Библиографическое описание:

Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 477-479.

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

 

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании социализация — приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным» [2, с. 103].

Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, глубины, интериоризации знаний.

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня обнаруживаются трудности социализации старших дошкольников посредством игровой деятельности. Исследование процесса социализации в современных российских условиях показало, что при всем внедрении игровой деятельности в младшее образовательное звено, основное внимание уделяется традиционной парадигме. Где личность формируется только как объект воздействия, по заданному образцу правил, а также наблюдается больший перевес в сторону обучения детей и подготовки их к школе, чем ориентация на игровую деятельность ребенка старшего дошкольного возраста.

Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений (мотивационно-эмоциональный компонент) и актуализации собственного опыта (деятельностный компонент).

На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.

Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).

Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений.

В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления [3, с. 12].

Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане. У детей возникает произвольное овладение собственным поведением и действиями, основательно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает [4, с. 76].

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в том числе социальных знаний. Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности, навыки социального поведения, сотрудничества.

Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств, коллективных навыков, которая способствует овладению способами постижения социальной действительности, накоплению опыта познания своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.

В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников, воспитателей, учителей. Все эти агенты социализации действуют в одно и то же время и с разными позициями, что ставит ребенка в центр несогласованных действий.

Исходя из теоретического анализа литературы и практического опыта, выделены условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

1.         Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей.

2.         Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

3.         Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.

Рассмотрим каждое условие более подробно.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования упоминается о «формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей» [1; п.1.6.8]. А также имеются требования к развивающей предметно-пространственной среде, например:

-          предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а также возможность для уединения;

-          развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.

Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может пониматься в широком и узком направлениях. В широком направлении предметно-развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребенка. В более узком направлении — это предметно-игровая среда.

Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующее условие — это организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

Воспитатель детского сада является непосредственным агентом социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада.

Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.

Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом, имеющим желание познавать вместе с ними. Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с педагогом, и влияет на его социальное становление.

Для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность детей. Под косвенными способами понимается стимулирование самостоятельности детей в игре при помощи бесед, рассказов, экскурсий. В свою очередь прямые способы используются при появлении трудностей в игровой деятельности детей посредством идей, предложений, при необходимости непосредственного участия воспитателя.

Если педагог включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу. В игре ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли, суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры.

И последнее условие — интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.

Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Но только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.

Данное условие является непосредственно направленной деятельностью педагога и его участие в процессе социализации детей. Педагог может создать программу сопровождения социализации детей в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы:

1)                 Развивающие игры;

2)                 Упражнения;

3)                 Тренинги;

4)                 Психогимнастика;

5)                 Рисование;

6)                 Беседы.

Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель — развитие у ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например, развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д.

Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим его миром. Результатом ранней социализации является готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми.

 

Литература:

 

1.         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2.         Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

3.         Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. — 67 с.

4.         Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle