлеры. На каждый грузовик оформляется детальная таможенная декларация на провоз груза через границу.

На авиатранспорте все гораздо сложнее. Сезон начинается в марте в Австралии, то есть весь 30-ти тонный багаж должен быть собран и отправлен в конце февраля, назад в Европу он вернется лишь к середине апреля, так как на этом пути команды побывают в Малайзии, Бахрейне, Китае, а это как минимум 5 перелетов.

На базе команды весь груз запаковывают в специальные авиаконтейнеры. Потом в трейлерах размещают гоночные болиды. Главная задача — избежать повреждения техники во время перевозок. Если машина будет серьезно покалечена, ее придется возвращать на фабрику и потом отправлять на гонку отдельным чартером, что обойдется на порядок дороже.

С двигателями, которые отправляют в аэропорт заранее, дела обстоят несколько иначе. Зачастую, цена победы это доли секунды, поэтому технологии конструкций двигателей хранятся в строжайшем секрете, в связи с этим команды не допускают их рентгеновскому контролю. В качестве меры безопасности ящикам с двигателями приходится отстаивать до 24 часов в карантине, если, конечно, логистам команды не удается договориться с представителями местной гражданской авиации об ускорении прохождения этой процедуры.

Процесс переезда с одного этапа на другой начинается в воскресенье вечером, сразу после гонки, в четверг утром все оборудование, включающее в себя до 50 телевизионных мониторов, более 60 компьютеров, подключенными километрами кабеля, оборудование обслуживающее болид, должно быть протестировано и безотказно функционировать. В соответствии с тем, что базы восьми команд расположены в Великобритании, двух — в Италии и одной в Швейцарии, было выбрано два координирующих центра DHL: в Лондоне и Мюнхене. Соответственно, команды транспортируют свой груз до этих центров, где зона ответственности переходит к провайдеру. Стандартно, на перевозку всего оборудования всех команд требуется 5 грузовых самолетов, поэтому масштаб работы действительно велик. Каждая деталь требует бережного отношения к себе, и ради этого в компании имеется собственный штаб инженеров, который разрабатывает специфические технологии для наиболее качественной транспортировки груза. Также на провайдере лежит вся ответственность за взаимодействие с таможенными органами других государств. Все операции, связанные с таможней, должны укладываться в 2–3 часа, поэтому компания должна постоянно следить за изменением таможенных законодательствдругих стран и докладывать командам обо всех документах, которые необходимо оформить дополнительно.Стоит заметить, что провайдер также ответственен за все телевизионное оборудование, которое, к тому же, требует долгой и кропотливой установки, и его необходимо доставить за полторы недели до начала Гран-при. [2]

На каждый этап команда тратит около 2 млн.$.

Производственно-сервисная логистика в Формуле-1

Во время соревнований Формула-1 вершиной производственно-сервисной логистики можно считать сервисные остановки болидов Формулы-1, которые называются пит-стоп.

Не менее чем 16 членов команды бывает задействовано в гонке при проведении пит-стопов.

Кроме работы во время пит-стопа, все члены бригады выполняют «штатную» работу в команде в качестве механиков, водителей грузовиков и пр.

Обязанности внутри бригады разделяются следующим образом: 12 человек непосредственно занимаются сменой колес: по три на каждое колес; 2 работают с передним и задним домкратами; 1 протирает забрало гонщика; 1 стоит наготове с огнетушителем.

На пит-стоп(после отмены дозаправок) в среднем тратится 3,5–5 секунд, этот результат показатель того, как работает сервисная логистика команды Формулы-1, когда у каждого из членов команды есть четкие задачи расписанные посекундно и любая ошибка может стоить победы. [3]

Хотелось бы отметить, что в сезоне 2011 года Российская команда Marussia Virgin Racing представила свой болид, а в 2014 году открылась трасса в Российском городе Сочи, на которой прошел гран-при Формула-1, а следовательно у команды появится свой дом и своя логистическая структура.

 

Литература:

 

1.                  http://www.sports.ru/tribuna/blogs/formula1/652995.html

2.                  http://www.dhl.com/en.html

3.                  http://bb.vesti.lv/sport/item/9158224-kak-rabotaet-logistika-v-formule-1-vzglyad-iznutri

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle